1 февраля 2015 года
В оргкомитет Серафимовских детских чтений
НАПРАВЛЕНИЕ
«ПРАВОСЛАВНОЕ ИСКУССТВО»
ТЕМА
«ОБРАЗ СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ»
РАБОТУ ВЫПОЛНИЛА:
ученица 9а класса
НОУРО
«Православная гимназия
г. Дзержинска»
Новгородская Елизавета.
Руководитель:
Кузикова Ольга Владимировна,
учитель русского языка,
литературы и МХК
высшей квалификационной
категории
Известный философ-священник Павел Флоренский писал: «Чтобы понять Россию, надо понять Лавру, а чтобы вникнуть в Лавру, должно внимательным взором всмотреться в основателя ее, признанного святым при жизни, “чудного старца, святого Сергия”». Похожую мысль высказывал писатель Евгений Поселянин: «Если есть у России народный богатырь, который всего лучше выражает дух России, то, конечно, это преподобный Сергий». Действительно, наверное, нет другого святого, чье житие и подвиг были настолько тесно связаны с историей не только Русской Церкви, но всей России.
Чтобы узнать о жизни, трудах и чудесах Сергия Радонежского, можно обратиться к Житию святого, написанному Епифанием Премудрым, или к «Слову похвальному преподобному отцу нашему Сергию», принадлежащему перу того же автора. Эти произведения показывают, как относились к Сергию его современники, но увидеть Сергия воочию позволяют многочисленные иконописные изображения.
Цель работы – рассмотреть произведения живописи, посвященные Сергию Радонежскому, понять, какое эти полотна отражают то влияние, которое оказал образ святого на людей, живших через много столетий после его смерти, а также на людей, живущих сейчас.
Игумен земли Русской — так называют преподобного Сергия. И это не просто эпитет. В этих словах выражено чувство любви православных русских людей к Радонежскому игумену и его монастырю. Каждый человек может видеть в преподобном Сергии наставника и руководителя. Священник увидит пример истового служителя и вдохновенного молитвенника, удостоившегося сослужения Ангельских сил во время Литургии. Монах — образ для подражания в уединенной жизни, молитве и послушании. Даже будучи игуменом, авва Сергий продолжал служить своей братии, почитая себя последним в монастыре. Любая православная семья найдет в жизни святого пример взаимной любви, воспитания детей. Преподобные Кирилл и Мария Радонежские — родители Преподобного — привили сыну веру и любовь к Богу. От них ему передалось желание истинной христианской жизни и простоты. Даже ребенок увидит в отроке Варфоломее, обычного мальчика, которому далеко не все давалось с легкостью. Лишь вера и упование на помощь Божию помогли ему не отстать от своих сверстников.
О жизни и подвиге святого Сергия Радонежского и истории основанного им монастыря написано очень много книг. Но сегодня хотелось бы обратиться к житию Преподобного, рассказанному художниками.
Виктор Михайлович Васнецов любим многими как художник русских былин и сказок, сумевший проникнуть в их чудесный, полный загадок, мир. Но мало, кто помнит, что свою беззаветную преданность Отечеству Васнецов выразил и в религиозной живописи, где он воспел славу Русской земле — хранительнице Православия.
Особое место в религиозном творчестве Васнецова занимают образы святых. Художник разработал много иконографий, но лучше всего ему удались русские святые.
«В этих образах — вся древняя Русь, весь религиозный символизм её истории: епископ, св. княгиня, одинокий монах-летописец и князь наследник варягов?" - писал о работах Васнецова его современник, художественный критик С. Маковский.
Созданный в интерьере Владимирского собора сонм подвижников, благоверных князей, святителей и преподобных стал своего рода гимном всему христианской миру и его центру — православной Руси. Если убранство средневекового храма было названо исследователями «библией для неграмотных», то церковную живопись Васнецова можно справедливо именовать «энциклопедией подвижничества», а самого художника — создателем галереи русской святости.
