Православный Саров

Подписаться на RSS-поток

Патриарх Сергий (Страгородский)

1 февраля 2015 года

V ЕЖЕГОДНЫЕ ОТКРЫТЫЕ

СЕРАФИМОВСКИЕ ДЕТСКИЕ ЧТЕНИЯ

 

Направление «Духовные страницы русской истории»

 

ТЕМА:

«Патриарх Сергий (Страгородский)»

 

 

Автор:

Лебедок Дмитрий

Ученик  9 класса

НОУРО «Арзамасская православная гимназия»

Научный руководитель:

Шерстнева Ольга Геннадьевна

Учитель истории и обществознания

Т. 89290477411

 

Саров

2015

 

Содержание

Введение

Глава I. Жизненный путь и служение патриарха Сергия

Глава II. Русская  Православная Церковь в годы Великой Отечественной войны

Заключение

Список литературы

Приложение

Введение

В 2014 году исполнилось 70 лет со дня смерти Святейшего патриарха Московского и всея Руси Сергия (Страгородского). Этот удивительный человек родился и духовно сформировался в моем родном городе Арзамасе.

Митрополит Сергий в истории Русской Православной Церкви является одной из ключевых фигур XX столетия. Период его церковного служения пришелся на самое тяжелое время в истории нашей Церкви. Это было время, когда в стране один государственный строй уступал место другому. Время больших перемен во всем обществе. Эти перемены не обошли стороной и Русскую Церковь. Новый государственный строй, который стал устанавливаться в России, после 1917 года, проявил крайнюю враждебность по отношению к Церкви. Считая ее частью старой России, новый коммунистический режим решил строить свое будущее без нее. Русской Православной Церкви разделить судьбу всех неугодных новому режиму. Святую Русь залила кровь сотен тысяч мучеников и исповедников. На фоне этих событий пришлось осуществлять митрополиту Сергию свою церковную деятельность.

Главной целью, которую ставил перед собой Первоиерарх – было сохранение Церкви в новой образующейся советской республике. Сохранить для многочисленной российской паствы православные приходы и храмы, сохранить духовенство. Он не хотел ставить православный народ перед выбором между катакомбами и обновленческой схизмой.

Большинство епископов и церковного народа с пониманием отнеслось к церковной политике митрополита Сергия и поддержало его. Но были и такие, которые считали, что митрополит Сергий в диалоге с государством пошел на слишком большие уступки, которых можно было избежать. Издание «Декларации 1927 года», церковные прещения против эмигрантского духовенства, устранения неугодных властям епископов от управления епархиями, замалчивание гонений. все это и многое другое вызвало недоумение и шквал критики в адрес митрополита Сергия и возглавляемой им Московской Патриархии.

В результате этих событий церковные иерархи, находившиеся в эмиграции, во главе с митрополитом Антонием (Храповицким) не согласные с церковной политикой митрополита Сергия пошли на разрыв канонического общения с Московской Патриархией. В Русской Церкви образовался зарубежный раскол, который существует и по сегодняшний день и является напоминанием нам о том тяжелом времени выпавшем на долю наших отцов и дедов.

Оценка деятельности Преосвященного Сергия на посту Главы Русской Церкви требует еще долгого времени. Не собраны пока вместе и не опубликованы его многочисленные богословские работы, проповеди, письма, указы и распоряжения. Не отошли в прошлое еще и политические разногласия.

В настоящей работе, посвященной одному из русских Первосвятителей, сделана попытка освятить лишь некоторые стороны его многогранной церковной деятельности.

Глава I.

Жизненный путь и служение патриарха Сергия

 

Родился будущий Патриарх, в городе Арзамасе, в семье священника Арзамасско-Алексеевского монастыря отца Николая Ивановича Страгородского 11 января (ст. ст.) 1867 года. Родители назвали его Иваном. Арзамас -  небольшой городок насчитывал в 90-х годах ХIХ столетия около 11.700 жителей и имел 30 церквей, 4 мужских и 3 женских монастыря. Род Страгородских был известен с незапамятных времён. Ещё в ХVIII столетии один из отдалённых предков Страгородских – Сильвестр, был архимандритом Переяславского Никитского монастыря, а затем в 1761 году –епископом Переяславским и Дмитровским, а ещё позднее–епископом Крутицким. Дед Патриарха Сергия о. Иоанн (Дмитриевич) был священником в Воскресенском соборе, а отец его о. Николай служил в Алексеевском женском монастыре. В Никольском женском монастыре подвизалась монахиней мать Евгения, тётка Ивана. Позднее она стала игуменьей Алексеевского монастыря. В семье о. Николая Страгородского была ещё дочь Александра, годом старше своего брата Ивана.

ГУ ГАНО № 2.    Ф. 58. Оп. 2. Д. 2.  Л. 41об. -  42.

Метрическая книга Воскресенского собора с 1866 по 1873 гг.

