27 ноября 2011 года
23 ноября в школе № 13 состоялись съемки передачи из цикла «Родительское собрание», выход которой был запланирован на Канале-16 в воскресенье, 27 ноября, в 19.30. Темой беседы было социальное сиротство и нравственное воспитание. Также был затронут вопрос преподавания ОРКСЭ в школах Сарова.
В обсуждении участвовали: депутаты Н.Тимченко, директор управения социальной защиты в г.Сарове и И.Ситников, директор реаблитационного центра для семьи и детей "Теплый дом", начальник отдела по делам несовершеннолетних УВД г.Сарова С.Барышев, зам. директора городского департамента образования Е.Туровская, священник Александр Брюховец. На встрече присутствовали заинтересованные педагоги, социальные работники и родители.
Ведущая передачи О.Федотова пояснила, что «социальный сирота» – сирота при живых родителях, которые по разным причинам не занимаются его воспитанием. Этой болезнью поражены даже внешне благополучные семьи. В России таких детей от 4 до 6 млн.
Директор центра «Теплый дом» И.Ситников сказал, что воспитание ребенка начинается за сто лет до его рождения, но за последние сто лет Россия пережила столько войн и социальных потрясений, что институт семьи был подорван. Рассуждая о причинах социального сиротства, собравшиеся пришли к тому же выводу, что и писатель М.Булгаков, – разруха начинается в головах.
О.Александр: «Все работают: одни воспитывают, другие сажают, третьи лечат, четвертые приводят. Причем многие преподаватели и чиновники выкладываются на сто процентов. Но где же эффект? Почему ситуация не улучшается? Сегодня говорят о системной ошибке, об отсутствии единой системы воспитания, единых ценностей и языка. Школа не понимает родителей, родители – школу и своих детей. Никто не придет, чтобы все наладить. Мы должны это сделать сами в рамках имеющихся возможностей.
Е.Туровская: «Корни социального сиротства – всегда в семье. Там закладывается потребность творить добро. Школа только помогает ребенку удерживаться в заданном русле. И вот впервые за сто лет у государства появился социальный заказ на образовательную программу воспитательного плана. Эта программа в помощь родителям, шанс сблизить ребенка с семьей в вопросах нравственности, доброты, воспитания в ребенке любви к окружающим. Эффективность программы будет зависеть от того, насколько родители общались с ребенком и обсуждали то, о чем ему рассказали в школе».
А.Яковлева, завуч ДШИ №2, посещает курсы повышения квалификации для учителей при СарФТИ и, возможно, в будущем станет преподавать ОРКСЭ. Она сказала, что новый предмет – это «огромный шаг вперед. Культура имеет корни в религии. Отсутствие религиозного воспитания привело к падению культуры, к тому, что мы без справочника не можем понять сюжет росписи храма. А ведь раньше это было понятно неграмотным».
С.Куконкова, учитель истории лицея № 3, убеждена, что с детьми нужно говорить о добре и зле: «Я столкнулась с тем, что девятиклассники не могли привести пример моральной нормы. Социальное сиротство идет от равнодушия. В обществе господствует индивидуализм, и дети остаются без внимания. Новый предмет даст учителю время, чтобы поговорить с детьми о главном, преодолеть барьер равнодушия».
По мнению Е.Туровской, для системы образования неважно, какой модуль выберут родители: «Система построения курса по всем модулям одинакова. Везде идет – Родина, добро, любовь, терпимость, уважение, патриотизм – независимо от религиозной специфики». А о.Александр считает иначе. Если мы будем выбирать курсы атеистического содержания, то не достигнем поставленной цели: «Совсем не все равно, на каком материале воспитывать. Религиозные ценности – вечны, они лежат в основе нашей жизни и культуры, даже если мы этого не сознаем. Многие родители сделали выбор нерелигиозных курсов поспешно. Если они захотят его изменить, такая возможность у них остается. Надо только переписать заявление».
Е.Туровская сообщила, что департамент образования собрал предварительные данные, чтобы выявить потребность в учебниках и учителях. В марте в школах состоится второе собрание, где родителям сообщат, кто будет преподавать и каким образом.
После передачи родители задали Е.Туровской вопрос: «Как будут отбираться учителя для преподавания ОРКСЭ? Будет ли учитываться их желание? Не обяжут ли людей с атеистическим мировоззрением преподавать основы православной культуры?»
– Никакой обязаловки не будет. Если учитель не погружен в православную культуру настолько, чтобы убедительно донести это до детей, на него не будет оказываться никакого давления. В преподавании этого предмета должна выполняться схема «знаю-переживаю-делаю», причем главное – «переживаю». Наша задача не поучать, а помогать, и это – не урок, а в большей степени – воспитательное мероприятие, хотя и обязательное.
М.Курякина
P.S.
На сайте городского департамента образования заинтересованный родитель задал вопрос директору департамента И.Кочанкову:
– Подскажите, где на ресурсах департамента образования можно ознакомиться с текстами учебников по «Основам религиозных культур и светской этики». А также где можно узнать мнения экспертов об этих учебниках и результаты внедрения этого курса в пилотных регионах. Где можно узнать о том, как будет вводиться курс в нашем городе? Будут ли передачи по ТВ, статьи в газетах?
Ответ: – В основном меню нашего сайта размещена ссылка на раздел «Введение комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики», в котором оперативно размещаются и будут размещаться все поступающие в департамент официальные документы, касающиеся преподавания ОРКСЭ. С содержанием учебников по данному курсу можно ознакомиться в библиотеке Методического центра по ул. Гагарина, д. 6. Контактное лицо - Пилясова Галина Ивановна, т. 39257. Правда, у нас есть пока учебники не по всем модулям курса. Действительно, преподавание данного предмета в саровских школах начнется в четвертой четверти 2011-2012 учебного года в 4 классах. В декабре мы доведем всю интересующую Вас информацию до широкой общественности через СМИ.
Твитнуть | Нравится | 0 |
При использовании любых материалов ссылка (гиперссылка) на сайт Православный Саров обязательна