Православный Саров

Подписаться на RSS-поток

О работах участников XIV Cерафимовских чтений

30 января 2025 года

О чем же были работы, представленные ребятами на Серафимовские чтения? Расскажем о некоторых из них. Может быть, это кого-то вдохновит принять участие в чтениях на следующий год.

Много ребят подготовили доклады об иконах и других семейных реликвиях. Им самим было интересно исследовать святыни, хранящиеся в семье и, конечно, такие выступления были интересны слушателям.

***

Пятиклассник православной гимназии во имя блгв. князя Александра Невского г. Нижнего Новгорода Марк Покровский начал изучать историю своей семьи, в которой переплелись две известные священнические династии – Покровских и Долбуновых. Он рассказал о Павловском наперсном кресте, который передается в роду священников Покровских от отца к сыну. Этот наградной крест на внутренней стороне имеет надпись «Пресвитеру, дающему образ верным словом и житием. Установлен в благочестивое царствование великого государя императора Павла I 1797 года, декабря 18». А с 1881 года этот крест стал уже не императорской, а церковной наградой для православного духовенства от Святейшего Синода. Марк проследил путь креста, который достался его отцу, протоиерею Игорю Покровскому, от четырежды прадеда – священника Иоанна Покровского, родившегося в начале XIX века на Урале. Отец Марка – священник уже в шестом поколении. По мнению мальчика, семейная реликвия является связующим звеном между прошлым и будущим. Она помогает хранить память о предках и чтить традиции семьи. С помощью мамы было изготовлено семейное древо, которое охватывает пять поколений, но Марк планирует продвигаться дальше, вглубь своей родословной, а для этого он надеется поработать в архивах…

***

Ученик 6А класса Саровской православной гимназии Федор Голубев изучил семейную святыню – хорошо сохранившийся медный киотный крест с предстоящими, украшенный цветной эмалью. Возможно, предположил мальчик, он был подарен прапрабабушке как благословение при замужестве. Такие кресты часто брали в дорогу для молитвы, а также размещали над входной дверью дома, над воротами и в других местах. Они получили наибольшее распространение в среде старообрядцев в XVIII-XIX веках. Федя узнал о том, кто такие старообрядцы, о расколе Русской Церкви в XVII веке и его течениях, об апокрифах и их влиянии на русскую культуру, а также о традициях художественного медного литья. Крест испещрен различными изображениями и буквенными аббревиатурами ICXC, IНЦИ, МЛ, РБ, ГГ и другими. Федор объяснил значение всех изображенных символов и расшифровал надписи. В ходе выполнения работы мальчик определил, что данный крест относится к традиции поморских старообрядцев беспоповского согласия, а именно – «титловцев». Также он узнал о связи Иисуса Христа с первым человеком Адамом и о православном учении о спасении души.

***

Исследованию старообрядчества в современной России была посвящена работа Валерии Фоминой, ученицы 6 класса нижегородской православной гимназии во имя святых Кирилла и Мефодия. Ее бабушка живет в с. Пустынь в 33 км от Арзамаса, и девочку заинтересовало, почему многие сельчане посещают не православный храм, а молельный дом. Так она узнала о старообрядцах, которые живут в этом и окрестных селах. Только в одном с. Пустынь есть два старообрядческих согласия. Село возникло в XVII веке на месте пустынки, где жили отшельники-раскольники. Валерия основательно изучила тему, рассказала, какие старообрядческие согласия дошли до наших дней, чем старообрядцы отличаются от православных, какие у них традиции. Например, они не говорят «спасибо», но только «Спаси Бог» или «Спаси Христос». В процессе изучения темы девочка прониклась уважением к культуре старообрядцев, считает их самобытным явлением русской истории.

***

В семье Анны Череменовой, ученицы 4Г класса Центра образования хранится старинная икона «Всевидящее Око», ей около ста лет. Это – народная старообрядческая икона Поволжья. Икона символизирует, что Господь видит все наши дела, поэтому глядя на икону с любого угла зрения, можно увидеть четыре глаза, смотрящих на нас. Этот образ возник на Владимирщине. Изучая его, девочка многое узнала об истории христианства, символах иконографии и своих предках, построила генеалогическое древо.