Лучшей стала икона св. Сергия Радонежского, написанная Виктором Васнецовым в 1895 году для спроектированной им церкви Спаса Нерукотворного в Абрамцево — не канонический, но глубоко прочувствованный, вынесенный из самого сердца, горячо любимый и почитаемый образ смиренного мудрого старца. За его спиной простираются бескрайние просторы Руси, виднеется основанный им монастырь, а в небесах — образ Пресвятой Троицы. Здесь Сергий изображен в виде сурового крестьянина с натруженными работой руками.
Внизу старославянской вязью воспроизведен фрагмент текста Епифания Премудрого: «Слово похвальное Преподобному Отцу нашему Сергию». В переводе на современный русский язык это звучит так: «Этот Преподобный Отец наш воссиял в стране Русской, и как светило светлое воссиял посреди тьмы и мрака, и как цветок прекрасный среди терниев и колючек».
В 1895 году Васнецов пишет еще одну картину, посвященную Сергию Радонежскому. Здесь изображено чудо с источником. Однажды в монастыре кончилась вода. Тогда Сергий нашел место, окрестил его крестом и стал молиться Господу, чтобы появилась вода. И чудо свершилось - в этом месте забил родник.
В работах Васнецова показаны святой и эпоха, в которую он жил. В отличие от каноничных житийных изводов, в клеймах которых зафиксированы отдельные эпизоды, иконы Васнецова передают дух времени. Художник сознательно акцентировал внимание на передаче времени и места действия, потому что хотел, чтобы его живопись прославляла подвиг «За веру, царя и Отечество», свершаемый на Святой Руси. В образах святых угодников отразилось религиозное и патриотическое мироощущение большей части русского общества. Здесь религиозно-национальное направление, предложенное Васнецовым, в полной мере нашло свое воплощение.
Но образы святых, исполненные Васнецовым, все же нельзя отнести к таким иконам. Скорее, художник следовал понятию «священного идеального типа», к которому «русский народ выразил свои понятия о человеческом достоинстве» и к которому «вместе с молитвою, обращался он как к образцам и руководителям в своей жизни».
В иконах Васнецова нашли выражение сердечная теплота («Прокопий Устюжский», «Сергий Радонежский»), духовная мудрость («Нестор летописец», «Алипий иконописец»), отвага и стойкость («Андрей Боголюбский», «Княгиня Ольга»), качества, характерные именно для русских святых. Для усиления монументальности композиции художник практически отказался от оглавных и поясных изображений и представил фигуры в рост с предельно заниженной линией горизонта.
Работы Васнецова изобилуют многочисленными повествовательными деталями (книги с закладками у ног Нестора летописца, маленькие костыли Прокопия Устюжского, четки и свеча в руках св. Евдокии, всевозможные орнаменты). Национальные декоративные мотивы присутствуют даже в тех работах, где они вообще не уместны. Например, в центральном иконостасе Владимирского собора Мария Магдалина показана на фоне былинной архитектуры. Очевидно, что здесь сказалась увлеченность Васнецова народным искусством. Воспитанный в исконно русских традициях, художник всем сердцем проникся народным творчеством. Именно оно вдохновляло его на изображение эпических образов святых, настоящих столпов православной веры.
Религиозная живопись Васнецова получила высокую оценку у современников.
На протяжении всей жизни Васнецов-художник горел одним желанием — воплотить «русский самобытный дух» в своих произведениях, независимо от их жанра. Ради этого он часто сознательно отступал от правил и канонов.
Васнецов мечтал о воссоединении непонимающих друг друга интеллигенции и народа под сводами храма, построенного и украшенного во славу православной веры и Российской истории. Эта мечта привела его к созданию уникального религиозно-национального направления, в котором изобразительно отразились эстетические, этические и богословские чаяния русского общества конца XIX-начала XX в. Эклектичное по своей природе, новое направление основывалось на национальном наследии, но выражалось исключительно в новой форме, главным признаком которой стала красота.
Церковные произведения Васнецова стали образцом живописного убранства православных храмов конца XIX-начала XX вв., потому что в них отразилось не только учение Православной церкви о Господе, но и представления верующего народа о России с её богатырской историей и уникальной культурой, проникнутой светом истинной веры.
