25 ноября 2010 года
Старший школьник стоит на пороге вступления в самостоятельную жизнь. Ему предстоит не только выйти на путь трудовой деятельности, но и определить свое место в жизни, поэтому для него становится актуальным поиск спутника жизни и единомышленников, возрастает потребность в сотрудничестве с людьми, укрепляются связи со своей социальной группой.
Большую роль в восприятии мира начинает играть социальное пространство, в живом общении познается жизнь и деятельность взрослых. Огромное влияние оказывает общество в целом, его традиции.
Период юности характеризуется наличием кризиса, суть которого в разрыве, расхождении образовательной системы и системы взросления.
Ранняя юность – это установление психологической независимости во всех сферах: в моральных суждениях, политических взглядах, поступках.
Это своеобразный переворот в психологии человека, связанный с осознанием недоступных еще подростку противоречий жизни:
Это период принятия ответственности за свою судьбу и близких, начало подлинно взрослой жизни, сложной как внутренне, так и внешне, адаптации к жизни, включая принятие многих условностей, социальных норм, ролей и форм поведения, не всегда соответствующих актуальным внутренним установкам человека в данный момент.
Ведущая деятельность в юношеском возрасте – познавательная. Отметка как основной побуждающий мотив учения, имеющий решающее значение вплоть до подросткового возраста, утрачивает свою побудительную силу – старший школьник перестает учиться «за отметку», ему важны сами по себе знания, обеспечивающие будущее. Отсюда ярко проявляющаяся избирательность по отношению к учебным предметам.
Возникает потребность разобраться в себе и окружающем, найти смысл происходящего и собственного существования. Поэтому учащиеся этого возраста редко слушают учителя равнодушно. Они либо вообще перестают слушать, если это не интересно, либо слушают эмоционально, напряженно.
Таким образом, в старших классах мышление учащихся приобретает личностный эмоциональный характер. Не случайно в этом возрасте повышается интерес к художественной и философской литературе.
«Эмоциональность» мышления проявляется не только в том, что проявляется страстность к теоретическим и мировоззренческим проблемам, но и в особенностях переживаний по поводу своих возможностей, способностей и личностных качеств.
Широта интеллектуальных интересов часто сочетается с разбросанностью, отсутствием системы, метода. Многие ученики склонны преувеличивать уровень своих знаний.
Одним из центральных новообразований юношеского возраста является мировоззрение.
Формирование мировоззрения как обобщенного систематизированного представления о мире в целом, о его законах и требованиях приводит к появлению в сознании картины мира, в которой юноша начинает мыслить и переживать себя «гражданином мира». В этом возрасте человеку присущ романтизм, стремление решать свою судьбу в мировом масштабе, найти свое предназначение, а также желание утвердить свои взгляды в виде «особой» жизненной философии.
Под влиянием потребности самоопределения и на основе возникших в подростковом возрасте психологических особенностей девушка и юноша начинают осмысливать в общих нравственных категориях и свой опыт, и опыт окружающих, вырабатывать свои собственные взгляды на мораль. Из человека, подчиненного обстоятельствам, они постепенно превращаются в руководителя этих обстоятельств, человека, который часто сам создает среду и активно ее преобразует.
Происходит осознание значения убеждений и нравственных принципов для самого человека, их роли в формировании его личности. В качестве особой жизненной задачи ставится задача разобраться в моральных вопросах, понять сущность того или иного качества личности, его места среди других черт характера, его значения в общей моральной характеристике личности.
Специфической формой отстаивания своих взглядов, в утверждении своей мысли является спор: спорят, чтобы объяснить самому себе трудные проблемы.
Общение со взрослыми, в том числе и с учителями, ценится только в том случае, если оно имеет доверительный характер. Доверительность, поддержка со стороны взрослого понимается как доверие к развитию личности, вера в ее потенциальные возможности.
Образ «Я» строится путем постоянного сравнения его с откладывающимся в сознании представлением о некотором идеале, эталоне представителя своего пола. Сложившееся представление о себе, независимо от того, истинно оно или нет, представляет собой психологическую реальность, которая влияет на поведение, порождает те или иные переживания.
Главное психологическое приобретение ранней юности – обнаружение ценности своего внутреннего мира. Внешний мир начинает восприниматься через себя. В процессе приобретения жизненного опыта представления о себе пополняются, уточняются, перестраиваются. Они являются основой самовоспитания, планирования деятельности и жизненной перспективы.
Расширяется диапазон социальных ролей, которые примеряются на себя. Психологические трудности взросления, противоречивость и нестабильность представления о себе приводят к тому, что эмоциональная напряженность, появившаяся в подростковом возрасте, сохраняется.