Счет
родившихся

Месяц и день

Имена родившихся

Звание, имя, отчество и фамилия родителей и какого вероисповедания

Звание, имя, отчество и фамилия восприемников

Кто совершил таинство крещения

 

Мужеска
пола

Женска пола

Рождения

Крещения

 

1

-

11.01

1867

15.01

1867

Иван

(2)

Арзамасского Николаевского женского монастыря  дьякон Николай Иванович Страгородский  и законная его жена Любовь Дмитриева

Арзамасской Алексеевской  общинской церкви священник Иоанн Дмитриевич Страгородский и умершего священника Христорождественской церкви Дмитрия Раевского дочь девица Варвара

Иерей Николай Иорданский с дьяконом Николаем Владимировым

 

-

2

19.01

1866

21.01

1866

Алексан-

дра

 

(1)

 

Арзамасского Николаевского женского монастыря  дьякон Николай Иванович Страгородский  и законная его жена Любовь Дмитриева

Арзамасской Алексеевской  общины священник Иоанн Дмитриевич Страгородский и умершего священника Христорождественской церкви Дмитрия Раевского дочь девица Варвара

Иерей Николай Иорданский и пономарь Иван Фонтанов

-

11

10.06

1868

12.06

1868

Мария

(умерла 24

июля 1868)

 

(3)

Арзамасской Алексеевской  общины священник Николай Иванович Страгородский  и законная его жена Любовь Дмитриева

Арзамасского Воскресенского собора протоиерей Иван Дмитриевич Страгородский и Арзамасской Христорождественской церкви вдовая священническая жена  Мария Никифоровна Раевская

Иерей Николай Иорданский и пономарь Иван Фонтанов

                           

 

 

Дети рано лишились матери, умершей от чахотки вскоре после рождения сына. Сироты росли на попечении бабушки Пелагии Васильевны и няни Анны Трофимовны. Самые ранние воспоминания Ивана связаны с Алексеевским женским монастырём, в ограде которого он вырос. Отец воспитанию детей также уделял много внимания, приучая их к молитве, чтению и труду. На восьмом году жизни мальчика отдали в приходское училище, а по окончании его – в Нижегородскую семинарию. Это был обычный школьный путь юноши духовного звания.

В 1886 году Иван Николаевич Страгородский окончил духовную семинарию по первому разряду. Из Нижегородской семинарии в 1886 году вызова в духовные академии не было. Но Иван Страгородский вместе со своим другом Иваном Слободским отправились в Петербургскую Академию. Иван Страгородский в это время серьёзно принимается за изучение текста и толкования Священного Писания и святоотеческой литературы. Своими способностями и старанием он выделялся из среды своих товарищей. На курсовых экзаменах в конце года он также показывал прекрасные результаты, поражая своей начитанностью и хорошим знанием материала. При переходе с первого курса на второй студент Иван Страгородский в списке по успеваемости стоял на четвёртом месте, со второго на третий–вторым, с третьего на четвёртый–третьим, а окончил Академию первым магистром.

За годы учёбы в Академии у Ивана Николаевича постепенно зрело желание посвятить свою жизнь на служение Богу. Сделать решительный шаг в этом направлении помог ему один случай. При переходе с третьего курса на четвёртый студент Иван Страгородский со своим другом Яковом Ивановым находились на острове Валааме. Все летние каникулы исполняли они различные возложенные на них послушания. После таких каникул молодые люди вернулись с твёрдым решением всецело посвятить себя на служение Богу и принять иноческий постриг. В день памяти Трёх Святителей, 30 января 1890 года студенты Иван Страгородский и Яков Иванов стали иноками Сергием и Германом. Небесными покровителями новопостриженных иноков стали валаамские чудотворцы преподобные Сергий и Герман. Для молодых людей началась новая жизнь.

Среди окончивших в 1890 году Академию 47 кандидатов-магистрантов иеромонах Сергий (Страгородский) занял первое место. По действовавшему академическому уставу он должен был остаться при Академии в качестве стипендиата для подготовки к профессорскому званию. Но молодой иеромонах пожелал свои знания в области христианского вероучения подкрепить практической работой. 11 июня он подал ректору Академии, епископу Антонию, заявление с просьбой отправить его на службу в состав Японской православной миссии. Вместе с ним аналогичное заявление подал и его сокурсник иеромонах Арсений (Тимофеев). Ректор Академии сообщил об этом прокурору Святейшего Синода. 13 июня последовал синодальный указ на имя митрополита Исидора о назначении иеромонахов Сергия (Страгородского) и Арсения (Тимофеева) членами Японской духовной миссии. Совет Академии в ближайшем заседании после летнего перерыва, 23 августа того же 1890 года, заслушав синодальный указ и резолюцию митрополита, постановил передать документы иеромонахов Сергия и Арсения в Азиатский департамент Министерства иностранных дел для отправки начальнику Японской духовной миссии епископу Николаю. Молодые миссионеры получили золотые наперсные кресты, полагавшиеся им по характеру новой службы, заграничные паспорта, подъёмные и прогонные деньги и отправились к месту назначения. В августе иеромонах Сергий Страгородский выехал из Петербурга в Одессу, а оттуда на Дальний Восток.

В октябре он был уже в Японии, а 20 октября прибыл в Токио. Прибывшие миссионеры немедленно включились в работу. Прежде всего, они стали изучать японский язык. Способности и трудолюбие о. Сергия сказались положительным образом на его занятиях. В декабре он совершил первую литургию на японском языке. Правда, японские слова были написаны на бумаге русскими буквами. В январе 1891 года Преосвященный Николай направил о. Сергия в город Киото, где имелась церковь и катехизатор. С осени 1891 года о. Сергий уже преподавал догматическое богословие в духовной семинарии. Преподавание он вел уже на японском языке. В декабре 1891 года о. Сергий был командирован на военный крейсер «Память Азова» заменить заболевшего священника. Во время этого плавания о. Сергий практически изучил английский язык и ознакомился с организацией инославной пропаганды на Дальнем Востоке. В апреле 1892 года о. Сергий вернулся в Токио и снова принялся за прерванную работу. Занятия эти, однако, продолжались недолго. Летом 1892 года Преосвященный Николай отправил снова о. Сергия в Киото, центр национальной и религиозной жизни Японии. Православных в Киото было немного: всего около шести домов, разбросанных в противоположных концах города. Здесь о. Сергий вёл оглашение и крещение новых членов Церкви.

