Православный Саров

Подписаться на RSS-поток

Влияние информационной среды ДОУ на формирование первичных ценностных представлений дошкольников

29 апреля 2013 года

Доклад на V городской конференции «Земля Серафима Саровского: традиционные ценности в реалиях современного мира».

Ермолова Н.В., старший методист МКУ «ЦОД МДОУ»

 

Многие статьи, посвященные обсуждаемой сегодня проблеме, начинаются со слов о том, что современный человек с детства погружен в информационную среду, он живет среди телевидения, видео, книг, журналов, компьютерных игр и т. п. Позволим себе не согласиться с этим утверждением, так как человек на всех этапах своего развития был окружен информационной средой, только содержание ее было разным.  На заре человечества информационная среда совпадала с ландшафтной. Основным источником информации была природа, от которой полностью зависела жизнь людей. Среда современного человека коренным образом отличается от той среды, что окружала его предков и её развитие происходит настолько стремительно, что мы сами являемся свидетелями ее изменения.

Что такое информационная среда дошкольного образовательного учреждения?  Это мир, созданный вокруг ребенка взрослыми -  мир игр, игрушек, книг, пособий -  мир, соответствующий особенностям восприятия, мышления, развития ребенка-дошкольника. Информационная среда ДОУ – область, целенаправленно формируемая взрослыми на основе  реализуемой программы.

Происходящие изменения в среде детского сада могут  служить ярким образцом изменения и развития информационной среды человечества. В качестве примера остановимся лишь на одном компоненте информационной среды – мире книг.

Вспомните, совсем недавно на полках книжных уголков детских садов стояли одинаковые книги, предусмотренные одной и той же программой.  Надо признать, что, несмотря на невысокое качество бумаги, содержание книг и качество иллюстраций, как правило, соответствовали интересам и потребностям детей дошкольного возраста. Редкой удачей было наличие в уголке книги, содержащей на развороте объемную вставку.

О том, чтобы  в детском саду можно было встретить адаптированную к дошкольному возрасту хорошо иллюстрированную энциклопедию, не было и речи. Именно поэтому с таким азартом воспитатели приобретали и коллекционировали первые детские энциклопедии, появившиеся в продаже. Даже несмотря на то, что их тексты и картинки были ориентированы далеко не на дошкольников.

Совершенно другое дело – книжные уголки детского сада сегодня. Огромное множество ярких, с крупными иллюстрациями и небольшим количеством текста книги, для детей младшего возраста  - озвученные книги.

Отдельный разговор – детские энциклопедии. Энциклопедии по отдельным темам, содержащие не только адаптированную информацию, великолепные иллюстрации, но и вопросы, загадки, тесты – вот то, чем сегодня располагают педагоги и родители.

Мы видим, что информационная среда претерпевает огромные изменения в своем развитии. А что происходит с ценностями ребенка, являются ли они  неизменными, или появляются новые? Об этом мы можем спросить самих дошкольников. Проведенный среди детей 5-7 лет  опрос показал, что важным для них являются прежде всего их близкие – мама, папа, бабушка, другие члены семьи. Дети дорожат своим домом, своими любимыми игрушками, своими друзьями. Среди любимых мест дети называют различные природные объекты, любимые места города. Для старших дошкольников важны любовь и хорошие отношения, добро, честность, не на последнем месте и материальные составляющие благополучия.

Федеральные государственные требования к содержанию основной общеобразовательной программы  определяют первоначальные ценности, которые должны быть сформированы в дошкольном возрасте.     Это  первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе.

Таким образом, мы видим, что ценности современных дошкольников достаточно традиционны, для них представляют ценность те же понятия, что и для детей предшествующих поколений.

Какая же работа проводится в детских садах по формированию названных ценностей и каково место информационной среды в данном вопросе?

ФГТ ставят задачу формирования у ребенка представлений о себе. Следуя логике высказывания «Мы должны любить ближнего не менее, как самих себя», любовь к себе и восприятие себя как ценности не вызывает сомнения. Каким же образом возможно воспитать в детях правильные первичные представления о себе, и что включают в себя эти представления? Это, прежде всего, воспитание собственного достоинства, умения беречь себя и свое здоровье. Каким образом окружающая ребёнка среда может повлиять на формирование данных качеств? Попробуем продемонстрировать это на примере. Для того, что беречь свое здоровье, свой организм, недостаточно следования бесконечным указаниям взрослых. Гораздо больший эффект достигается, если ребенок имеет некоторые представления о своем организме, умеет устанавливать элементарные причинно-следственные связи.   Воспитателями широко используются различные наглядные пособия,  модели. На помощь приходят энциклопедии.

С вопросом формирования умения беречь свое здоровье дело обстоит гораздо проще, чем с формированием ценностного отношения к себе как к личности.  Педагогами используются многие приемы – поощрения, организация выступлений перед товарищами, один из достаточно действенных – организация персональных выставок. Это выставки поделок, рисунков, различных фотовыставок, демонстрация достижений ребенка. Зрительное, материальное подтверждение значимости ребенка способствует самоутверждению его в собственных глазах, подталкивает к дальнейшему развитию.

       Непреложной ценностью дошкольников всех времен является семья. Это потом, в подростковом периоде на первый план зачастую выходят друзья, а для малышей нет ничего главнее, чем мама и папа. И именно в этом возрасте важно сформировать отношение к семье как к ценности, которую нельзя предать.