Самым известным полотном, посвященным Сергию, является картина «Видение отроку Варфоломею» Михаила Васильевича Нестерова. Художника вдохновил случай, произошедший с Преподобным в детстве, когда он еще носил имя Варфоломей. Мальчику не давалась грамота, но он усердно учился и молился. Однажды перед ним явился чудесный старец, который предсказал, что Всевышний дарует отроку способность читать. Таким образом, Сергий получил знание Священного Писания не от людей, а от самого Бога. Художник постарался передать на своей картине атмосферу чуда. Живописец долго не мог определиться с композицией картины. На одном из ранних эскизов в центре находятся изображения старца и отрока. Доминирует фигура чернеца, но он не выглядит чудесным и таинственным. Пейзаж на этом эскизе не несет смысловой нагрузки. Но, в конце концов, Нестеров существенно изменил композицию. Фигуру старца он сдвинул к краю, скрыв его лицо черным капюшоном. Нимб, окружающий голову чудесного монаха, похож на таинственное сияние. Художник также «развернул» фигуру Варфоломея, и теперь зритель сразу обращает внимание на тонкое, одухотворенное лицо мальчика, сложившего руки в молитве.
Интересно, что голову и руки отрока Нестеров писал с 10-летней крестьянской девочки. Вот как об этом вспоминает сам живописец: «Ее бледное, осунувшееся с голубыми жилками личико было моментами прекрасно. Я совершенно отождествлял это личико с моим будущим отроком Варфоломеем. У моей девочки не только было хорошо ее личико, но и ручки, такие худенькие, с нервно сжатыми пальчиками. Таким образом, я нашел не одно лицо Варфоломея, но и руки его».
Наконец, все сложилось: чудо воплотилось в таинственной фигуре старца и в тонком, одухотворенном лице мальчика. Бескрайняя даль за спиной отрока символизирует величие свершений, предстоящих ему.
Сам Нестеров считал эту картину самой главной в своем творчестве: «Жить буду не я. Жить будет «Отрок Варфоломей». Вот если через тридцать, через пятьдесят лет после моей смерти он ещё будет что-то говорить людям — значит, он живой, значит, жив и я», — писал художник.
Еще хотелось бы остановиться на творчестве нашего талантливого современного художника Сергея Ефошкина, который в данное время живет и работает в Москве. Художник работает в жанрах исторической картины, портрета, пейзажа, книжного оформления и иллюстрации, исповедующего традиции русского реалистического искусства. Сергей Николаевич Ефошкин – один из немногих современных авторов, целиком посвятивший своё творчество теме истории России и истории Православия. Верный традициям русской реалистической живописи, он создаёт свои произведения с высочайшим профессиональным мастерством, тонким вкусом и безупречным знанием истории.
В его полотнах – вся история России. Верный традициям реалистической живописи, Сергей Николаевич Ефошкин создает свои произведения с высочайшим профессиональным мастерством и тонким вкусом, без спешки, без суеты, работает честно и искренне. Творчество его – доброе, теплое, светлое. Как-то раз посетительница одной из выставок Сергея Николаевича воскликнула: «Такая красота, благодать здесь, что просто хочется молиться!». Может быть, эта оценка и есть самая большая награда для художника, чьи картины не оставляют равнодушным никого, даже самого неподготовленного зрителя…
Помимо истории Отечества важное место в творчестве художника занимает история Православия, жития святых Русской православной церкви. Им создан цикл живописных произведений: «Житие преподобного Сергея Радонежского, ХIV век.», « Житие и чудеса Святителя Николая Чудотворца», «Святой князь Владимир». Сергей Ефошкин замечательно проиллюстрировал ряд книг: В. П. Столярова «Сказание о святителе Николае-архиепископе Мирликийском, чудотворце», О. Касткиной «Преподобный Сергий Радонежский». Книгу «Азбука в пословицах», изданную Новоспасским монастырем. Каждое из этих изданий стало результатом многолетних трудов и творческих поисков.
Многие думают, что преподобный Сергий Радонежский никуда не выходил из своего монастыря. Это не так. «Игумен земли Русской» не раз отправлялся в путь – мирить князей, благословлять строительство новых монастырей, уходить от ссоры с братией. Как раз этот эпизод из жизни святого показывает нам Сергей Ефошкин на своей картине «Преподобный Сергий Радонежский. По Руси»
У Михаила Нестерова есть картина с таким же эпизодом.