Весной 1893 года о. Сергию был вручен указ о переводе его в Россию. По прибытии в Петербург он был назначен исполняющим должность доцента Петербургской Духовной Академии по кафедре Священного Писания Ветхого Завета. В том же году в декабре он был перемещён на должность инспектора Московской Духовной Академии, а в следующем году был назначен настоятелем Русской посольской церкви в Афинах с возведением в сан архимандрита. Такие частые перемещения молодого инока объясняются состоянием его здоровья. Отец Сергий плохо себя чувствовал в сыром и холодном климате. Недолго пробыл о. Сергий в Академии, но и за короткий срок он сумел приобрести всеобщую любовь. Прощаясь с ним, студенты Академии благодарили о. Сергия за его добрые и сердечные к ним отношения. Прощавшиеся поднесли о. Сергию золотой наперсный крест. Трогательное прощание было и с академическим духовенством. 17 октября 1894 года архимандрит Сергий выехал из Сергиева Посада в Афины.

В 1895 году архимандрит Сергий защитил свою магистерскую диссертацию на тему «Православное учение спасении» (Сергиев Посад, 1894г.). В своей работе о. Сергий ближе всего из русских богословов примыкает к Преосвященному Феофану, а также частично в своем труде ссылается на святителя Тихона Задонского. По тому времени это сочинение являлось прекрасным трудом в отечественном богословии. Хорошую оценку этому труду дал экстраординарный профессор по кафедре западных исповеданий В. А. Соколов, называя рецензируемый труд архимандрита Сергия ценным критическим разбором инославного учения о догмате спасения… Цитируя творения отцов и учителей Церкви, автор не ограничивается известными текстами, а приводит выдержки из таких сочинений, которые мало известны в богословских работах. Автор вполне самостоятелен в своем исследовании, не ставя себя в зависимость от каких-либо других готовых систем и теорий.

В 1897 году архимандрит Сергий вновь был отправлен в Японию в качестве помощника начальника Японской православной духовной миссии и пробыл на этом посту до 1899 года. На пути в Японию во время шторма архимандрит Сергий сильно простудился и заболел воспалением среднего уха. Эта болезнь отразилась на состоянии его слуха в последующее время.

В 1899 году архимандрит Сергий был назначен ректором Петербургской Духовной Семинарии. Но в том же году 6 октября был переведен инспектором Петербургской Духовной Академии. Указом Святейшего Синода от 24 января 1901 года инспектор Академии архимандрит Сергий был назначен на должность ректора Петербургской Духовной Академии. 26 января последовало утверждение доклада

Святейшего Синода о возведении архимандрита Сергия во епископа Ямбургского, третьего викария Петербургской епархии, с оставлением его в должности ректора Академии.

23 февраля 1901 года в Святейшем Синоде состоялось наречение архимандрита Сергия во епископа Ямбургского. При наречении архимандрит Сергий произнес речь, где он отметил высоту епископского служения, к которому призывает его Святой Дух. 25 февраля в Свято-Троицком соборе Александро-Невской лавре была торжественно совершена хиротония архимандрита Сергия во епископа Ямбургского.

По отзывам и воспоминаниям лиц, знавших епископа Сергия по Академии и как инспектора и как ректора, он был добрым и справедливым начальником. Студенты встречали с его стороны отеческое отношение. Он воспитывал студенческую молодежь не только словом, но и личным примером. В академическом храме ежедневно совершались богослужения. Неизменным чтецом и певцом на клиросе являлся отец Сергий в течение всего времени своего инспекторства и ректорства.

Деятельность епископа Сергия в течение шести лет пребывания его в Академии (с 6 октября 1899 года по 6 октября 1905 года) была не только административной, но и научно-богословской. Преподавая в Академии историю и разбор западных исповеданий, он помимо своих лекций, не оставлял и своей научной работы, печатая в академических журналах ряд научных статей и давая свои отзывы о бывших на его рассмотрении ученых работах. Немало трудов было положено и на улучшение учебной и научной работы Академии. В период его ректорства оживленно работала комиссия по описанию академических рукописей, поставлены были на должную высоту занятия по психологии и русской литературе, улучшилась система каталогов академической библиотеки, упорядочилось хранение академического архива. Как знаток языков древних и новых, Преосвященный Сергий внес много труда в исполнение ученых поручений Святейшего Синода, а в последние годы ректорства состоял председателем учрежденной Синодом Комиссии по старокатолическому и антипапскому вопросам. Он принимал деятельное участие в различных ученых, просветительных и благотворительных обществах. Особенно следует отметить участие Владыки Сергия в «Религиозно-философских собраниях», где он много способствовал сближению православного духовенства со светской интеллигенцией.

