25 ноября 2010 года
Ерин Олег Константинович, преподаватель русского языка и литературы МОУ «Гимназия №2» г.Сарова, Нижегородской области. Доклад на конференции.
Современное общество живёт совершенно иными представлениями о нравственных ценностях, нежели его предшественники.
Мы, представители старшего поколения, имеем за своей спиной некую основу, которая составляла пусть, возможно, и неверный, но все-таки стабильный нравственный стержень жизни. Сегодня же, знакомясь с фактами, попадающими на страницы изданий, в теле- и радиоэфир, появляющимися на сайтах Internet, приходишь к выводу, что мир постепенно катится к нравственной катастрофе и поколение родившихся после СССР, кроме стремления к очередному слому, ничего с собой не принесло. Полнейшее разрушение многих понятий, которые длительное время воспринимались как догматические (в лучшем понимании этого слова), привело к катастрофическому преломлению многих моральных принципов.
Два десятилетия, прошедшие с того момента, как мы оказались в совершенно новой стране, достаточный срок, чтобы можно было подвести определённые итоги всему тому, что сформировалось в современном обществе. Что же мы видим?
Стремление к толерантности проявляется часто совсем не в том направлении, которое ожидалось, когда наша новая идеологическая машина ввела это понятие. Да, теперь действительно терпимо относятся к появлению различных форм выражения своих взглядов, только чаще всего это самое выражение происходит в плане проявления некой эпатажности, или, как сейчас принято у молодёжи, «по приколу». Появление большинства субкультур – это один из таких способов заявить о себе, причём являющийся фактически копированием западного образа жизни.
Отношение к веротерпимости – одно из проявлений толерантности. Но так ли это на самом деле? Такой процесс действительно происходит, но в нём много неопределённости. Да, в последнее время много людей обратило свой взор к православию, но, к сожалению, не все из них пришли к этому осознанно. Есть немало примеров, когда участие в христианских обрядах – лишь дань появившейся моде. Обращает на себя внимание и тот факт, что далеко не единичным случаем является и принятие ислама людьми, которые по своей национальности вроде бы должны были быть близки к другим конфессиям.
Ещё одна проблема, растущая как снежный ком, - алкоголизм и наркомания. С каждым днём эта чума находит всё новые и новые жертвы, и противостоять этому современное общество, на мой взгляд, практически неспособно. Там, где задействованы большие деньги, в современном обществе нет места моральным ценностям.
Одна из главенствующих составляющих человеческой цивилизация – институт семьи. Но и здесь на сегодняшний момент существует много проблем. Одна из них – разрушение отношений в семье, причём в самых разных плоскостях. Конечно, началось это не сейчас, и предыдущий период в истории нашего государства внёс серьёзную лепту в этот процесс, но в последнее время это явление превращается просто в опасную составляющую нашего общества, и если сейчас его не остановить, то он станет необратимым.
В решении этой проблемы духовные институты должны тесно сотрудничать со светской властью, в том числе и с учреждениями образования в первую очередь. Именно школа, в последнее время, оказывается единственным оплотом в возрождении нравственных устоев, хотя делать это с каждым годом всё сложнее. Ей всё тяжелее противостоять средствам массовой информации, особенно сейчас, когда целенаправленно ведётся политика очернения системы образования.
Одна из основных задач деятельности любого образовательного учреждения – воспитательная. С самого своего зарождения каждая школа брала на себя обязательство не только давать детям знания в определённой дисциплине, но и воспитывать такого человека, который удовлетворял бы потребностям общества. Очень часто именно школа в последнее время выполняет функции, свойственные родителям. В этом, возможно, и кроется неприязненное отношение к ней в обществе: образовательное учреждение должно помогать в формировании личности семье, а не подменять её.
Мысль, что именно семья является одним из аспектов воспитания личности, не нова. С момента распада родовой общины и по сей день эта общественная ячейка отражает основную идею сосуществования людей – адаптированность среди себе подобных. На протяжении веков в каждой семье путём отбора формировались те нравственные ценности, которые помогали бы не просто выжить в социуме, но и найти в нём определённую нишу.