В данной социальной ситуации отрыв обучения от жизни приводит к снижению идейно-эстетического уровня уроков, поскольку основной целью их становится формальное овладение учащимися определенной суммой знаний и навыков. Такое изучение литературы порождает равнодушие к художественным произведениям, к разрыву между знаниями учеников и их убеждениями, поведением в обществе.
Отсутствие связи литературы с жизнью усугубляется и односторонним пониманием литературного наследия – лишь в его связи с эпохой возникновения, без учета того, что в каждом выдающемся художественном произведении поставлены многие жизненные вопросы, которые и в настоящее время интересуют читателей, в том числе молодежь, ищущую ответы на свои вопросы.
Анализ своих чувств и глубоко личных отношений, поиск смысла жизни, переживание одиночества – вот круг наиболее значимых в этом возрасте проблем.
Задача школы состоит не только в том, чтобы снабдить ученика знаниями и умениями для определения с выбором профессии, но и в том, чтобы подготовить его к жизни в обществе. Литературе как учебному предмету принадлежит важная роль в этом деле. Преобразование общества неразрывно связано с воспитанием человека высоких нравственных качеств, активной гражданской позиции.
Сюжет и проблематика романа «Герой нашего времени» позволяет девятиклассникам углубить свои познания не только в области литературы, так как в нем рассматриваются в первую очередь взаимоотношения людей.
«Герой нашего времени» считается первым в России «аналитическим романом» (Б. Эйхенбаум), первым русским социально-психологическим романом. Лермонтов впервые в русской литературе использовал психологический анализ как средство для раскрытия характера героя, его внутреннего мира. В предисловии к «Журналу Печорина» автор замечает, что «история души человеческой едва ли не полезнее и не любопытнее истории целого народа».
Для понимания авторского замысла учащимся необходимо обобщить изученное ранее: знать факты биографии, повлиявшие на творчество; осмыслить раннюю и позднюю лирику, проследить эволюцию лирического героя.
Главная цель, которую ставил Лермонтов, — глубоко раскрыть сложную натуру своего современника, показать проблему судьбы волевой и одаренной личности в эпоху безвременья. Не случайно В. Г. Белинский назвал лермонтовское произведение «грустной думой о нашем времени».
Однако не менее занимала автора и другая проблема — определение черт «нашего века». Его Лермонтов характеризует как эпоху, в которую умные, образованные люди обречены на жизнь бесплодную и никчемную, так как историческая действительность не может дать выхода их страстям и порывам. Это «лишние люди», опередившие эпоху, в которую им суждено жить. От этого они, не понятые современниками, не способные найти с ними общий язык, осуждены на одиночество.
Изучение социально-психологического романа «Герой нашего времени» готовит школьников к восприятию в девятом классе произведений И. С. Тургенева, в десятом классе - произведений Л. Н. Толстого и Ф. М. Достоевского.
Несмотря на то, что Лермонтов затрагивает глубокие социальные и философские проблемы, осмысление и понимание которых требует больше жизненного опыта, чем есть у девятиклассников, изучение романа дает возможность школьникам сформировать свою собственную читательскую точку зрения, обсудить ее и попытаться разобраться в вопросах морали, понять истоки и сущность некоторых качеств личности, что в данном возрасте является для них наиболее важным.
Нами была выдвинута гипотеза: изучение литературы с использованием психологического анализа и жизненного опыта учащихся способствует формированию оптимальных ценностных предпочтений.
В процессе проведения проектных мероприятий велась работа со следующими терминами:
Ценности – это представление людей о значимых вещах, то, чему приписывают большее значение, определенные предпочтения.
Любовь - высокая степень эмоционально положительного отношения, выделяющего его объект среди других и помещающего его в центр жизненных потребностей и интересов субъекта
Дружба - отношения между людьми, основанные на взаимной привязанности, духовной близости, общности интересов и т.д. Д. присущи: личностный характер (в противоположность, например, деловым отношениям).
Эгоизм (лат. ego - Я) - принцип жизненной ориентации и моральное качество человека, связанное с предпочтением собственных интересов интересам других (индивидуальных и коллективных) субъектов.
Характер человека - совокупность психических черт человека, как результат его темперамента и воспитания, направления его воли и ума.
Жестокость – безжалостное, беспощадное отношение.
"Лишний человек"- социально-психологический тип, запечатленный в русской литературе 1-й половины 19 в.; его главные черты: отчуждение от официальной России, от родной среды (обычно - дворянской). Наименование ему было дано И. Тургеневым в повести "Дневник лишнего человека" (1850), но герои такого рода появились значительно раньше.
Честь - внутреннее нравственное достоинство человека, обязательность, честность, ответственность, точность, единство слова и дела, недвусмысленность замыслов и поступков, благородство души и чистая совесть, доблесть.