Ректорство Преосвященного Сергия совпало с большими переменами в жизни столицы и всей страны. Назревали революционные события, а затем вспыхнула и сама революция. Академия не была изолирована от окружающего мира. Студенчество живо откликалось на развивавшиеся события. О необходимости перемен говорили даже те, кто держался в стороне от начавшегося революционного движения. Преосвященный Сергий отмечал у молодежи упадок интереса к духовной школе и её основным задачам. Он призывал студенчество к духовному пробуждению и в первую очередь к выполнению своего долга. Но волнения учащейся молодежи отозвались и в стенах духовной академии. Осенью 1905 года занятия были прекращены.

6 октября 1905 года Императорским рескриптом был утвержден доклад Святейшего Синода о назначении Преосвященного Сергия архиепископом Финляндским и Выборгским. На новом поприще Преосвященный Сергий вновь проявил себя как деятельный миссионер и администратор. Он созывает епархиальные съезды, организует при Выборгском соборе Православную миссию, учреждает братство Святого Георгия Победоносца, имевшего задачу укрепления Православия и противодействия панфинской протестантской пропаганде среди беломорских карел. Немало трудов было положено им для улучшения приходской жизни. По его инициативе в 1907 году при Синоде было создано особое совещание для выработки общего проекта организации приходов, председателем которого он же был назначен. В своих архипастырских трудах он неизменно опирался на духовенство своей епархии, с которым всегда имел самые теплые отношения. Также много внимания архиепископ Сергий уделял школьному делу в православных приходах, непременно посещая школы при объездах епархии.

Много внимания уделял Преосвященный Сергий и общецерковным вопросам, будучи неизменным членом Предсоборных присутствия и совещания, возглавляя отделы, занимавшиеся выработкой программы соборных заседаний. Указом от 6 мая 1911 года архиепископу Сергию было повелено быть членом Святейшего Синода с сохранением за ним Финляндской кафедры. В августе 1911 года архиепископ Сергий стал председателем учрежденного при Синоде особого совещания по вопросам внутренней и внешней миссии. Кроме того он являлся председателем совещания по исправлению церковно-богослужебных книг. В 1912 году при Святейшем Синоде составлено было постоянное предсоборное совещание, председателем которого был избран архиепископ Финляндский Сергий.

За свои труды, особенно по ограждению православного населения Финляндии от внешних, чуждых Православию влияний и выполнению ответственных поручений Святейшего Синода, архиепископ Сергий был награжден бриллиантовым крестом для ношения на клобуке. 9 ноября 1913 года архиепископа Сергия назначили председателем миссионерского совета при Святейшем Синоде. 6 мая архиепископ Сергий был награжден орденом Святого Александра Невского. Такова была бурная и головокружительная карьера Владыки Сергия Страгородского.

Когда Временное правительство 14 апреля 1917 года распустило дореволюционный состав Синода, то единственным его прежним членом,  оставшимся на летнюю сессию, оказался архиепископ Сергий. Вопреки прежним своим заверениям в том, что он никогда не будет сотрудничать с новым составом Синода. Это вызвало упреки со стороны некоторых его собратьев архиереев в отсутствии солидарности, однако, Преосвященный Сергий полагал, что в переломный для Русской Церкви момент он должен своими знаниями, опытом и энергией послужить её созиданию.

29 апреля он подписывает послание Синода к Церкви о мероприятиях в связи с предстоящим созывом Всероссийского Поместного Собора. В дальнейшем он принял участие в работе Предсоборного Совета, занимавшегося непосредственной подготовкой Собора.

Когда по епархиям начались выборы правящих архиереев, то на Владимирскую кафедру свободным голосованием клира и мирян был избран архиепископ Сергий. Синодальный указ о его назначении архиепископом Владимирским и Шуйским последовал 10 августа.

На Поместном Соборе 1917-1918 г.г. Преосвященный Сергий принимал деятельное участие в обсуждении его решений. Кроме того, он руководил работой отдела «Церковный суд» в качестве его председателя. 28 ноября 1917 года Преосвященный Сергий был возведен в сан митрополита, а вскоре избран постоянным членом Святейшего Синода. В 1918-1921 г.г. он являлся одним из ближайших сотрудников Патриарха Тихона. В этот период митрополит Сергий часто бывал в Москве, где занимался подготовкой дел, подлежавших рассмотрению органами Высшего управления Русской Церкви.

Митрополит Сергий, несмотря на множество своих положительных качеств, все же не был застрахован и от ошибок. Узнав об аресте Патриарха Тихона и передачи им полномочий своему временному Заместителю, он 16 июня 1922 года вместе с архиереями Нижегородским Евдокимом (Мещерским) и Костромским Серафимом (Мещеряковым) напечатали в «Живой церкви» воззвание, в котором признали каноничность обновленческого ВЦУ и призвали свою паству и всю Русскую Церковь подчиниться ему. Этот документ, получивший название «меморандума от трёх», послужил соблазном для многих церковных людей и мирян. Такую позицию, занятую Преосвященным Сергием, можно попытаться до некоторой степени объяснить боязнью утраты «центра», что как он вероятно полагал, может плохо сказаться на Церковной организации в столь критической для неё ситуации. Зная о своей популярности в церковных кругах, он мог рассчитывать на то, что вскоре окажется во главе ВЦУ и постепенно сумеет выправить обновленческий курс этого учреждения. Признав ВЦУ, митрополит Сергий с самого начала проявлял чрезвычайную осторожность и занял выжидательную позицию. В своём епархиальном городе Владимире он старался оставаться в тени, в Москву и Петербург не выезжал, но в августе 1922 года митрополит Сергий выступил с решительным протестом против решений съезда «живоначальников» об отмене постановлений Святейшего Синода об отлучении от Церкви Льва Толстого, о доступности второбрачия для священников и брака для епископов. По распоряжению митрополита Сергия в его епархии второбрачные священники извергались из сана, а вступившие в брак архиереями не признавались. Тем не менее он не порывал с ВЦУ, по-прежнему признавая его за высшую власть в Русской Православной Церкви. Но в конце концов митрополит Сергий все-таки убедился в пагубных последствиях издания меморандума и чрезмерных расчетах на своё умение справляться с ситуацией. И как только представилась возможность он принес в Донском монастыре в Москве перед лицом Церкви покаяние Патриарху Тихону. Это случилось 27 августа 1923 года. Тогда же он получил назначение на Нижегородскую кафедру вместо оставшегося в обновленчестве архиепископа Евдокима (Мещерского).

