Православный Саров

Подписаться на RSS-поток

ТИТАНЫ ЦЕРКОВНОГО РАСКОЛА, УРОЖЕНЦЫ ЗЕМЛИ НИЖЕГОРОДСКОЙ

1 февраля 2015 года

В прошлом году на Серафимовских чтениях я делал доклад про Ф.Ф. Ушакова «Адмирал Ушаков. Почему святой?». Наша семейная работа на областном конкурсе «Моя Нижегородская губерния» также была посвящена Ф.Ф. Ушакову: «Нижегородская губерния – кузница побед Ушакова». Почему этот великий флотоводец привлек наше внимание? Отчасти потому, что последние годы своей жизни он провел недалеко от нашего города, в селе Алексеевка близ Санаксарского монастыря. Таким образом, его жизнь связана с историей моего родного края.

При выборе темы для доклада в этом году мы решили продолжить историко-краеведческую тематику. Наше внимание привлекли два небольших села в центральной части Нижегородской области. Это село Вельдеманово Перевозского района и село Григорово Большемурашкинского района. Оказывается, в этих местах родились два человека, которые сделали историю Русской Православной церкви 17 века: это патриарх Никон и протопоп Аввакум. В процессе работы над материалом доклада я узнал, кто были эти люди, какой след в истории Церкви они оставили. Об этом я хочу рассказать в своем докладе.

Когда у мордовского крестьянина Мины в селе Вельдеманово Княгининского уезда (ныне Перевозский район Нижегородской области) появился на свет наследник, названный Никитой, счастливый родитель не думал, какая судьба уготована его сыну. Это был 1605 год. В 20 лет Никиту выбирают священником в его селе, а затем его привлек находящийся неподалеку Макарьевский монастырь, где он пожелал постичь книжную премудрость.  После смерти отца Никита получает приход в Москве, но, лишившись троих малолетних детей, расценивает это как вещий знак и принимает монашество на Соловках под именем Никон. В 1646 году он отправляется в Москву и, согласно обычаю, является с поклоном к молодому царю Алексею Михайловичу. Понравившись ему, Никон остается в столице и становится архимандритом Новоспасского монастыря, затем возводится в сан митрополита Новгородского. Царь называет Никона «великим солнцем сияющим», «возлюбленным своим и содружником», и после кончины действующего тогда патриарха уговаривает Никона принять патриарший сан.

Став патриархом, Никон проводит церковную реформу с целью переделать русскую Церковь на новый лад, чтобы она во всем походила на греческую церковь.  До этого времени в русском обществе возникли и утвердились некоторые местные церковные обряды и обычаи, отличные от принятых в греческой церкви, от которой Русь приняла христианство. С развитием книгопечатания эти обычаи вошли из рукописных книг в печатные и распространились по всей России. Никон решительно взялся за исправление русских богослужебных книг.

Патриарх Никон, заручившись поддержкой царя и церковного собора 1654 года, дал указ переписывать церковные книги  в соответствии со старыми славянскими пергаментными и древними греческими.  Так в старых книгах всегда писалось имя Спасителя «Исус», в новых книгах оно было переделано на «Иисус», подвергся изменению и символ веры.  Вслед за этим последовали и другие нововведения:

- вместо двуперстного крестного знамения было введено троеперстное;

- крестные ходы Никон распорядился проводить в обратном направлении,
против  солнца (против часовой стрелки).

- возглас «аллилуйя» во время богослужения стали произносить не дважды, а трижды.

Никон ополчается и против некоторых иконописцев своего времени, приказав изымать их иконы, написанные в западноевропейском стиле, и сжигать их.

Все эти события — заключение о «неисправ­ности» книг, отлучение сторонников двуперстного знамения, появление большого числа новоисправленных книг и изъятие в связи с этим прежних изданий — вызвали недоумение, а порой просто возмущение в народе. Народное смятение усиливалось и из-за внезапно обру­шившихся на страну страшных бедствий — голода, моровой язвы. Причину их стали усматри­вать в отступлении от канонов Церкви.