Совесть - способность личности осуществлять нравственный самоконтроль, самостоятельно формулировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения и производить оценку совершаемых поступков.
Проектные мероприятия |
Промежуточные результаты |
Подготовительный этап. |
|
Изучение литературы по данной теме. Исходная диагностика Уроки 1. Образ Лермонтова. Детство и юность. Мотивы лирики поэта (урок-лекция). 2. «Приличьем стянутые маски» (Романтический герой Лермонтова) 3. "Любить, но кого же?" (любовная лирика поэта) 4. «Люблю отчизну я, но странною любовью…» (родина и природа в лирике М. Ю. Лермонтова) 5. "Печально я гляжу на наше поколенье…" (анализ стихотворения "Дума") (Подготовка школьников к восприятию романа «Герой нашего времени») |
Выбор диагностик.
Определение изначальных личностных предпочтений учащихся
Должен возникнуть интерес к личности и творчеству Лермонтова. Школьники знакомятся с мироощущением, идеалами юного поэта, его нравственным, творческим выбором, понимают трагизм судьбы поэта, заключающийся в неприятии им реального мира, его одиночество в светском обществе, рождающем чувства «горечи и злости». Развивается умение проникать в подтекст лирических произведений, видеть авторскую концепцию мира. Углубляются представления учащихся о романтичном мировоззрении поэта, о духовных поисках Лермонтова. |
Основной этап. |
|
Уроки 1. Знакомство с жанром социально-психологического романа. Особенности композиции романа, ее роль в раскрытии идейного замысла. "Странный человек" (повесть "Бэла") 2. Глава "Максим Максимыч". Кто более прав в отношении к другому: Печорин или Максим Максимыч? 3. "И зачем было судьбе кинуть меня в мирный круг честных контрабандистов?" (повесть "Тамань"). 4. «Что… если моя судьба наконец мне изменит?» Проблема судьбы в повести «Фаталист». 5. "За что они все меня ненавидят?" Печорин и «водяное общество» (повесть «Княжна Мери»). 6. Психологический анализ как средство раскрытия характера героя. Анализ эпизода дуэли Печорина с Грушницким (повесть «Княжна Мери»). 7. «Игра с жизнью и смертью» (урок- форум) |
Формируется понятие о жанре социально-психологического романа. определяется роль рассказчика-повествователя; определяется роль композиции в раскрытии идейного замысла романа; учащиеся знакомятся с понятием психологического портрета в раскрытии внутреннего мира героя, пытаются понять причину отчуждения "простого" человека и "героя времени". Учащиеся открывают красоту и поэзию мира в повести "Тамань"; пытаются найти объяснение поступкам и чувствам Печорина, осмыслить проблему судьбы, которая так волновала современников Лермонтова и людей предыдущего поколения; понять, почему неизбежно столкновение Печорина с «водяным обществом»; почему он «лишний человек»; понять, что Печорин духовно превосходит окружающих и обречен на одиночество. Он "страдающий"; обсуждают нравственные проблемы, поднятые в повести, высказывая свои точки зрения. |
Заключительный этап. |
|
Проведение итоговой диагностики. Сравнение результатов исходной и итоговой диагностик. |
Для диагностики исходной ситуации и выявления качественных изменений ценностных предпочтений учащихся после основных проектных мероприятий был применен метод С. Джеффа, поскольку он позволяет учащимся озвучить свою точку зрения по заданным тезисам. В то же время он не подразумевает дискуссию. Это учит ребят слушать друг друга, терпимо относиться к мнению, отличному от собственного.
Тезисы подобраны так, что и в исходной диагностике, и в итоговой диагностике рассматриваются одни и те же ценностные предпочтения учащихся. Но изначально абстрактно, с использованием личного жизненного или имеющегося на данный момент читательского опыта учащихся. А в итоге – на материале художественного произведения. Выражая свои мнения относительно поступков и качеств героев романа «Герой нашего времени», девятиклассники будут отражать свои изменившиеся или оставшиеся неизменными предпочтения, что позволит выявить качественные изменения или их отсутствие.
Тезисы |
|
Диагностика исходной ситуации |
Итоговая диагностика |
Меня раздражает человек, который более успешен, чем я. |
Печорин раздражает окружающих, потому что он лучше их. |
Герои изучаемых нами произведений отличаются по взглядам и чертам характера от современных людей. |
Многие мысли и душевные качества Печорина мне близки.