Конечно же, мир семьи – это не застывшая догма, а сугубо индивидуально сложившаяся система ценностей. Поэтому подгонка под единый знаменатель каждой семьи – факт совершенно абсурдный. Но в то же время необходимо отметить, что общие принципы сосуществования обязательны для всех.
В последнее время в обществе наметился кризис в семейных отношениях. Свободные отношения без каких-либо обязательств, совершение шагов, которые в нравственном плане ещё недавно считались неприемлемыми, а сейчас практикующиеся многими представителями социума, поступки, поражающие цинизмом, - всё это типичные явления современного мира. Может быть, это было не так прискорбно, если бы всё это не происходило на глазах у подрастающего поколения, не втягивало бы его в свою орбиту. Становясь свидетелями всего этого, дети не только переживают трагические чувства, но и испытывают безудержное желание самим поступить, как родители.
Кроме того, продолжает своё развитие извечный конфликт «отцов и детей», набирая всё новые обороты. Не раз приходилось встречаться с ситуацией, когда родители приходят в школу, разводя руками и обращаясь к учителям с просьбой проконсультировать, как себя вести со своими чадами. Это стало уже закономерностью, и этому есть своё объяснение: ведь современные родители – это те, кто в своё время, будучи детьми, сами являлись продуктом уже разрушенных семейных ценностей.
Обладая определённым набором педагогических знаний, а ещё больше – опытом работы в образовательных учреждений, преподаватели (хотя и не всегда), оказывают посильную помощь в решении этих проблем. Хотя, по большому счёту, здесь больше должна оказываться психологическая помощь, а это сделать намного труднее, потому что школьная психологическая служба в основе своей достаточно слаба и существенных результатов не приносит.
Именно поэтому на первый план в вопросах оказания помощи родителям, в возрождении нравственных принципов семейного мира, равно как и других моральных ценностей, выходят гуманитарные науки, и в частности – деятельность учителя словесности. Следует отметить, что само преподавание литературы предусматривает не только передачу знаний того, что такое литературное произведение, но и прививание лучших нравственных качеств.
Каждое произведение художественной литературы несёт в себе нравственный заряд. Преподавателю остаётся только определить, в какое русло следует направить детское исследование, чтобы каждый ребёнок вынес определённый урок нравственности. Изучая, например, быль Л.Н.Толстого «Кавказский пленник», на первое место ставится пропаганда толерантности. Взаимоотношения между Жилиным и Диной – наглядный пример терпимого подхода к людям различных национальностей и вероисповедания. Причём, говоря о произведении прошлого века, необходимо проводить ретроспекцию на современный мир, что, в принципе, и происходит, когда ребятам предлагается поразмышлять над вопросом: «Возможна ли в настоящее такая ситуация?»
В таком же ключе ведётся работа с произведениями и по другим направлениям, связанным с формированием личности ребёнка. Остановимся только на одном аспекте её становления – семейной среде.
Исследуя программы, по которым ведётся преподавание литературы в общеобразовательных учреждениях, приходишь к выводу, что данную нравственную проблему можно рассмотреть на примере большого количества произведений.
Знакомясь с древнерусской литературой, мы изучаем великий памятник нравственно-воспитательного характера – «Поучение Владимира Мономаха». Читая это произведение, дети не только пытаются разобраться в идейном замысле произведения, но и погружаются в дивный мир Древней Руси. Конечно, это трудно сделать, не обладая достаточными историческими познаниями, но, тем не менее, при должном подходе учителя – возможно. Работая с «Поучением», учитель предлагает своим ученикам не только выучить мономаховские заповеди, но и представить мир древнерусской семьи, живущей по этим принципам. В заключение ребята отвечают на вопрос: «Соблюдаются ли сегодня в семье те наставления, которые князь Владимир давал своим детям?»