Кроме самой порчи книг и церковных обычаев резкое сопротивление в народе вызвали и те насильственные меры, с помощью которых Никон утверждал свои нововведения.  Историк  В.О.Ключевский называл Никона церковным диктатором. На церковном соборе 1656 года было принято решение предавать анафеме всех, кто не подчиняется новым правилам. Жестоким гонениям и казням подверглись русские люди, совесть которых не могла согласиться с церковными нововведениями. Опасаясь утратить чистоту веры, один предпочитали умереть, другие покидали родные места. Они стояли насмерть на старые обычаи Церкви, поэтому их стали называть старообрядцами. Еще их называют раскольниками, так как они положили начало расколу русской Церкви  XVII века.

Одним из самых главных противников реформ Никона был протопоп Аввакум.   Он родился  «в нижегородских пределах, за Кудьмою рекою», в селе Григорово в 1620 году.  У него был неуступчивый, решительный характер, и жизнь его складывалась трудно. Он стал самым яростным противником патриарха Никона и его церковной реформы.

Нигде нет такой непорочной православной веры, как в России, считал Аввакум. Нет нигде такого православного государства, как русское. «Ох, Бедна Русь, чево тебе хотелось латынских ли обычаев и поступков немецких, а свой истинный християнский закон возненавидели и отвергли».

Царь Алексей Михайло­вич в 1666 г. созвал собор для суда над противни­ками реформы. Решением собора патриарх Никон был осуждён за самовольное оставление патриарших обязанностей и сослан в отдалённый мо­настырь. Всех сторонников старой веры осуди­ли по гражданским законам. А по действовавшему тогда закону за преступление против веры полага­лась смертная казнь.

В 1667 году протопоп Аввакум ссылается в Пустозерск. Долгих 14 лет он провёл в земляной тюрьме, питаясь лишь хлебом и водой, но даже там он продолжал вести проповеди и писать воззвания к приверженцам старой веры. Именно в пустозёрской тюремной яме он написал своё знаменитое «Житие протопопа Аввакума. Им самими написанное» и около восьмидесяти других своих сочинений. Аввакум был сожжен в срубе вместе с тремя единоверцами. Умирая, мученик поднял руку с двуперстным крестным знамением и крикнул людям из бушующего пламени: «Будете этим крестом молиться – вовеки не погибнете!» Именно таким, с двумя перстами, и запечатлел его скульптор В.М. Клыков, который также является автором памятника Серафиму на дальней пустынке в Сарове. В селе Григорово Большемурашкинского района установлен памятник протопопу Аввакуму.

В наше время протопоп Аввакум почитается большинством старообрядческих церквей и общин как священномученик и проповедник. В 1916 году Аввакум был канонизирован старообрядческой церковью как святой.

А в селе Вельдеманово в 2005 году в честь 400–летия  со дня рождения патриарха Никона на месте где когда-то стоял дом, в котором он провёл детство, поставили памятник – часовню, под горою облагородили родник и сделали купальню. Рядом с памятником патриарху Никону стоит крест.

Вот так, по иронии судьбы, на нашей Нижегородской земле, в селах, расположенных в  20 километрах друг от друга, родились люди, оставившие значимый след в истории  Русской Церкви. Память о них жива и по сей день.

Список использованных источников:

  1. Нижегородский край. Именитые земляки и гости. Под редакцией В.А.Шамшурина. Нижний Новгород: ООО «типография Поволжье», 2005.
  2. В.Д.Сиповский. История России в рассказах для детей. Родная старина. М.: «Современник», 1994.
  3. Материалы сайта www.nn-gid.ru.
  4. Материалы сайта www.rpsc.ru.
  5. Энциклопедия для детей. Т.5, ч.1,2. История России. М.: Аванта+, 1997.
  6. М.В. Толстой. История Русской Церкви. Издание Спасо-преображенского Валаамского монастыря, 1991.
  7. В.О. Ключевский. Русская история. Полный курс лекций в трех книгах. Т.2. Ростов н/Дону: издательство «Феникс»,1998.

 

Нравится 0

При использовании любых материалов ссылка (гиперссылка) на сайт Православный Саров обязательна

Write a comment

  • Required fields are marked with *.

If you have trouble reading the code, click on the code itself to generate a new random code.