Православный Саров

Подписаться на RSS-поток

«Трагедия ГУЛАГа: свидетельствуют факты и люди»

23 ноября 2010 года

Анна Дмитриева,  студентка 3 курса ФТФ СарФТИ НИЯУ МИФИ. Выступление на секции  «Духовно-нравственное воспитание в современном ВУЗе»

Здравствуйте! Меня зовут Дмитриева Анна. Я учусь на третьем курсе по специальности: «Прикладная математика и информатика». На занятиях по социологии Оксаной Валерьевной было предложено несколько тем для индивидуального рассмотрения и анализа. Мне была интересна тема: «Трагедия ГУЛАГа: свидетельствуют факты и люди».

Летом 2009 года мне представилась удивительная возможность побывать на месте расположения Борского исправительно-трудового лагеря ГУЛАГа в «Мраморном ущелье» в составе экспедиции, основной целью которой была установка мемориальной плиты в память альпинистов, работавших на разведке месторождений урана для первой атомной бомбы.

Это было моё первое знакомство с историей ГУЛАГа.

Целями моей работы стали:

– обучающая (формирование целостного восприятия трагедии ГУЛАГа, показать судьбу мучеников ГУЛАГа),

- развивающая (развитие самостоятельности в ходе подготовки и защиты проекта, развитие познавательного интереса и самоконтроля),

-воспитательная (воспитание критического мышления при анализе исторических событий, сочувствие и сострадание жертвам тоталитарного режима).

Я поставила перед собой задачу – доступно и наглядно показать истории и судьбы людей, прошедших ГУЛАГ,  с помощью аудио и видеоинтервью.  

Планируемая выборка составила – 3 человека (свидетели, участники событий или их родственники, проживающие в городе Сарове).

Я сделала интервью с детьми, заключённых в ГУЛАГе, - Тарасовой Надеждой Александровной, Прохоренко Станиславом Валентиновичем и с современником данной «исправительной системы» - Егоровым Виктором Прокофьевичем.

ГУЛАГ (Главное Управление Лагерей, трудовых поселений и мест заключения) был создан 2 апреля 1930 года в недрах ОГПУ СССР (Объединённого Главного Политического Управления) для реализации государственной политики террора и устрашения. Своё происхождение он ведёт со времён Гражданской войны, когда по всей стране большевиками были созданы концлагеря для «врагов народа».

И именно в такую систему попал отец Тарасовой Надежды Александровны – Александр Семёнович Рутковский 1911 года рождения. (Фотография на слайде). Его репрессировали в 1937 году. Поскольку фамилия его была Рутковский ему инкриминировали участие в Польском деле. Обвинения были какие-то совершенно нелепые – о том, что он хотел организовать на заводе какой-то террористический акт – подложить в паровой, отопительный котёл какой-то кирпич. За это дали А. С. 8 лет лагерей и 8 лет добавили на поселение. По мнению Н.А., её папа провёл бы на поселении гораздо больше времени, если судьба не свела бы его с её мамой. Поскольку мама была юристом, то как только умер Сталин, она написала прошение о реабилитации и его реабилитировали. О своей реабилитации А.С. узнал почти на год позже. Магаданский чиновник не хотел это свидетельство отдавать. У него настолько была ненависть ко всем заключённым, как у многих, которые работали тогда с заключёнными. Они не считали заключённых за людей. Потом оказалось, что 8 месяцев он провёл в заключении лишних, хотя на самом деле он был уже реабилитирован. Как незаслуженно репрессированному ему выдали квартиру в образцово показательном доме.

(Фрагмент 18:53-19:38, 20:50-21:20… Вспоминается мне два случая. Первый случай о том, как папа остался жить. Остался он жить только благодаря двум вещам: первая – это конечно божья помощь, потому что он был верующим человеком и таким всю жизнь и остался. И даже когда его спрашивали о том, об отношении к правительству…)

Однозначной оценки ГУЛАГа в обществе и литературе сегодня нет. Одни видят построенные города, железные дороги, другие – изломанные судьбы невинно осуждённых.

Существует мнение, которое оправдывает  репрессии тем, что СССР находился в окружении капиталистического лагеря, где мечтали вернуть то, что было потеряно после Октябрьского переворота 1917 года. Поэтому нужны были крайне жёсткие меры.

Но в реальности политические противники и оппозиция составляли незначительную часть репрессированных, они же не являлись поэтому угрозой существующей власти и строю. Однако были подвержены жесточайшим репрессиям все слои населения, в том числе и по национальному признаку. Из интервью с Тарасовой Надеждой Александровной мы узнаём, что её дедушка 1937 году был вынужден бежать из города Уссурийска, где проживал с семьёй, потому что там  начались аресты мужчин.

 (фрагмент 2:05-2:30… Аресты начались для всех неожиданно. Город маленький, люди знали друг друга, и конечно понимали, что среди людей, которых арестовывают, нет никаких врагов народа. Мама рассказывала, что никто не мог понять, что происходит. Все ходили мрачные, подозрительные, хмурые, люди были в растерянности и совершенно были не готовы к такой массовой вспышке арестов.).