«Преподобный Сергий Радонежский» – одна из картин его религиозного цикла, посвященного этому святому.
Художник начал работать над полотном в 1891 году, однако, несмотря на кажущуюся простоту композиции, написание образа Сергия Радонежского заняло более 7 лет, и завершил работу Нестеров только в 1899 г.
Композиция действительно проста: на фоне увядающей, осенней русской природы изображена иконоподобная фигура святого. Но это только первое впечатление. Картина привлекает внимание. Такое же ощущение вызывает еле слышный звук, который все усиливаясь и усиливаясь, заставляет остановиться и прислушаться.
В самом деле, благодаря грамотно выстроенной композиции, картина будто звучит. Возвышающиеся друг над другом планы придали полотну необычайную глубину и доминирующая над ними фигура Преподобного Сергия, практически поднимается над всеми этими просторами. Этот эффект придает полотну некоторую монументальность. Сразу становится понятен и символизм, с помощью которого художник хотел донести до зрителя весь свой эмоциональный порыв, вызванный образом великого человека.
Образ Святого Сергия прописан Нестеровым также в необычной манере. Святой не изображен седобородым старцем. С полотна смотрит на зрителя волне молодой, полный сил человек. Именно таким хотел показать художник Сергия Радонежского, тем самым утверждая, что святость – это не возраст, а деяния людские.
Юность Сергия тоже нашла отражение в живописи. Многие художники изображали святого с медведем. Это еще один яркий эпизод «Жития»: еще до основания обители молодой монах жил в чаще леса, где от диких зверей его оберегала лишь горячая вера и молитва.
К нему приходил огромный медведь, с которым Преподобный делил свой последний кусок хлеба.
Сравним две картины, изображающие этот сюжет: настроение и колорит их разные. На картине современного художника Сергея Ефошкина лес залит ярким солнечным светом, а сквозь вершины деревьев проглядывает голубое небо. Михаил Нестеров изобразил более мрачный пейзаж: на фоне темной, мрачной чащобы выделяются деревянная церковь и фигура молодого отшельника. Здесь к нам обращен уже повзрослевший Сергий, вкусивший первые трудности отшельнической жизни. Но не горе и усталость выражает его взгляд, а радость от пребывания с Богом. Непроходимые леса стали для него родным домом, дикие животные — ближайшими друзьями. Но роднит эти картины образ Сергия, излучающий доброту и любовь, которые способны усмирить даже самого лютого зверя.
Среди художников XIX — первой половины XX в. особой популярностью пользовалось изображение трудов Преподобного. Ведь Сергий создал монастырский общежитийный устав, по которому монахи, помимо молитвы, должны трудиться на благо Господа. Этому сюжету посвящен триптих Нестерова и цикл картин Ефошкина.
Полотна показывают нам игумена Троицкого монастыря в разном возрасте, в разное время года, но всегда занятого тяжелым физическим трудом. Они ярко иллюстрируют слова «Жития»: «...он без лености братии как купленный раб служил: и дрова для всех колол, и толок зерно, и хлеб пек, и еду варил, обувь и одежду шил, и воду в двух ведрах на своих плечах в гору носил и каждому у кельи ставил».
Сергей Ефошкин. Преподобный Сергий. Строительство обители
Сергей Ефошкин. Преподобный Сергий. Труды в пекарне
Несколько картин вошло в серию под названием «Труды Преподобного Сергия». Эти три картины вместе составляют триптих. Они были написаны в 1896—1897 годах. Это моменты жизни, когда Святой жил вместе с братией. Главную роль на этих полотнах Нестерова играет пейзаж, причем разных времен года. На всех картинах триптиха Сергий подает пример братии.
Триптих "Труды преподобного Сергия". Нестеров М.Н.
