Православный Саров

Подписаться на RSS-поток

«Использование традиций народной культуры в семейной педагогике».

30 апреля 2013 года

Доклад на V городской конференции «Земля Серафима Саровского: традиционные ценности в реалиях современного мира».

                        Вяткина О.В, мама воспитанника МБДОУ «Детский сад № 14».

 

 К.Д. Ушинский утверждал, что "Воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным".

Очень  важно донести до ребенка особенности нашей культуры,
 развить у него представление о себе как о наследнике традиций своего народа.

Мы много говорим о европейской культуре, и мало - о своей. Мы покупаем ребенку яркие, часто бездушные импортные игрушки вместо того, чтобы сделать их вместе с ребенком своими руками. Вместо наших красивых имен, мы зачем-то даем детям вычурные европейские имена. Многие не задумываются над тем, что наша культура содержит огромный ресурс для развития и саморазвития, начиная с перинатального возраста. Знаете ли Вы, что в древности, роженицам предлагали писать величальные песни своему будущему ребенку? А это, по сути, описание будущего пути ребенка в стихотворной песенной форме. Новорожденному делали массаж с использованием песен - пестушек. Культура пестования передавалась из поколения в поколение по материнской линии. Существовали красивые обряды посвящения в невесты и женихи, обряд посвящения в счастье, обряд венчания, обряд рождения и многое другое. Обряд, если говорить на современном языке, – это ролевая игра с проигрыванием социальных ролей. Благодаря такой игре человек получал формулу для решения жизненных ситуаций, связанных с супружеством, семьей, рождением ребенка. А кто сейчас учит молодых людей и девушек быть хорошими родителями? А, может быть, мы напрасно этому не учим? Сейчас наконец-то заговорили о необходимости духовно-нравственного воспитания.

Моему четвертому сыну Грише повезло: он ходит в детский сад «Незабудка», который работает по программе «Истоки», ориентированной на возрождение духовно-нравственных ценностей.

Хочу рассказать о том, как педагоги детского сада,  возрождают народные традиции и помогают нам, родителям, использовать их в семейном воспитании.

Сначала лишь часть родителей поддержала педагогов в их стремлении воспитывать детей на социокультурных истоках. По результатам анкетирования только 58 % родителей дали согласие на внедрение программы.

Старший воспитатель  детского сада подробно рассказали нам о программе, показала пособия, с которыми будут работать, рассказала о том, чем будут заниматься и какие задачи решать. Повторное анкетирование показало, что все родители посчитали такую работу необходимой.  

Всем нам запомнилось первое активное занятие с родителями на тему: «Имя моего ребёнка», в конце которого нам было предложено дома вместе  с детьми оформить альбом «Имя моего ребёнка». Мы вместе с детьми прикоснулись  к отечественной традиции имянаречения, осознали  духовный смысл имени человека.   

Например, наша семья вспомнила, что назвали сына Гришу  в честь прадедушки. Покровитель имени «Григорий» - Григорий богослов.   

Сына Павла назвали в честь ………. .  В переводе с латыни имя Павел дословно означает "малый", оно получило свое распространение в связи с деятельностью основателя православной Византийской Церкви апостола Павла.

 Есть мнение, что это имя трактуется как «младший», что было актуально при совпадении имён отца и сына.

Альбомы «Имя моего ребенка» стали результатом сотворчества взрослых и детей.

На втором  активном  занятии мы говорили о добром слове в семье, о колыбельных песнях. Мы читали  тексты из книги «Доброе слово», слушали колыбельные песенки, выполняли игровые и практические упражнения.

Мы рассуждали о том, насколько исполнение колыбельных песен актуально и необходимо.  Оказалось, что современные мамы, если и поют своему ребенку колыбельные песни, то только для того, чтобы уложить его спать. А часто вместо колыбельной просто ставится тихая музыка, или ребенок засыпает под звук телевизора.