В апреле 1925 года митрополит Сергий в числе других 60-ти архиереев участвовал в погребении Патриарха Тихона. В произнесенном им тогда слове он особенно подчеркнул добродетель почившего – его доброту и снисхождение к ближним.

 

Глава II 

Русская  Православная Церковь в годы

Великой Отечественной войны

 
В воскресенье 22 июня 1941 года, в день всех святых, в земле Российской просиявших, фашистская Германия вступила в войну с русским народом. Местоблюститель патриаршего престола митрополит Сергий в первый же день войны написал и собственноручно отпечатал на машинке «Послание пастырям и пасомым Христовой Православной Церкви», в котором призвал русский народ на защиту Отечества. В отличие от Сталина, которому понадобилось 10 дней, чтобы обратиться к народу с речью, Местоблюститель патриаршего престола сразу нашел самые точные и самые нужные слова. В речи на архиерейском Соборе 1943 года митрополит Сергий, вспоминая начало войны, сказал, что тогда не приходилось задумываться, какую позицию должна занять наша Церковь, потому что «прежде, чем мы успели определить как-нибудь свое положение, оно уже определилось, – фашисты напали на нашу страну, ее опустошали, уводили в плен наших соотечественников». 26 июня Местоблюститель патриаршего престола совершил в Богоявленском соборе молебен о победе русского воинства.
Первые месяцы войны были временем поражений и разгрома Красной Армии. Весь запад страны был оккупирован немцами. Взят был Киев, блокирован Ленинград. Осенью 1941 года линия фронта приближалась к Москве. В этой обстановке митрополит Сергий составил 12 октября завещание, в котором на случай своей смерти передавал свои полномочия Местоблюстителя патриаршего престола митрополиту Ленинградскому Алексию (Симанскому).
7 октября Московский горсовет распорядился об эвакуации Патриархии на Урал, в Чкалов (Оренбург), само советское правительство переехало в Самару (Куйбышев). Видимо, государственная власть не вполне доверяла митрополиту Сергию, опасаясь повторения того, что сделал его близкий помощник в 30-х годах митрополит Сергий (Воскресенский), экзарх Прибалтики. При эвакуации из Риги перед приходом немцев он спрятался в крипте храма и остался на оккупированной территории вместе со своей паствой, заняв лояльную позицию к оккупационным властям. При этом митрополит Сергий (Воскресенский) остался в каноническом послушании Патриархии и насколько мог отстаивал перед немецкой администрацией интересы православия и русских общин Прибалтики. Патриархии удалось добиться разрешения на выезд не в далекий Оренбург, а Ульяновск, бывший Симбирск. В тот же город эвакуировали и администрацию обновленческой группировки. К тому времени Александр Введенский усвоил себе титул «святейшего и блаженнейшего Первоиерарха», оттеснил престарелого «митрополита» Виталия на вторые роли в обновленческом синоде. Ехали они в одном поезде с Местоблюстителем патриаршего престола. Патриархия разместилась в маленьком доме на окраине города. Рядом с Главой Русской Православной Церкви находились Управляющий делами Московской Патриархии протоиерей Николай Колчицкий и келейник Местоблюстителя иеродиакон Иоанн (Разумов). Окраины тихого провинциального города стали в годы войны духовным центром России. Сюда, в Ульяновск, к Предстоятелю Русской Церкви приезжали оставшийся в Москве экзарх Украины, митрополит Киевский и Галицкий Николай, архиепископы Можайский Сергий (Гришин), Куйбышевский Андрей (Комаров) и другие архиереи.
30 ноября митрополитом Сергием освящена была церковь на улице Водников, в здании, которое ранее использовалось как общежитие. Главный престол храма был посвящен Казанской иконе Божией Матери. Первую литургию служили без профессионального хора, при пении народа, собравшегося с великой радостью в храм, ставший, по существу, патриаршим собором. А на окраине Симбирска, в Куликовке, в здании, которое некогда было храмом, а потом изуродованное, со святыми куполами, использовалось как склад, устроена была обновленческая церковь. Там служили Александр Введенский, самочинный первоиерарх, «митрополит» Виталий Введенский, обновленческий лжеархиепископ Ульяновский Андрей Расторгуев. На богослужение к ним приходило примерно человек по 10, и некоторые только из любопытства, а храм на улице Водников всегда был переполнен молящимся народом. Этот крохотный храм на некоторое время стал духовным центром православной России.
В Первосвятительских посланиях к пастве, которые митрополит Сергий рассылал из Ульяновска по церквям России, он обличал оккупантов за их злодеяния, за пролитие невинной крови, за осквернение религиозных и национальных святынь. Предстоятель Русской Православной Церкви призывал жителей областей, захваченных врагом, к мужеству и терпению.
