Православный Саров

Подписаться на RSS-поток

От редактора. С кем я? или Работа над ошибками

1 января 1970 года

Введение курса «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ) вызвало оживленную полемику среди православных родителей в городе. В нее вовлечены не только родители четвероклассников, но также детей более младшего возраста. Им придется делать выбор модуля ОРКСЭ в последующие годы. Поэтому хотелось бы определиться…

 Выяснилось, что не все православные обрадовались появлению в школе Основ православной культуры. Они для своего ребенка выбрали (или собираются выбрать) изучение мировых культур или светской этики.

Некоторые родители возмущены тем, что заранее не имели исчерпывающей информации: – Если этот вопрос так важен, почему об этом не было сказано раньше? В храмах есть доски объявлений, у нас в городе выпускается православная газета. Предварительная работа была неудовлетворительной: до общественности и родителей не были своевременно доведены сведения о возможностях курса в полном объеме. Для родителей не были организованы презентации учебников, программ, консультации со специалистами. О том, что в ближайшее время будет решаться вопрос о введении курса ОПК в саровских школах, лично мы услышали лишь единожды на воскресной проповеди о.Александра (Брюховца) буквально за день до родительского собрания. По сути, родителям предлагалось проголосовать за «кота в мешке», руководствуясь лишь интуицией и собственным опытом, что они, собственно, и сделали.

Все это так. И сомнения людей имеют основания. Ведь они переживают не просто так, а потому, что любят своих детей. Каждому предстоит ответить за них перед Богом и уже в этой жизни узнать плоды своего воспитания... Но в Дивеевском районе 81,2 % родителей выбрали ОПК. Вряд ли сельские жители были проинформированы лучше саровчан или у них проще доступ к Интернету. Однако они предпочли выбрать православного «кота в мешке». Пытаясь преодолеть дефицит информации, мы на сайте «Православный Саров» в разделе «Публикации» открыли рубрику «О курсе ОРКСЭ». Там можно скачать учебники по всем шести модулям курса, познакомиться с мнениями экспертов, священников, ученых, сторонников и противников курса.

Одно из основных родительских опасений – низкий уровень преподавания ОПК плюс школьная обязаловка, которые могут вызвать отторжение детьми Православия.

Для  православного родителя чрезвычайно важно знать, кто и каким образом будет знакомить его  ребенка с такими понятиями, как «Православная молитва» (Урок 4), «Библия и Евангелие» (Урок 5) и «Проповедь Христа» (Урок 6). Сможет ли «светский» педагог с атеистическим (языческим, сектантским и пр.) мировоззрением, раскрыть суть православного учения о человеке (Урок 9), сохранить благоговейное отношение к православным святыням, прививаемое в семье и воскресной школе? Не превратит ли он преподавание православной культуры в повод для критики или насмешки над православными традициями и верой и не забросит ли он семена сомнения в неокрепшие и доверчивые детские души?

– Православию я как-нибудь научу ребенка сам. Хуже будет, если учитель повредит его душе. Пусть лучше ребенок для общего развития узнает о других религиях…

Конечно, опасения родителей небезосновательны. От педагогов зависит многое. Но, положа руку на сердце, признаемся, что по отношению к другим предметам мы не столь щепетильны. Мы, православные родители, отлично знаем, что современная школа не преодолела атеистического наследия. И когда учитель рассказывает детям о наших доисторических предках питекантропах (такова программа учебника, за который мы не голосовали), мы дома на это как-то реагируем, беседуем с детьми. Когда по литературе дети проходят «библейские легенды», написанные в стиле мифов Древней Греции, мы  сразу хватаем Евангелие и перечитываем подзабытые сюжеты, чтобы скорректировать полученные детьми знания. И ничего. Мы не делаем из этого трагедии… Когда же дитя спрашивает нашего совета: «Мама, как быть, если в учебнике написано одно, а в церкви учат другому?», мы, умудренные жизненным опытом, говорим: «Отвечай по учебнику, но как бы не от своего имени, а предваряя ответ словами: «по мнению некоторых ученых» или «по мнению авторов учебника».

Сейчас гонений на Церковь нет, но мы чего-то боимся. Мы сами добровольно отказываемся от того, чтобы в школе впервые за сто лет заговорили о нравственных ориентирах и духовных истоках нашей культуры, чтобы другие (не наши) дети перестали быть такими невежественными в этой области…

Для чего Соборная Церковь и лично Святейший Патриарх ведут борьбу за введение курса ОПК? Не для того ли, чтобы по максимуму отвоевать жизненное пространство для наших детей и внуков, для нашего будущего? В мире идет борьба ценностных установок, и нам, православным, нельзя так легко сдавать позиции на поле боя. Если мы не захотим рисковать, то неверующие родители последуют нашему примеру: «Зачем нам нужен курс ОПК, если он не нужен даже православным?»

Не стоит быть максималистами. Не бывает все и сразу, на блюдце с голубой каймой. Чтобы дать ОПК зацепиться в школе, мы должны идти на риски. Тогда предмет укоренится, со временем появятся подготовленные учителя. По мнению диакона Андрея Кураева, автора учебника, ОПК захочет преподавать тот учитель, который, может быть, пока мало что понимает в Православии, но симпатизирует ему. Для интересующихся педагогов в Сарове уже третий год на базе СарФТИ работают курсы «Педагогический потенциал духовно-нравственных ценностей отечественной культуры». Их окончили более 150 человек, и сейчас приступили к учебе около 90 педагогов. Эти курсы оплачивает Саровское благочиние, т.е. мы с вами. На курсах не учат методике преподавания ОПК, но показывают, что такое Православие. Замдиректора городского департамента образования Елена Туровская, отвечая на вопрос родителей, подтвердила, что никто не будет заставлять учителей преподавать Основы православной культуры, если это противно их убеждениям. Педагоги будут отбираться по желанию и проходить обучение в Москве. Как оно будет происходить, пока неизвестно.

А вот еще один аргумент православных противников ОПК:

 – Я  не хочу, чтобы мой ребенок выглядел среди одноклассников белой вороной. Большинство родителей выбрали светскую этику. Поэтому мы будем «как все».

Тут сразу приходит на ум пример родителя, который проголосовал за основы исламской культуры, прекрасно зная, что окажется в одиночестве… Нам порой приходится идти на компромиссы и быть «как все», хотя нам это и не нравится. Ради ребенка, чтобы не ставить его в неловкое положение, мы в пост отпускаем его с классом в боулинг или молчим, наблюдая сжигание чучела Масленицы. Но если на светской этике наших детей будут учить толерантности к гражданским и однополым бракам, а мы будем себя успокаивать тем, что про Бога ему расскажут в воскресной школе, будет ли это правильно и душеполезно для ребенка? До какой степени можно быть «как все» и все еще оставаться христианином? Пусть это каждый для себя решает сам.

Мы подняли тему, но не закрыли ее. Думается, что это – только начало разговора. Конечно, св. ап. Павел говорил, что «надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные» (1 Кор. 11, 19). Но разномыслие допустимо в вещах второстепенных. В главном нам следует быть едиными. Стремиться выработать единую позицию в духе христианской любви, по которому «узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13,35). 


 

Нравится 0

При использовании любых материалов ссылка (гиперссылка) на сайт Православный Саров обязательна

М.Курякина

Write a comment

  • Required fields are marked with *.

If you have trouble reading the code, click on the code itself to generate a new random code.