На левой картине Сергий изображен на первом плане с коромыслом через плечо, на котором висят два ведра и на ближайшем из них вырезан небольшой крест. Сергий одет в подрясник, мантию и епитрахиль, все производит впечатление очень будничное, не такое яркое, как на картине «Юность Сергия Радонежского». У Сергия густые, отливающие немного золотом волосы и борода. Ноги одеты в простые крестьянские лапти. Нимб очень четкий, с голубоватым оттенком. На заднем плане видны поля, луга и большие леса. Нестеров явно здесь изобразил осень, т.к. луга покрылись рыжиной, и среди них мелькает ярко-красные грозди рябины, но рядом со святым видны нежно- желтые полевые цветочки вплотную с пожелтевшей и высыхающей высокой луговой травой.
Сергий Радонежский, как видно, нес воду очень долго, но, несмотря на тяжелый труд, в его глазах царят спокойствие и умиротворение, мысли его далеко отсюда. Цвета картины приглушенные, неяркие, день пасмурный, какой-то задумчивый, как и сам Радонежский.
На средней картине Сергий Радонежский с другим иноком распиливает большое толстое бревно, поэтому он одет лишь в подрясник с поясом и с засученными рукавами. Его подрясник, как мне кажется, напоминает по рисунку ствол стоящей слева березы.
Сергий Радонежский показывает своим примером другим смиренность и трудолюбие. Он работает в поте лица вместе с другими монахами, они строят новую обитель. Двое несут уже распиленное бревно, двое сидят с топорами на стене и достраивают усердно избу. Фигуры у всех крупные, крестьянские, но лицо видно только у Сергия и чуть-чуть у того монаха, с которым он пилит бревно. Вероятно, Нестеров это делает вполне сознательно: так он привлекает все внимание к Сергию. Его лицо печально и измождено, но очень кротко. Нимб ярко-белый, особенно это бросается в глаза по контрасту с черным куколем. Вся фигура Сергия как будто излучает свет. Дело происходит в конце лета. На заднем плане видны старые, немного покосившиеся высокие ели, а сразу за Сергием скромно стоит девочка-березка, как будто поет своими нежно-зелеными листочками. Она символизирует чистоту, кротость и юность души Сергия. Сзади видна уже деревянная бревенчатая стена монастыря с небольшой башней.
Третья же картина изображает заснеженную монастырскую улочку. Святой стоит на небольшой снежной дорожке. На этой картине Нестеров показал все великолепие и сказочность русской зимы.
Высокие ели на заднем плане припорошены снегом, Крепкие деревянные избы со снежными блестящими на зимнем солнце шапками и с небольшими трубами, из которых идет голубоватый дым. Также вдалеке видна церквушка с колокольней. Основной тон — голубой и розовый, очень светлый и нежный.
Чтобы выделить старца среди зимнего пейзажа, Нестеров одевает Сергия в черную мантию и темно-голубой подрясник. Так Сергий ясно виден на картине среди сверкающей голубизны. Лицо слегка отвернуто от зрителей, но опять ощущается печаль и смирение. Нимб над головой розоватый, напоминающий по цвету небо заката.
Что же привлекало и привлекает живописцев в этом образе? На наш взгляд, вдохновение они черпали в «Житии Преподобного Сергия» Епифания Премудрого, а там Преподобный изображен не абстрактным святым, недосягаемым в своем величии, а живым человеком. Как все мы, он испытывал трудности в обучении, чувствовал страх и голод, страдал от лишений. Но благодаря своей вере и силе духа он смог преодолеть все человеческие слабости. Своим примером Сергий доказывал, что человек может вынести любые лишения и преодолеть любые трудности. При этом Преподобный прощал слабости тем, кто не имел силы их преодолеть, проявлял терпение и доброту даже к тем, кто обижал его.
Образ Сергия столь многогранен, что большинство художников, написав одну картину, возвращались к «Житию» Преподобного снова и снова.
Неослабевающий интерес художников к образу этого святого показывает, что величие и значение деяний Сергия не померкло со столетиями, отделяющими наше время от 14 века. Он по-прежнему является Заступником и Покровителем России и указывает нам путь.
Твитнуть | Нравится | 0 |
При использовании любых материалов ссылка (гиперссылка) на сайт Православный Саров обязательна