В первую годовщину Великой Отечественной войны митрополит Сергий издал два послания – одно для москвичей, а другое для всероссийской паствы. В московском послании местоблюститель выразил радость в связи с поражением немцев под Москвой. В послании всей Церкви глава ее обличал нацистов, которые в пропагандистских целях присваивали себе миссию защитников христианской Европы от нашествия коммунистов, а так же утешал паству надеждой на победу над врагом.
С патриотическими посланиями к пастве обращались и ближайшие сподвижники Местоблюстителя патриаршего престола митрополиты Алексий (Симанский) и Николай (Ярушевич). Митрополит Николай за две недели до фашистского нашествия выехал из Киева в Москву. Вскоре после этого, 15 июля 1941года, он, сохранив звание экзарха Украины, стал митрополитом Киевским и Галицким. Но в продолжении всей войны он оставался в Москве, исполняя обязанности управляющего Московской епархией. Он часто выезжал на передовую, совершая богослужения в местных церквах, произнося проповеди, которыми утешал настрадавшийся народ, вселяя надежду на всемогущую помощь Божию, призывая паству к верности Отечеству.
Митрополит Ленинградский Алексий (Симанский) все страшные дни блокады не разлучался со своей паствой. В начале войны в Ленинграде оставалось пять действующих православных храмов. Даже в будние дни подавались горы записок о здравии и об упокоении. Из-за частых обстрелов, от взрывов бомб окна в храмах были выбиты взрывной волной, и по храмам гулял морозный ветер. Температура в храмах опускалась часто ниже нуля, певчие от голода едва держались на ногах. Митрополит Алексий жил при Никольском соборе и служил в нем каждое воскресенье, часто без диакона. Своими проповедями и посланиями он поддерживал мужество и надежду в людях, оставшихся в нечеловеческих условиях в блокадном кольце. В ленинградских храмах прочитывали его послания с призывом к верующим самоотверженно помогать воинам честной работой в тылу.
По всей стране в православных храмах служили молебны о даровании победы. Ежедневно за богослужением возносилась молитва: «О еже подати силу неослабну, непреоборимую и победительну, крепость же и мужество с храбростью воинству нашему на сокрушение врагов и супостат наших и всех хитрообразных их наветов…»
Поражение гитлеровских войск под Сталинградом положило начало коренному перелому хода войны. Однако, враг обладал в то время еще мощным военным потенциалом. Его разгром требовал огромного напряжения сил. Для решительных боевых действий Красной Армии  необходима была мощная бронетанковая техника. Без устали трудились рабочие танковых заводов. По всей стране шли сборы средств на постройку новых боевых машин. Только к декабрю 1942 года на эти средства было построено около 150 танковых колонн.
Всенародная забота о нуждах Красной Армии не обошла стороной и Церковь, которая стремилась внести свой посильный вклад в победу над гитлеровскими захватчиками. 30 декабря 1942 года Патриарший Местоблюститель Митрополит Сергий призвал всех верующих страны послать «нашей армии на предстоящий решающий бой, вместе с нашими молитвами и благословением, вещественного показания нашего участия в общем подвиге в виде сооружения колонны танков имени Дмитрия Донского». Вся Церковь откликнулась на призыв. В Московском Богоявленском соборе духовенством и мирянами собрано было более 400 тысяч рублей. Вся церковная Москва собрала свыше 2 миллионов рублей, в блокадном Ленинграде православные собрали один миллион рублей на нужды армии. В Куйбышеве стариками и женщинами было пожертвовано 650 тысяч рублей. В Тобольске один из жертвователей принес 12 тысяч рублей и пожелал остаться неизвестным. Житель села Чеборкуль Челябинской области Михаил Александрович Водолаев написал в Патриархию: «Я престарелый, бездетный, всей душой присоединяюсь к призыву митрополита Сергия и вношу 1000 рублей из своих трудовых сбережений, с молитвой о скорейшем изгнании врага из священных пределов нашей земли». Заштатный священник Калининской епархии Михаил Михайлович Колоколов пожертвовал на танковую колонну священнический крест, 4 серебряные ризы с икон, серебряную ложку и все свои облигации. В один ленинградский храм неизвестные богомольцы принесли пакет и положили его у иконы святителя Николая. В пакете оказалось 150 золотых десятирублевых монет царской чеканки. Крупные сборы прошли в Вологде, Казани, Саратове, Перми, Уфе, Калуге и в других городах. Не было ни одного, даже сельского прихода, на свободной от фашистских захватчиков земли, не внесшегося своего вклада в общенародное дело. Всего на танковую колонну было собрано более 8 миллионов рублей, большое количество золотых и серебряных предметов.

Эстафету от верующих приняли рабочие от танкового завода Челябинска. День и ночь трудились рабочие на своих местах. В короткий срок было построено 40 танков Т-34. Они и составили общецерковную танковую колонну. Её передача частям Красной Армии состоялась у деревни Горелки, что в пяти километрах северо-западнее Тулы. Грозную технику получили 38-й и 516-й отдельные танковые полки. К тому времени оба уже прошли нелегкий боевой путь.