|
Если выбирать между любимым человеком и другом, я выберу любимого человека. |
Печорин предпочел Мери Веру, потому что она любила его больше. |
В дружбе я больше всего ценю честность. |
У Печорина не могло быть друзей вообще. |
Я не такой, как все. |
Печорин не мог стать другим. |
Меня нельзя заставить делать то, чего я не хочу. |
Грушницкого заставил стать подлецом Печорин. |
Каждому человеку нужно чувствовать себя принятым обществом. |
Печорину все равно, что о нем думают окружающие. |
Жестокость – не имеет оправданья. |
Печорин не жесток с Мери. Он просто обещал Вере волочиться за княжной, чтобы отвлечь внимание от их отношений. |
Любовь оправдывает все. |
Вера не должна была иметь никаких отношений с Печориным, ведь она замужем. |
Анализ диагностики исходной ситуации показал, что учащиеся имеют общие представления о вопросах морали, об основных общечеловеческих ценностях, проявляют свойственный юношескому возрасту максимализм, категоричность суждений, часто переоценивают свои возможности, используют штампы, выдают желаемое за действительное.
Так лишь 3 человека согласились с тем, что их раздражают люди, более успешные, чем они. Хотя на самом деле в классе не всегда царит атмосфера доброжелательности и гораздо большее число учащихся позволяет себе колкости в адрес хорошистов.
Подавляющее большинство учащихся были твердо убеждены, что герои изучаемых ими произведений XIX века не могут быть похожи них, поскольку они люди разных исторических эпох.
Категоричность проявилась в вопросах, касающихся любви, дружбы, жестокости, осознания своего места в обществе, а также его влияния на принимаемы решения. Большая часть класса разделяет понятия «друг» и «любимый человек» (причем девушки категорично выбирают «любимого человека», а молодые люди затрудняются в выборе или выбирают «друга», поскольку считают, что «он надежнее»). Жестокость девятиклассники, прежде всего, понимают как физическое насилие. Ребят удивило и заставило задуматься, что «не таких, как все» оказалось гораздо больше, чем «таких, как все» (ведь это значит, что понятия поменялись местами, было доказано обратное тезису).
Анализ итоговой диагностики показал, что мнения многих учащихся утратили категоричность. Ребята говорили, что многие мысли Печорина оказались созвучны их собственным мыслям, признав тем самым, что герой литературы XIX века не во всем чужд современной молодежи.
Девятиклассники (в особенности девушки) обнаружили, что любимый человек рядом еще совсем не гарантирует счастье. Появились высказывания, что любимый человек должен быть и другом. Ребята отмечали, что важны уважительные отношения между мужчиной и женщиной. Нужно не прощать все кому-то одному, а совместно решать возникающие вопросы, справляться с трудностями. В их речи появились такие понятия, как «взаимоуважение», «бережное отношение друг к другу», «чуткость», «милосердие», «прощение». Понятие «жестокость» было расширено и стало включать причинение душевных мук. Знакомство с «психологическими опытами» Печорина заставило учащихся задуматься над тем, что можно скрыто управлять человеком и заставлять его делать то, на что бы он сам не решился.
Также для итоговой диагностики было проведено анкетирование «Каким вы видите литературного героя?». Анализ результатов позволил определить, какие качества ребята вкладывают в понятие «такой, как все», «в ком я вижу личность» и др., а также показал, что большинство учащихся (62,5 %) соотносит себя с «идеальным героем». ( Это соответствует наиболее часто встречающейся оценке себя в юношеском возрасте).
Кроме того, в результате ранжирования и качественного анализа результатов анкетирования, нами были получены «психологические портреты» различных героев с точки зрения учащихся данного класса.
В результате осуществления проекта, произошли определенные качественные изменения в личностной сфере каждого ребенка.
Учащиеся продемонстрировали знание биографии М. Ю. Лермонтова, лирики, сюжета романа «Герой нашего времени»; при оценке поступков и взглядов главного героя романа проявили верное понимание нравственных и безнравственных качеств личности, показали умение рассуждать на заданную тему, создавать презентации.
Анализ творческих работ показал, что у девятиклассников сложилось правильное восприятие главного героя: они не только осуждают его за эгоизм, но и сочувствуют ему.
Выдержки их сочинений учащихся.
«Не думаю, что такой человек, как Печорин мог быть моим другом. Мне бы не хотелось чувствовать себя марионеткой».
«Жаль, что к двадцати годам Печорин так и не понял, что нужно меняться самому, так как общество не переделаешь».
«Мне жаль Печорина. Он умный, у него богатый внутренний мир, но кто сможет оценить этот мир, если он никого не пускает в свою душу?»
Таким образом, можно сделать вывод, что для учащихся созданы условия для дальнейшего анализа мыслей и поступков героев и своих собственных мотивов.
В ходе работы над проектом нами была подтверждена гипотеза о том, что изучение литературы с использованием психологического анализа и жизненного опыта учащихся способствует формированию оптимальных ценностных предпочтений.
Твитнуть | Нравится | 0 |
При использовании любых материалов ссылка (гиперссылка) на сайт Православный Саров обязательна