***

Дарья Елизарова, ученица 5Б класса Сормовской православной гимназии имени св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова выступила с докладом о рушнике, который вышила ее прапрабабушка сто лет назад. Она считает, что привлечь молодежь к изучению культуры предков можно через обычаи и предметы быта, в том числе через вышивки на декоративных полотенцах-рушниках. Собравшиеся узнали, что было много видов рушников, и каждая вышивка имела свой смысл. Так, композиция вышивки на «родовом» рушнике содержала историю семьи. Даша провела познавательную викторину, а текст ее выступления был напечатан на бумаге в виде вышитого рушника.

***

Группа воспитанников православного детского центра «Подсолнух» из г. Перми в прошлом году побывала в экспедиции на Соловецких островах. Они изучали историю обители, знакомились с архивными документами, ходили на экскурсии и в походы. Ребята рассказали о Соловецком монастыре и показали мини-спектакль «Преображенная земля» – об игумене Филиппе (Колычеве), будущем митрополите Московском, при котором в XVI веке Соловецкий монастырь достиг экономического и духовного расцвета.

***

Восьмиклассница Кира Товкес из нижегородской православной гимназии во имя святых Кирилла и Мефодия исследовала использование сверстниками молодежного сленга, проводила опросы ребят, обратив их внимание на то, как они говорят. По ее мнению, православные гимназисты используют сленг не меньше, чем учащиеся муниципальных школ. Речь мальчиков более насыщена сленгом из-за того, что в их жизни больше присутствуют компьютерные игры, чем общение. Отрадно, что три четверти опрошенных (в основном девочки) признали проблему и хотят говорить правильно и красиво. Для этого Кира разработала специальные упражнения.

***

Слэнг – это нелитературная лексика, отход от норм языка. Но гораздо большим злом является ненормативная лексика – матерная брань. О проекте «Россия без сквернословия» рассказала пятиклассница этой же гимназии Мария Богушевская. Ее мама, Анастасия, возглавляет региональное отделение общероссийского проекта «Россия без сквернословия – Нижний Новгород». Она составила практическое руководство по профилактике сквернословия среди детей и подростков. Маша также участвует в проведении мероприятий и акций, направленных на создание среды без сквернословия. Теперь в Нижнем Новгороде можно увидеть баннеры «Слово «мама» свято! Говори без мата!», автомобили с наклейками «Мат – дорога в ад», «Мат – воину не брат» и другими.

***

Ученица 10 класса Саровской православной гимназии Мария Лошакова изучила психологическое воздействие деструктивных сект на людей и способы защиты от него. Члены жюри поинтересовались, что повлияло на выбор такой темы. Маша ответила, что уход подруги в одну из сект.

***

Доклад десятиклассницы школы № 32 г. Курска Полины Прониной назывался «Курские храмы. Утраченные святыни». Я подумала, что речь пойдет о храмах, разрушенных в советское время. Но Полина рассказала о храмах, разграбленных или разрушенных после вторжения ВСУ в Курскую область. С августа 2024 года пострадали или были полностью разрушены около 20 храмов из сорока, находящихся в зоне боевых действий. Точная цифра неизвестна, потому что некоторые из них находятся на территории, до сих пор занятой ВСУ. Девочка задалась вопросом, с какой целью это делается: чтобы лишить нас истории или подорвать веру русского человека в Бога?

Многие священнослужители свидетельствуют, что храмы уничтожают намеренно. В то же время российские военные стараются спасти святыни. Так, Горнальский Свято-Николаевский Белогорский мужской монастырь, который находится в полукилометре от Сумской области, подвергшийся нападению одним из первых, по словам священнослужителя, расстреливали из танка во время совершения литургии. В настоящее время этот храм разрушен и сожжен. В презентации были показаны фото других пострадавших храмов, причем, некоторые из них являлись памятниками культурного наследия.