Учитывая высокую значимость патриотического вклада духовенства и простых верующих, в день передачи колонны, 7 марта 1944 года состоялся торжественный митинг. Главный организатор и вдохновитель создания танковой колонны Патриарх Сергий по причине тяжелой болезни не смог лично присутствовать при передаче танков частям Красной Армии. По его благословению перед личным составом полков выступил митрополит Николай (Ярушевич). Сообщив о патриотической деятельности Церкви, её нерушимом единстве с народом, митрополит Николай дал защитникам Родины напутственный наказ.

За проявленные мужество и героизм 49 танкистов колонны «Димитрий Донской» из 38-го полка были награждены орденами и медалями СССР. Другой, 516-й Лодзинский отдельный огнеметный танковый полк Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 апреля 1945 года был награжден орденом Красного Знамени.

Итоги боевого пути танкисты подводили в Берлине. К 9 мая 1945 года на их счету значились уничтоженными: свыше 3820 солдат и офицеров противника, 48 танков и САУ, 130 различных орудий, 400 пулемётных точек, 47 дзотов, 37 миномётов; взятыми в плен около 2526 солдат и офицеров; захваченными 32 военных склада и многое другое.

Ещё большим было морально-нравственное воздействие на нашу армию танковой колонны. Ведь она несла на себе благословение Православной Церкви и её неумолкаемую молитву об успехе русского оружия. Верующим же церковная колонна дала утешительное сознание, что православные христиане не остались стоять в стороне и что по своим силам и возможностям каждый из них участвовал в разгроме фашистской Германии.

Всего же за войну по приходам было собрано более 200 миллионов рублей на нужды фронта. Кроме денег верующие собирали также теплые вещи для солдат: валенки, рукавицы, телогрейки.

За годы войны Патриарший Местоблюститель обращался к верующим с патриотическими посланиями 24 раза, откликаясь на все основные события в военной жизни страны. Патриотическая позиция Церкви имела особое значение для православных христиан СССР, миллионы которых участвовали в боевых операциях на фронте и в партизанских отрядах, трудились в тылу. Тяжелые испытания и лишения войны стали одной из причин значительного роста религиозных чувств людей. Представители разных слоев населения искали и находили в Церкви опору и утешение. В своих посланиях и проповедях митрополит Сергий не только утешал верующих в скорби, но и поощрял их к самоотверженному труду в тылу, мужественному участию в боевых операциях. Подвергал осуждению дезертирство, сдачу в плен, сотрудничество с оккупантами. Поддерживал веру в окончательную победу над врагом.

Патриотическая деятельность Русской Православной Церкви, проявившаяся с первого дня войны в моральной и материальной помощи фронту, завоевала в кратчайшее время признание и уважение и среди верующих и у атеистов. Об этом писали в адрес Правительства СССР бойцы и командиры действующей армии, работники тыла, общественные, религиозные деятели и граждане союзных и дружественных государств. Ряд телеграмм представителей православного духовенства с сообщениями о перечислении денежных средств на нужды обороны появляются на страницах центральных газет «Правды» и «Известия». В периодической печати полностью прекращаются антирелигиозные нападки. Прекращает свое существование «Союз воинствующих безбожников» без официального роспуска. Закрываются некоторые антирелигиозные музеи. Начинают открываться пока ещё без юридического оформления храмы. На Пасху 1942 года распоряжением коменданта Москвы разрешается беспрепятственное движение по городу на всю пасхальную ночь. Весной 1943 года Правительство открывает доступ к иконе Иверской Божией Матери, которую перевезли из закрытого Донского монастыря на поклонение в Воскресенский храм в Сокольниках. В марте 1942 года в Ульяновске собирается первый за годы войны Собор епископов, рассмотревший ситуацию в Русской Православной Церкви и осудивший профашистские действия епископа Поликарпа (Сикорского). Все чаще в выступлениях Сталина слышится призыв следовать заветам великих предков. По его указаниям один из самых чтимых русских святых – Александр Невский, вместе с другими полководцами прошлого, объявляется вновь национальным героем. 29 июля 1942 года в СССР учреждается боевой орден Александра Невского – непосредственный наследник ордена этого же святого, созданного Петром Первым. Впервые за всю историю существования Советского государства иерарх Русской Православной Церкви принимает участие в работе одной из государственных комиссий – 2 ноября 1942 года митрополит Киевский и Галицкий Николай (Ярушевич), управляющий Московской епархией, становится, согласно указу Президиума Верховного Совета СССР, одним из десяти членов Чрезвычайной Государственной комиссии по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков.

 

Заключение

 

Всего только 8 месяцев суждено было Преосвященному Сергию носить титул Патриарха Московского и всея Руси. Однако почти 18 находился Сергий во главе Русской Православной Церкви, сначала в качестве Заместителя, а потом Местоблюстителя Патриаршего Престола. Время управления Церковью Святейшим Сергием составляет целую эпоху в Русской Православной Церкви. Этот период деятельности владыки Сергия вместил в себя столько разных событий, что их вполне хватило бы на несколько жизней. Установление отношений с новым набирающим силу государством, посягательство обновленцев на высшую церковную власть, внутри церковные разногласия, гонения, борьба за церковное единство, не нахождение понимания в лице эмигрировавшего духовенства, годы Великой Отечественной войны и многое, многое другое вместила в себя жизнь этого Первоиерарха.