Не каждый семиклассник готов к откровению со своим преподавателем. Для этого, конечно же, должны сложиться доверительные отношения. По-видимому, у меня это получилось. По крайней мере, ответы учащихся были разнополярными. Одни из них писали о том, что уважительные отношения являются главным законом в их семье. Другие отмечали, что в семье культивируются совершенно иные ценности, и они не соответствуют тем, что озвучены в «Поучении». Для третьих поучения тождественны нотациям, а потому любые советы старших воспринимаются как посягательство на свободу личности. Когда детские ответы были озвучены на родительском собрании (естественно, анонимно), то по реакции людей можно было сделать различные выводы. Одни одобрительно кивали, соглашаясь с детским мнением, другие задумались по поводу сказанного, но, что было отрадно, равнодушных лиц не было. Своеобразная обратная связь оказалась тем самым важным звеном, которое, я полагаю, позволило сделать семейный мир еще более необходимым для формирования личности.
Когда с пятиклассниками мы знакомились с рассказом В.Белова «Скворцы», то, конечно же, не могли обойти стороной тему взаимоотношений в семье героя произведения. Мастер изображения крестьянского быта, Василий Белов очень нежно, бережно и в то же время правдиво рисует атмосферу, сложившуюся в семье мальчика. Отношения между Павлуней и отцом как раз и стали предметом нашей беседы в классе. Просто с упоением рассказывали о том, какие взаимоотношения с родителями, те, кто воспитывается в благополучных семьях. Для некоторых детей то, как общается папа со своим сыном, стало откровением. Труднее было вести разговор с ребятами, которые росли в неполной семье, ещё сложнее – с теми, у кого на глазах происходил распад семьи. Именно от них я услышал фразы, полные отчаяния: «Я не верю в такие отношения. Родители чаще всего решают свои проблемы, используя детей как орудие для шантажа». Такие слова заставляют задуматься о том, что любой ребёнок - это не только объект воспитания, но и человек со своим мнением, которое зачастую формируется именно в семье и которое очень трудно изменить.
Семья – это тот мир, в котором каждый человек занимает свою нишу, и, когда происходит какая-то утрата, он пытается заполнить пустоту. Очень часто таким своеобразным «заполнителем» становятся бабушки и дедушки. Об отношениях детей с представителями этого поколения существует немало произведений.
На уроке внеклассного чтения в 5 классе мы знакомимся с произведением прекрасного христианского писателя Бориса Гофмана – рассказом «Ванька-ключник». Это своеобразное путешествие в мир, где живёт любовь, где представители разных поколений испытывают духовную близость. Весь рассказ строится вокруг русской песни, которая покоряет мальчика своей обворожительной силой и тем, что её исполняет любимый человек – бабушка. Произведение, в котором сюжетная канва отходит на второй план, порожает своим психологизмом. Учащиеся, когда к ним обратились с вопросом: «Что произвело на вас впечатление?», - в большинстве своём отвечали, что в первую очередь – отношения между бабушкой и внуком. Когда в продолжение беседы я задал вопрос, почему именно это произвело впечатление, то ответы были неоднозначны. С одной стороны, ребята отмечали, что их бабушки никогда не пели им подобным образом. С другой, любая бабушка – кладезь нежности и заботы, но проявляется это по-разному.
Подводя итоги работы с рассказом, я попросил ребят рассказать о своих отношениях с бабушками. Все без исключения учащиеся написали прекрасные работы, лейтмотивом которых стали слова о том, что именно бабушки – самые незаменимые люди. Правда, во многих работах это соседствовало с меркантильностью, выражавшейся в том, что бабушка постоянно приносит подарки, помогает совершить интересные поездки и т.п. То есть духовной близости в таких работах не прослеживалось. Однако когда я попросил ребят познакомиться с повестью Л.Воронковой «Девочка из города» и поделиться своими впечатлениями, то столкнулся с удивительным фактом. В одном из отзывов пятиклассница написала, что история Валентинки ей близка, потому что о том же самом ей рассказала родная бабушка. Когда я зачитал эту работу в классе, то выяснилось, что практически каждый может рассказать о своих бабушках и дедушках интересные истории, которые они услышали либо из уст своих родителей, либо непосредственно от участников событий. Так появились сочинения «История моей(его) бабушки (дедушки)», которые свидетельствовали о том, что во многих семьях достаточно крепки связи и данный вид работы способствовал их укреплению.
С каждым годом обучения в гимназии дети не только получают различные знания, но и под руководством преподавателей развиваются как личности.
