30 апреля 2013 года
Доклад на V городской конференции «Земля Серафима Саровского: традиционные ценности в реалиях современного мира».
Вяткина О.В, мама воспитанника МБДОУ «Детский сад № 14».
К.Д. Ушинский утверждал, что "Воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным".
Очень важно донести до ребенка особенности нашей
культуры,
развить у него представление о себе как о наследнике традиций своего
народа.
Мы много говорим о европейской культуре, и мало - о своей. Мы покупаем ребенку яркие, часто бездушные импортные игрушки вместо того, чтобы сделать их вместе с ребенком своими руками. Вместо наших красивых имен, мы зачем-то даем детям вычурные европейские имена. Многие не задумываются над тем, что наша культура содержит огромный ресурс для развития и саморазвития, начиная с перинатального возраста. Знаете ли Вы, что в древности, роженицам предлагали писать величальные песни своему будущему ребенку? А это, по сути, описание будущего пути ребенка в стихотворной песенной форме. Новорожденному делали массаж с использованием песен - пестушек. Культура пестования передавалась из поколения в поколение по материнской линии. Существовали красивые обряды посвящения в невесты и женихи, обряд посвящения в счастье, обряд венчания, обряд рождения и многое другое. Обряд, если говорить на современном языке, – это ролевая игра с проигрыванием социальных ролей. Благодаря такой игре человек получал формулу для решения жизненных ситуаций, связанных с супружеством, семьей, рождением ребенка. А кто сейчас учит молодых людей и девушек быть хорошими родителями? А, может быть, мы напрасно этому не учим? Сейчас наконец-то заговорили о необходимости духовно-нравственного воспитания.
Моему четвертому сыну Грише повезло: он ходит в детский сад «Незабудка», который работает по программе «Истоки», ориентированной на возрождение духовно-нравственных ценностей.
Хочу рассказать о том, как педагоги детского сада, возрождают народные традиции и помогают нам, родителям, использовать их в семейном воспитании.
Сначала лишь часть родителей поддержала педагогов в их стремлении воспитывать детей на социокультурных истоках. По результатам анкетирования только 58 % родителей дали согласие на внедрение программы.
Старший воспитатель детского сада подробно рассказали нам о программе, показала пособия, с которыми будут работать, рассказала о том, чем будут заниматься и какие задачи решать. Повторное анкетирование показало, что все родители посчитали такую работу необходимой.
Всем нам запомнилось первое активное занятие с родителями на тему: «Имя моего ребёнка», в конце которого нам было предложено дома вместе с детьми оформить альбом «Имя моего ребёнка». Мы вместе с детьми прикоснулись к отечественной традиции имянаречения, осознали духовный смысл имени человека.
Например, наша семья вспомнила, что назвали сына Гришу в честь прадедушки. Покровитель имени «Григорий» - Григорий богослов.
Сына Павла назвали в честь ………. . В переводе с латыни имя Павел дословно означает "малый", оно получило свое распространение в связи с деятельностью основателя православной Византийской Церкви апостола Павла.
Есть мнение, что это имя трактуется как «младший», что было актуально при совпадении имён отца и сына.
Альбомы «Имя моего ребенка» стали результатом сотворчества взрослых и детей.
На втором активном занятии мы говорили о добром слове в семье, о колыбельных песнях. Мы читали тексты из книги «Доброе слово», слушали колыбельные песенки, выполняли игровые и практические упражнения.
Мы рассуждали о том, насколько исполнение колыбельных песен актуально и необходимо. Оказалось, что современные мамы, если и поют своему ребенку колыбельные песни, то только для того, чтобы уложить его спать. А часто вместо колыбельной просто ставится тихая музыка, или ребенок засыпает под звук телевизора.
Я, например, считаю, что колыбельные песни, дают ребенку чувство уверенности и защищенности, это как бы материнские руки, сомкнутые вокруг ребенка, не допускающие проникновения зла. Мама не просто укачивает дитя, но еще и обучает, воспитывает.
Самый занимательный на занятии момент наступил, когда нам было предложено самим пропеть любимые колыбельные песни.
Предлагаем Вам посмотреть отрывок этого занятия.
ВИДЕО ФРАГМЕНТ.
Оказывается, современные мамы в основном поют песню про серого волчка и простые звукосочетания, текстов других колыбельных песен не знают.
В конце занятии мы пришли к следующему выводу:
Поэтому, пойте своим детям сами, изливайте поток своих пожеланий, своей любви. Пение мамы целительно для малыша, даже если она не обладает красивым голосом и музыкальным слухом. Ребёнку важно с самого рождения слышать любовь в вашем голосе, нежные интонации, вашу плавную ритмичную речь. Важно, чтобы песня шла от чистого сердца.
Слово, песня, чувства связаны с восприятием образа. Самый любимый образ – образ мамы, самый доступный для понимания – образ солнца. В процессе освоения книги «Добрый мир» у детей происходит объединение этих двух образов и понимание того, что «При солнышке – тепло, при матушке – добро».
Нам предложено было вписать на лучики солнца добрые слова, сказанные детьми, таким образом, запечатлеть первые добрые слова ребёнка.
Что дают такие активные занятия нам, родителям? Прежде всего, в процессе общения создаётся доверительная атмосфера, осуществляется взаимодействие детей и взрослых, которые учатся договариваться, высказывать свою точку зрения, терпеливо выслушивать друг друга, осуществлять выбор, приходить к согласию, радоваться положительным результатам совместной работы, осмыслить свой опыт семейного воспитания и познакомиться с опытом других родителей.
Коллектив родителей и детей сплотился. Задорно и весело прошли гулянья в детском саду на Рождество, «Пришли святки - запевай колядки!»
Сколько было эмоций, впечатлений, рассказов об увиденном и услышанном. Небольшие стихи и песенки с незатейливой мелодией звучали задорно и весело!
Работа в преддверии праздников Рождества Христова и Нового года закончилось оформлением мини – музея: «Новогодняя открытка»
Мы сами не заметили, как расширилась сфера участия родителей в жизни группы.
Занятия, организованные педагогами детского сада, заставили нас задуматься о том, в какие игры мы играем с детьми, какие считалки используем и сориентировали на использование добрых, народных считалок
Раз,
два, три, четыре, пять
Нам друзей не сосчитать,
А без друга в жизни туго,
Выходи скорей из круга.
Некоторые молодые родители признавались, что не знали, чем заняться вечером с ребенком. Проще всего было включить мультики или усадить за компьютер. Оказалось, что семьи стали крепче, дружнее от того, что часто вместе что-то мастерим, вместе играем. Да и таких опытных родителей, как я, занятия настроили на более вдумчивое использование художественных произведений, на понимание пользы воспитания ребенка в народных традициях.
Приобщая детей к истокам, традициям русской народной культуры, мы надеемся, что они будут носителями лучших черт, характерных для нашего народа. Известно, что на основе прошлого можно понять настоящее, предвидеть будущее. А народ, не передающий все самое ценное из поколения в поколение, - народ без будущего.
В дальнейшем, я думаю, нас ждет еще много интересных встреч, которые обогатят наши семейные традиции и позволят заложить духовно-нравственные основы в формировании личности наших детей.
Твитнуть | Нравится | 0 |
При использовании любых материалов ссылка (гиперссылка) на сайт Православный Саров обязательна