Если оправдывать ГУЛАГ как важный фактор развития советской экономики, который решал крупные хозяйственные задачи за счёт бесплатного принудительного труда, то нельзя не вспомнить слова  известного правозащитника академика А. Д. Сахарова: «В сталинское время рабский труд миллионов заключённых, погибавших в чудовищной системе ГУЛАГа, играл существенную экономическую роль, в особенности в освоении плохо обжитых районов Востока и Севера. Конечно, эта система была не только бесчеловечной и преступной, но и неэффективной, это была часть экстенсивной, расточительной экономики того времени».

Но и это не является самым ужасным. ГУЛАГ порождает новые психологические закономерности в поведении человека, «низведённого до уровня животного». Нет людей, которые бы, вернувшись из заключения не вспоминали бы о лагере, об унизительном и страшном лагерном труде. Кроме того, лагерь  действительно меняет психологию человека, уродует его нравственно.

Конечно, как и в обыденной жизни, одним повезло и они попали на трудовые поселения. Кому повезло меньше – в лагеря на Колыму.

 Конечно, одни люди по природе своей сумели приспособится, «прогнуться» и «где кому надо услужить», другие же погибли в жесточайшей борьбе с унижением и бесчеловечностью.

Но кто ответит за миллионное разрушение судеб и жизней людей, которое не могло не сказаться на будущие поколения, на нашу с Вами судьбу, на судьбу нашей страны?   

Ведь судьба и жизнь каждого человека уникальны и неповторимы. Если в результате насилия они изменяются, это становится трагедией для него самого, для его близких и друзей.

 Великий русский писатель Ф.М.Достоевский словами своего героя Ивана Карамазова вопрошал всех и каждого: можно ли построить «здание судьбы человеческой с целью в финале осчастливить людей», если при этом «замучить всего лишь одно крохотное созданьице»?

Этот вопрос не давал покоя передовым людям всех стран и народов. Сталина этот вопрос не мучил, он загубил не одну жизнь.

 (Фрагмент 4:35-6:07… Самое главное – почему смог состояться ГУЛАГ (об этом ведь не говорят) – да не потому, что Сталин был плохой, мы отошли от христианского мировоззрения страны и только благодаря этому возможно было и гражданскую войну развязать. ГУЛАГ – это тоже самое продолжение Гражданской войны, когда граждане одной страны истребляли друг друга. Но то, что происходит в России сейчас, когда средства массовой информации являются колоссальной машиной, работающей на истребление нашего народа, кто за это платит, с чьей это подачи, это вопрос отдельный. Тем не менее, это факт. И мне кажется вместо того, чтобы копаться в недостатках ГУЛАГа, важнее было бы посмотреть, а что с нами происходит сейчас. Потому что то, что сейчас, возможно, кто-то ещё сумеет изменить. А попытки вернуться к воспоминаниям ГУЛАГа – это только попытки доказать, что не нужно ничего менять, из того, что сейчас. Это попытки изобразить нашу сегодняшнюю жизнь гораздо лучше той, которая была в те времена. На самом деле у нас сейчас очень много проблем и наша страна находится на краю пропасти, неизвестно, когда она была ближе к этой пропасти, во времена ГУЛАГа или в наши времена.  )

Поэтому давайте уважать наших современников, а это уважение возможно только при условии уважения и истинного знания нашего прошлого. Только тогда яснее представляется и контуры нашего будущего.

 

Мнения о ГУЛАГе, вырезанные непосредственно из интервью.

…У нас вся страна в той или иной степени соприкасалась с этими лагерями, с какими-то проблемами, назовём это репрессиями, назовём это как-то по-другому. Это лишний раз только подтверждает нашу историю.

…Но это был очень жёсткий режим, но что поделаешь. Так было. А сейчас мне не нравится, что вообще ни за что не отвечают…

…С моей точки зрения слишком часто вспоминают о ГУЛАГе: не кстати, всуе и как бы бессмысленно…

…Вы знаете, я русский человек, а у русского человека всё шифруется в поговорках. И есть такая поговорка: «Кто старое помянет, тому глаз вон». И почему-то все останавливаются на этом, понимаете, если я Вам так отвечу, Вы, во-первых, не поймёте, во-вторых, будете правы в том , что.. Но дело в том, что у этой поговорки есть вторая часть, ведь русские поговорки всегда с двойным дном. И есть продолжение, где смысл не в первой части, а во второй. Теперь та же самая поговорка в двух частях: «Кто старое помянет – проецируете на ГУЛАГ- тому глаз вон, т.е. поминать каждый день (вот пожалуйста, народ подсказывает как к этому относится), а кто забудет - оба». Ответил на вопрос? Вот не надо забывать – главная мысль всё-таки здесь, чтобы не повторять. Но каждый день надо всё-таки смотреть вперёд, не забывая, каким-то светлым взглядом. Иначе мы будем видеть только чёрное вокруг, только людей негодяев – вот их надо забывать, но надо помнить, что такие есть. Но встречая нового человека верить ему, у него есть презумпция невиновности и презумпция порядочности. И пока не доказано обратное, я буду относится к каждому встречному как к порядочному, хорошему, светлому человеку. Пока он меня не убедит в обратном. (…Замечательное христианское мировоззрение…)

Нравится 0

При использовании любых материалов ссылка (гиперссылка) на сайт Православный Саров обязательна

Write a comment

  • Required fields are marked with *.

If you have trouble reading the code, click on the code itself to generate a new random code.