26 ноября 2010 года
Необходимо подчеркнуть важность изучения гуманитарных дисциплин в современном образовательном процессе. В то же время эффективность этого процесса определяется той аксиологической системой, в рамках которой строится преподавание. В современном техническом вузе, как вы понимаете, эта проблема стоит особенно остро.
Сегодня представляется актуальным формирование единой концепции аксиологической безопасности в рамках всей системы национального образования и, тем более, для образовательного процесса в ядерном оружейном и энергетическом комплексах. Единая концепция позволила бы эффективно формировать позитивную систему ценностей будущих граждан страны, которая бы основывалась с одной стороны, на национальной традиции и, с другой стороны, отвечала бы современным требованиям к профессионалам отрасли.
Как уже было подчеркнуто, национальная культура основывается на религиозных ценностях.
Если рассмотреть систему религиозных ценностей, то видно:
1. Ценности религии и конфессии:
a. формальные принципы системы ценностей – умение выстраивать верные приоритеты;
b. содержание – конкретно важно, не любые и все одинаково работают.
2. Вера дает:
a. внутреннюю опору и способность создать свое счастье;
b. Умение постигать внеличностный опыт – стремление к истине – что важно для ученого.
3. В принципе, умение выстраивать систему терминальных и инструментальных ценностей:
a. верное соотношение между ними;
b. средства не превращаются в цели;
c. верное умение использовать данные ресурсы: приумножать для всех, а не делить для себя.
4. Именно христоцентричное содержание православных ценностей сформировало русскую национальную культуру:
a. Любовь – направленность воли к добру;
b. Справедливость как любовь, а не как наказание;
c. Добра без Бога не бывает, насильственное Добро – есть Зло;
d. Личностный рост несмотря на социальное происхождение ;
e. Служение Богу, Отечеству, Делу.
Диакон Андрей Кураев в одном из своих интервью подчеркнул, что курс «Основы православной культуры» – о мотивах и ценностях, о смысле, о представлениях человека о мире, а не об иконах и храмах.
Это – некоторые вопросы, которые ставят актуальные проблемы изучения религиозных ценностей в современном образовательном процессе.
Часто приходится слышать: Достаточно русской литературы и искусства 19 века:
Нет. Это – виртуальная реальность. Нравственности не учит. Жизни научить нельзя по придуманным книжкам для взрослых. Эффективное мировоззрение – результат волевого целенаправленного действия в рамках верных ориентиров, проверенных страшим поколением. Послушание, смирение, терпение. Тем более, что все это в учебном процессе вуза отсутствует.
Далее я хотела рассмотреть некоторые особенности субкультуры научно-технической интеллигенции, которые хорошо корректирует православие:
Методы, которые я использую в своей работе:
1. История Отечества:
a. Генеалогические деревья – анализ истории рода;
b. Интервью с пожилым человеком;
c. Доклад – обзорно-аналитический метод.
2. Социология:
a. Социологический опрос – тематическое анкетирование (студенты выяснили про современную молодежь: ничего не хотят, делают, что хотят, нехотя);
b. Социологический опрос – тематическое, биографическое интервью (визуальная антропология);
c. Аксиологический анализ художественного произведения;
d. Пирамиды ценностей;
e. Методика Рокича;
f. Доклад – обзорно-аналитический метод.
3. Русская интеллигенция и проблемы формирования национального самосознания (элективный курс):
- Просмотр кинематографических произведений и обсуждение (эссе).
Работа направлена на развитие следующих качеств:
1. через реализацию целенаправленного проекта (тайм-менеджмент, предприимчивость, креативность, организованность, воля, характер, сознание, сосредоточенность);
2. участие в диалоге (как минимум функциональная грамотность);
3. рефлексия (примечания, приложения), аксиологическая в том числе;
4. аксиологический анализ;
5. понимание стандартов как регуляторов деятельности, преодоление шаблонного типа мотивации.
Важнейшими составляющими концепции аксиологической безопасности представляются те ценности отечественной культуры, которые помогли выстоять нашему народу в испытаниях ХХ века. Особенно ярко это проявилось в период Великой Отечественной войны и в истории советского атомного проекта. Очень важно познакомить современную молодежь с аксиологическим наследием отечественной культуры.
Например, в СарФТИ НИЯУ МИФИ уже несколько лет реализуется проект «Моя родословная». Студенты в процессе изучения предмета «История Отечества» делают интервью со своими пожилыми родственниками или знакомыми. Важнейший вопрос – вопрос о Великой Отечественной войне. Рассказы очевидцев имеют значительный воспитательный эффект. В отчетах по интервью, студенты отмечают изменения своих представлений о жизни тех лет, о военных испытаниях и людях, которые прошли через эти испытания. Результаты проекта публикуются в городской прессе. Сейчас мы приступаем к новому проекту – Люди объекта. Данные анализа генеалогических деревьев: 18% родителей, 5% бабушек и дедушек работают во ВНИИЭФ.
Твитнуть | Нравится | 0 |
При использовании любых материалов ссылка (гиперссылка) на сайт Православный Саров обязательна