В тяжелую принял почивший святитель руководство Русской Православной Церковью. Церковь раздиралась тогда разными течениями и группировками, которые в конце концов отошли от церковной ограды и отклонились от Церкви. Твердой рукой опытного кормчего провел он корабль Русской Православной Церкви по трудному и бурному «житейскому морю» и бережно привел его в целости в тихие и спокойные воды.

Патриарх Сергий вошел в историю Церкви и как один из видных богословов. Его магистерская диссертация «Православное учение о спасении» (Сергиев Посад, 1895 г.) явилась замечательным событием для православной богословской мысли того времени. В том же 1895 году он опубликовал свои работы, связанные с его магистерской диссертацией: «Вечная жизнь, как высшее благо» М., 1895 г. и «Вопрос о личном спасении» М., 1895 г.

Свои впечатления о Японии и Китае, о постановке там дела православной миссии о положении Православной Церкви в Японии Патриарх Сергий изложил в следующих своих произведениях: «Христианство в Китае и Японии» («Русский Вестник», декабрь 1892 г. и февраль 1893 г.); «На Дальнем Востоке. Письма японского миссионера» («Богословский вестник», 1895-1896 гг.); «По Японии. Письмо о миссионерском путешествии» («Богословский вестник», 1899 г.). огромное количество статей, проповедей и заметок Святейшего Патриарха рассеяно на страницах периодической печати, особенно в «Церковном Вестнике», «Христианском чтении», «Журнале Московской Патриархии» и других изданиях. Ряд интересных и глубоких мыслей был высказан им в 1935 году в связи с полемикой вокруг учения о Святой Софии протоиерея Сергия Булгакова.

Патриарх Сергий оставил заметный след и как гимнограф. Его перу принадлежат восемь акафистов: Преподобным Сергию и Герману Валаамским, Преподобному Сергию Радонежскому, в честь икон Божией Матери Владимирской, Боголюбской и именуемой «Умиление», а также Воскресению Христову, Святому Духу и Живоносному Древу Креста Господня. Последние два акафиста являются интересными памятниками церковного учения, раскрывающими глубины православной христологии и сотериологии. Кроме того, откликаясь на современные церковные нужды и следуя духу христианского милосердия, Патриарх Сергий составил также последования отпевания инославных и панихиды по ним.

Особенности быта Патриарха Сергия также свидетельствовали о его благочестии. Каждый день, если он не совершал литургии. Начинался для него молитвой и вкушением просфоры. Свои монашеские правила он всегда исполнял неукоснительно; если немощь не позволяла ему читать молитвы, он просил это сделать своих близких. Каждый день он уделял время чтению слова Божия, причем не только на славянском языке, но и на языках оригиналов. Святейший Сергий был прекрасным знатоком православного богослужения, которое он горячо любил. Если он не имел возможности совершать богослужение в какой-нибудь день, то вычитывал службу по богослужебным книгам, всегда находившимся на видном месте в его келье. Простота, удивительная душевная чистота необычайная доброта, незлобие, добродушный юмор всегда были характерной чертой Святейшего Патриарха Сергия.

Имея над своей головой чистое мирное небо и находясь в лоне единой Русской Православной Церкви, вспомним те трудные и тяжелые для нашего Отечества и Церкви времена и вознесем наши молитвы о Святейшем Патриархе Сергии и всех тех кому мы обязаны своим беззаботным существованием.

Список использованной литературы

 

  1. Прот. Владислав Цыпин. История Русской Православной Церкви 1917-1997 гг., Т. 9, М., 1997 г., Изд-во Спасо-Преображенского Валаамского монастыря.
  2. Прот. Владислав Цыпин. История Русской Православной Церкви 1917-1990 гг., М., 1994 г., Издательский дом «Хроника».
  3. Прот. Владислав Цыпин. Русская Церковь 1925-1938 гг., М., 1999 г., Издание Сретенского монастыря.
  4. История Русской Православной Церкви. От восстановления Патриаршества до наших дней., Т. 1, 1917-1970 гг., СПб., 1997 г., Издательство «Воскресенье». Авторский коллектив под общей редакцией Данилушкина М. Б.
  5. Вадим Якушин. За веру и отечество, Самара, 1995 г., издательство «Духовный собеседник».
  6. М. В. Шкаровский. Русская Православная Церковь при Сталине Хрущеве, М., 1999 г., Крутицкое Патриаршее Подворье.
  7. Прот. Георгий Митрофанов. История Русской Православной Церкви 1900-1927 гг., СПб., 2002 г., Издательство «Сатис».
  8. Богословские труды. Юбилейный сборник к 120-летию со дня рождения Святейшего Патриарха Алексия I, Издательство Московской Патриархии, 1998 г.
  9. Русская Православная Церковь 988-1988. Очерки истории 1917-1988 гг., выпуск второй, Издание Московской Патриархии, 1988г.

Размещено на  

Приложение

 

Мемориальная доска на здании бывшего Духовного училища

 

Реконструкция рабочего кабинета  

Нравится 0

При использовании любых материалов ссылка (гиперссылка) на сайт Православный Саров обязательна

Write a comment

  • Required fields are marked with *.

If you have trouble reading the code, click on the code itself to generate a new random code.