Я, например,  считаю, что колыбельные песни, дают ребенку чувство уверенности и защищенности, это как бы материнские руки, сомкнутые вокруг ребенка, не допускающие  проникновения зла.  Мама не просто укачивает дитя, но еще и обучает, воспитывает.

Самый занимательный на занятии момент наступил, когда нам было предложено самим пропеть любимые колыбельные песни.

Предлагаем Вам посмотреть отрывок  этого занятия.

ВИДЕО ФРАГМЕНТ.

         Оказывается, современные мамы в основном поют песню про серого волчка и простые звукосочетания, текстов других колыбельных песен не знают.

В конце занятии мы пришли к следующему выводу:

  • колыбельные песни оказывают сильное эмоциональное воздействие на ребёнка и позволяют установить тесную связь между матерью и ребёнком;

Поэтому, пойте своим детям сами, изливайте поток своих пожеланий, своей любви. Пение мамы целительно для малыша, даже если она не обладает красивым голосом и музыкальным слухом. Ребёнку важно с самого рождения слышать любовь в вашем голосе, нежные интонации, вашу плавную ритмичную речь. Важно, чтобы песня шла от чистого сердца.

Слово, песня, чувства связаны с восприятием образа. Самый любимый образ – образ мамы, самый доступный для понимания – образ солнца. В процессе освоения  книги «Добрый мир» у детей происходит объединение этих двух образов и понимание того, что «При солнышке – тепло, при матушке – добро».

Нам предложено было вписать  на лучики солнца добрые слова, сказанные детьми, таким образом,  запечатлеть первые добрые слова ребёнка.

Что дают такие активные занятия нам, родителям?  Прежде всего,  в процессе  общения создаётся доверительная атмосфера, осуществляется взаимодействие детей и взрослых,  которые учатся договариваться, высказывать свою точку зрения, терпеливо выслушивать друг друга, осуществлять выбор, приходить к согласию, радоваться положительным результатам совместной работы, осмыслить свой опыт семейного воспитания и познакомиться с опытом  других родителей.

 Коллектив родителей и детей сплотился. Задорно и весело прошли гулянья в детском саду на Рождество,  «Пришли святки - запевай колядки!»

Сколько было эмоций, впечатлений, рассказов об увиденном и услышанном. Небольшие стихи и песенки с незатейливой мелодией звучали задорно и весело! 

Работа в преддверии праздников Рождества Христова и Нового года  закончилось оформлением мини – музея: «Новогодняя открытка»

Мы сами не заметили, как расширилась сфера участия родителей в жизни  группы.

 

Занятия, организованные педагогами детского сада, заставили нас задуматься о том, в какие игры мы играем с детьми, какие считалки используем и сориентировали на использование добрых, народных считалок

Раз, два, три, четыре, пять
Нам друзей не сосчитать,
А без друга в жизни туго,
Выходи скорей из круга.

Некоторые молодые родители признавались, что не знали, чем заняться вечером с ребенком. Проще всего было включить мультики или усадить за компьютер. Оказалось, что семьи стали крепче, дружнее от того, что часто вместе что-то мастерим, вместе играем.  Да и таких опытных родителей, как я, занятия настроили на более вдумчивое использование художественных произведений, на понимание пользы воспитания ребенка в народных традициях.

Приобщая детей к истокам, традициям  русской народной культуры, мы надеемся, что они будут носителями лучших черт, характерных для нашего народа. Известно, что на основе прошлого можно понять настоящее, предвидеть будущее. А народ, не передающий все самое ценное из поколения в поколение, - народ без будущего.

В дальнейшем, я думаю,  нас ждет еще много интересных встреч, которые обогатят наши семейные традиции и позволят заложить духовно-нравственные основы в формировании личности наших детей.  

 

Скачать презентацию

Нравится 0

При использовании любых материалов ссылка (гиперссылка) на сайт Православный Саров обязательна

Showing comments 1 to 10 of 21 | Next | Last

Write a comment

  • Required fields are marked with *.

If you have trouble reading the code, click on the code itself to generate a new random code.