Так, в десятом классе мы знакомимся с романом И.С.Тургенева «Отцы и дети». При изучении произведения я стремлюсь показать учащимся всю многогранность идей это прекрасного тургеневского творения. Особое внимание уделяется анализу отношений в семьях героев. Поэтому одно из занятий проходит по теме «Мысль семейная в романе Тургенева», во время которого решается проблема: что поставить во главу угла собственного счастья?
Рассматривая образы действующих лиц романа, сопоставляя их взаимоотношения с ближайшими родственниками, ребята пришли к выводу, что тургеневское произведение это не только «общественный» роман, но и семейный. При подведении итогов урока я попросил ребят высказать своё мнение по вопросу, что же такое семья и что необходимо сделать, чтобы ощутить себя в ней счастливым человеком?
Получившиеся эссе стали для меня, как педагога и классного руководителя, ещё одной страницей детского откровения. «Семья – это особый мир, которым я очень дорожу» (Дима С.). «Люди, окружающие меня, - основной смысл моего существования» (Даша М.). «Я очень хочу, чтобы семья, которую создам я, была той частичкой мира, в которой всем – моему мужу, детям - будет комфортно» (Лида Л.). «Чтобы ощутить себя счастливым человеком в семье, необходимо понимать друг друга, разделять не только мгновения радости, но и минуты невзгод» (Мария С.). Практические во всех работах были искренние слова, в которых я услышал ответ на другой свой вопрос, задаваемый самому себе, - мои ученики мечтают о создании семьи в эти непростые, с точки зрения упадка нравственности, времена. Значит, не всё ещё потеряно, значит, культ семьи ещё существует, значит, и моя деятельность была не напрасна.
В прошлом году мной был выпущен в жизнь очередной класс. На одном из последних уроков литературы я попросил их написать небольшое эссе на тему «Самые главные в жизни слова». Многие ребята называли слова ЛЮБОВЬ, ВЕРНОСТЬ, СЧАСТЬЕ, для кого-то среди этих важных оказались КАРЬЕРА, ДРАЙВ. Но были и другие. Это ДОМ, СЕМЬЯ, БОГ. Причём, эти ответы были даны и теми, кого раньше трудно было представить связанными с этими словами.
В том году у меня новые классы. Своим пятиклассникам я предложил ту же тему. Дети написали замечательные работы, пусть немного и корявые. В большинстве ответов звучали слова МАМА, ШКОЛА и ЖИЗНЬ. Причём очень часто они сливались в единую фразу. Для этих учеников мама – действительно самый главный человек на свете.
«Мы с мамой похожи чертами лица, вкусами и характерами. В одной песни есть слова: «Я не сдамся без боя!» Это наш с мамой девиз» (Семён К.).
«Моя мамочка самая лучшая на свете! В детстве у неё были такие же длинные волосы. Я так же люблю рисовать, как и моя мама. А ещё мы обе любим папу» (Лена Л.).
«Моя мама лучше всех! Она подвижная, целеустремлённая, любит спорт и увлекается музыкой. Этим качествам я научился у мамы. А ещё мы очень любим покомандовать, только у мамы это получается лучше» (Даниил Г.)
«Мы очень похожи с мамой и внешне, и характером. Мы добрые, отзывчивые, трудолюбивые. Но есть у нас и отличия. Мама любит кататься на лыжах, а я – на коньках. У мамы много родных братьев и сестёр, они жили в одном доме и были очень дружны. У меня же всего лишь одна сестра» (Света Т.).
И таких высказывание ещё более двух десятков. Мне очень бы хотелось, чтобы это мнение не изменилось, а трансформировалось в ещё одно важное понятие – СЕМЬЯ.
Всё вышесказанное – только небольшая часть труда, направленного на восстановления статуса семьи как нравственной среды для воспитания личности. К сожалению, наши усилия могут оказаться тщетными, если мы не сможем объединить попытки различных общественных сил утвердить значимость понятия СЕМЬЯ в современном обществе.
Твитнуть | Нравится | 0 |
При использовании любых материалов ссылка (гиперссылка) на сайт Православный Саров обязательна