6 апреля 2011 года
В настоящее время происходит дисбаланс в обществе: при высоком уровне образованности подрастающего поколения отмечается низкий уровень духовно-нравственного воспитания.
Дополнительное образование детей по праву рассматривается как важнейшая составляющая образовательного и воспитательного пространства, сложившегося в современном российском обществе.
Программа «Край, в котором ты живешь» объединения «Истоки» Дворца детского (юношеского) творчества имеет туристско-краеведческую направленность и знакомит учащихся с историей родного города, края. В рамках образовательной программы обучения вводится блок «Саров православный».
Введение данного блока в программу не случайно в связи с тем, что для детей учебных пособий по истории Саровской пустыни в настоящее время не разработано. Школьникам трудно усвоить материал, изложенный в различных источниках, а путеводители дают очень краткую информацию по истории монастыря, часто опуская интересные исторические факты.
Надо отметить, что интерес к Саровской пустыни велик не только в России, но и за ее пределами. Особый статус закрытости города Сарова не позволяет людям посетить этот исторический уголок. Для знакомства с монастырским комплексом мною была разработана виртуальная экскурсия. Предполагается, что материал по данной теме можно использовать на занятиях по краеведению в разных городах России.
При разработке методического материала автор опирался на проект Концепции гражданского образования в Нижегородской области на 2009 – 2013 гг., в которой сказано, что система гражданского образования предполагает использование в первую очередь практико-ориентированных и интерактивных методов обучения.
Цель занятия: знакомство с историей архитектурного памятника Саровская пустынь.
Воспитательные задачи: воспитание чувств гражданственности, патриотизма и гордости за свой родной край; формирование бережного отношения к историческим памятникам.
Экскурсия «Путешествие по Саровскому монастырю» проводится в виртуальном времени. Она является одной из наиболее перспективных форм проведения учебных занятий. Характерными признаками такого вида обучения будут следующие: моделирование в реальном масштабе времени; имитация окружающей обстановки с высокой степенью реализма; возможность воздействовать на окружающую обстановку и иметь при этом обратную связь.
Виртуальная экскурсия проходит в исторической части города, небольшой по площади, но очень насыщенной историческими памятниками. Экскурсия всегда предполагает наглядность, то есть знакомство детей непосредственно с историческим местом, что, конечно, повышает интерес ребят к данной теме.
Занятие проходит в компьютерном классе. Каждый учащийся сидит за своим компьютером. На стадии контроля ученики могут самостоятельно еще раз обратиться к презентации, если у них имеются затруднения в выполнении задания.
Содержание текста призвано воспитывать нравственность и духовность у подрастающего поколения.
Преподаватель использует элементы технологии «Развитие критического мышления через письмо и чтение» (РКМЧП). Приведем описание одного из приемов данной технологии – «Кластер» – и проиллюстрируем его применение на занятии.
Кластер («гроздь») – выделение смысловых единиц текста и графическое их оформление в определенном порядке в виде грозди. «Грозди» - графический прием систематизации материала. Кластеры позволяют записи, зарисовки распределять особым образом, т.е. компоновать по категориям.
Результатом таких занятий является неподдельный интерес детей к Саровской пустыни. Они начинают «добывать» информацию самостоятельно: в СМИ; в общении со взрослыми, которые давно живут в городе и могут вспомнить интересные моменты, связанные с монастырем.
Таким образом, дополнительное образование – это ещё один из ресурсов духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения.
Твитнуть | Нравится | 0 |
При использовании любых материалов ссылка (гиперссылка) на сайт Православный Саров обязательна