Девочка представила интервью, которое она взяла у священника храма г. Суджа. Он рассказал, что обстреливать город начали 6 августа с 3 до 6 часов утра. Возникла паника, люди брали только документы, стараясь как можно быстрее покинуть город. Надеялись, что вскоре смогут вернуться туда. По словам священника, бойцы ВСУ заходили в храм, складывали в большие коробки имущество и увозили. В настоящее время судьба похищенных святынь неизвестна. Однако, по мнению священника, нанося ущерб храмам, ВСУ не смогут уничтожить веру, потому что она находится в сердце человека…

***

Много работ были посвящены храмам и монастырям, изучению жития святых и биографий еще не прославленных Церковью исповедников веры Христовой и подвижников благочестия. Были работы к 80-летию Великой Победы: о помощи Божией и о подвигах в годы Великой Отечественной войны. Были и оригинальные темы выступлений, например, Мария Сметанина, ученица 5А класса Саровской православной гимназии, рассказала участникам секции «Православная этика» о христианских мотивах в книгах Джоан Роулинг о Гарри Поттере. Оказывается, магия там не самое главное, просто некий антураж, а юные герои побеждают силы зла благодаря дружбе, верности, смелости и жертвенности.

***

Четвероклассница нижегородской православной гимназии во имя блгв. князя Александра Невского Валерия Будкина рассказала о фолежных иконах-киотках советского времени, получивших распространение в Нижегородском крае. «Фолежные» – означает украшенные чеканкой из фольги. Фольгу добывали как на производстве, так и среди бытовых отходов (упаковка продуктов, крышечки от молочных бутылок, фантики от конфет). Особенно такие иконы были распространены в сельской местности. Советские иконы, по мнению девочки, это уникальное художественное явление, которое отражает историю нашей страны. К сожалению, многие этого не понимают, и после смерти бабушек такие иконы выбрасывают или приносят в церковь на сжигание. И пусть современные иконы гораздо ярче и привлекательнее, нужно понимать, что в советское время церковное искусство пришло в упадок, поскольку иконопись являлась уголовно наказуемым преступлением. Тогда люди сами создавали иконы, помещая в киот печатную репродукцию или фото, украшая лик чеканкой и бумажными цветами. Валерия показала материалы и инструменты, а также искусно изготовленную собственными руками фолежную икону. Получилось очень красиво!

А еще девочка привезла тетрадь, где были записаны воспоминания родных о репрессированном в 1930-е годы дедушке Димитрие Ионове, регенте храма в честь Рождества Христова села Васильев Враг Арзамасского района. Это был очень музыкально одаренный человек. И когда сельскую церковь переоборудовали под клуб, его настойчиво приглашали играть на гармони на танцах. Димитрий отказался и в сердцах раскритиковал власть, позволившую осквернение храма. Так он стал «врагом народа» и умер в заключении. В наши дни эта церковь восстановлена…

***

Действительно, воспоминания, дневники и фотографии также являются семейными реликвиями, достойными изучения.

Анна Филяева, ученица 3Д класса Центра образования, рассказала об участии актеров в Великой Отечественной войне на примере своей прабабушки Виргинии Туржанской, актрисы драмтеатра Северного флота в г. Мурманске. Из ее дневниковых записей Аня узнала, что артисты выступали перед бойцами в землянках, на палубах кораблей и просто под открытым небом. Читали стихи, пели частушки, показывали шуточные сценки. Давали по многу концертов в день, совершали большие пешие переходы, делили с воинами опасности. В одном из своих воспоминаний Виргиния Константиновна пишет, как во время концерта на эсминце, он подвергся бомбардировке. Она оказалась за бортом и когда оглянулась, увидела, что корабль расколот пополам и тонет, а вокруг него на воде круги мазута и кровь. Она плыла около получаса, и рядом с ней плыл майор с корабля, который подбадривал ее и пел. А когда их выловили, майор сразу потерял сознание, и она увидела, что ему оторвало ногу, и он пел, заглушая боль…

Аня сделала вывод, что актеры на войне тоже выполняли боевые задачи, радуя солдат и поднимая их боевой дух. В армии актеров любили и высоко ценили. Так, Анина прабабушка имела звание младшего лейтенанта, медали «За отвагу», «За оборону Заполярья» и «За победу в Великой Отечественной войне».

«Ребята! Изучайте историю своей семьи, а через нее – историю своей страны», – обратилась девочка к участникам своей секции и ко всем нам.

Нравится 0

При использовании любых материалов ссылка (гиперссылка) на сайт Православный Саров обязательна

Текст, фото М. Курякиной

Write a comment

  • Required fields are marked with *.

If you have trouble reading the code, click on the code itself to generate a new random code.