       Работа с семьей, вовлечение ее в образовательный процесс – это целое направление в работе каждого детского сада. А как же используются ресурсы информационной среды для решения задач этого блока? 

Книги, альбомы, фотогазеты (к 8 марта, к 23 февраля, о семейных традициях, о летнем отдыхе, о бабушках и дедушках, альбом «Мы тоже были маленькими», о совместных мероприятиях), выставки совместных работ, рисование портретов мам и пап, создание генеалогического древа и герба семьи…  Педагоги осознанно и неосознанно демонстрируют детям модель дружной благополучной успешной семьи. И это правильно. Заложенное в детстве представление о хорошей семье с интересным бытом, богатыми семейными традициями заложит в ребенке представление о том, какой должна быть семья, создаст стремление быть настоящим  семьянином. Ведь никто не станет спорить о том, что семья – одна из основных человеческих ценностей. Прочные крепкие семьи – одна из важнейших составляющих государства. Здесь уместно будет привести слова Серафима Саровского о том, что «если разрушится семья, то низвергнутся государства и извратятся народы».

ФГТ ставят задачу формирования у детей представлений об обществе. Что такое «общество» для ребенка-дошкольника?  Это его друзья, ближайшее взрослое окружение, это  первые этические нормы и правила, которые он должен усвоить и соблюдать в своем поведении.

Педагоги детских садов всегда помнят о том, что среда развития ребенка в детском саду – это не только набор изолированных тематических уголков, где происходит заданный педагогом образовательный процесс. Прежде всего, это «среда обитания» ребенка, в которой он находится значительную часть времени, которая должна  способствовать  реализации всех его  потребностей, в том числе и потребности в общении. Именно поэтому среда групп содержит уголки по интересам, где могут собраться поиграть и пообщаться  дети, имеющие общие увлечения.

Вхождение ребенка в человеческую культуру означает усвоение и присвоение правил и норм, эталонов, принятых в обществе. Усвоению норм и правил способствуют беседы, чтение книг, обыгрывание специально созданных ситуаций, обсуждение спорных и конфликтных моментов. В проектной деятельности дети  вместе с педагогами вырабатывают правила поведения, которым стремятся следовать в дальнейшем. Зрительным напоминанием для детей служат плакаты, альбомы, которые они оформили вместе с воспитателями.

Многие, можно сказать – все детские сады нашего города -  уделяют большое внимание воспитанию у детей интереса и любви к природе. Иначе и быть не может, мы живем в необычном  городе, окруженном миром природы. И зачастую информационным пространством, способствующим решению поставленных педагогами задач, является сама природа, естественное окружение, в котором мы живем. Никакие слова, иллюстрации, видеоматериалы не могут передать красоты природы саровских лесов. Педагоги детских садов широко используют имеющуюся у них возможность, организуя экскурсии и походы в лес, к реке.

Нельзя не сказать о том, что возможности использования основных носителей информации – книг о природе сейчас неисчерпаемы. С их помощью дети могут познакомиться с миром природы далеких стран, что, несомненно, вызывает у них огромный интерес и способствует их развитию.

Программа каждого  детского сада содержит региональный компонент, в частности,  информацию о родном крае, о его культурных традициях и ценностях. В данном направлении ведется большая работа – проводятся проекты, встречи с интересными людьми,  специальные занятия, экскурсии в музей,  к памятным и историческим местам города. Огромную роль в решении поставленных задач играет макро-среда, т.е., то, что окружает ребенка за стенами детского сада. Задача педагогов – организовать восприятие ребенком культурных и исторических ценностей, суметь преподнести материал так, чтобы ребенок проникся пониманием уникальности того места, где ему довелось родиться и жить.  

Для реализации задач данного блока создаются и специальные условия. Так, во всех старших и подготовительных группах детских садов имеются уголки краеведения, где содержится материал о городе, проживающих в нашей местности национальностях, стране, и т.д. В детских садах имеются макеты, выставки картин, фотографий нашего города.

 Большая работа ведется в комнатах русского быта. Важно, что существуют они не номинально, а деятельность в них включена в общую систему образовательной работы ДОУ. В комнатах русского быта проводятся занятия, беседы,  направленные на формирование нравственных ценностей, осуществляется приобщение  детей к культурным и историческим ценностям родного края.

Конечно, мы не можем игнорировать появление в информационной среде современного детского сада  нового канала получения информации – компьютера. В этом моменте есть свои плюсы и минусы. Основное противоречие в использовании ИКТ-технологий связано с неоспоримым преимуществом их в интеллектуальном развитии ребенка и очевидной опасностью  их влияния на духовное, нравственное становление личности. Ни для кого не секрет, что такой привлекательный для ребенка мир компьютерных игр  заполнен  самыми невероятными персонажами и их далеко не всегда нравственными поступками. В  противовес  педагоги детских садов работают над созданием   компьютерных презентаций, соответствующих педагогическим и психологическим требованиям.

В завершение хочется сказать о том, что влияние окружающей среды на духовное, нравственное становление дошкольника огромно, неоспоримо и все педагоги детских садов ясно осознают это.

Именно поэтому - информационная среда  - это объект, постоянно находящийся в  изменении,  развитии и совершенствовании.

Скачать презентацию

Нравится 0

При использовании любых материалов ссылка (гиперссылка) на сайт Православный Саров обязательна

Write a comment

  • Required fields are marked with *.

If you have trouble reading the code, click on the code itself to generate a new random code.