Православный Саров

Подписаться на RSS-поток

Гражданское воспитание детей дошкольного возраста

29 апреля 2013 года

 В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России определен современный национальный воспитательный идеал.    Это  высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях своего народа.

  В отечественной педагогике издавна воспитание отчизнолюбия тесным образом связывалось с развитием духовно-нравственной сферы сознания человека и имело основную цель – воспитать человека существом мыслящим, милосердным, совестливым, честным, трудолюбивым, уважительным, ответственным перед своими соотечественниками и государством.

Воспитание гражданственности — процесс сложный. Он продолжается практически всю жизнь. От того, какие будут заложены основы в дошкольном возрасте, во многом будет зависит  последующее поведение человека,  его гражданская позиция.

Гражданское воспитание в дошкольном возрасте сочетает в себе задачи патриотического, интернационального, правового, духовно-нравственного воспитания.

В работе с детьми младшей группы (дети 3-4 лет) перед педагогом ставятся задачи:

  • формировать у детей доброжелательное отношение к близким людям – родителям;
  • приучать к выполнению элементарных правил культуры поведения (эта задача решается во всех возрастных группах);
  • формировать представления о делах и добрых поступках людей, о семье и родственных отношениях;
  • расширять представления о детском саде и его ближайшем окружении.

В средней группе (дети 4-5 лет):

  • обогащаются представления о некоторых профессиях взрослых, правилах отношений между взрослыми и детьми;
  • развивается интерес к родному городу и стране;
  • привязанность к семье.

В старшей группе (дети 5-6 лет)

  • происходит дальнейшее обогащение представлений о людях, их нравственных качествах, социальных и профессиональных ролях;
  • особое внимание уделяется воспитанию толерантности, формированию начал гражданственности;
  • у детей формируются представления о родном городе и стране;
  • знание прав и обязанностей человека, желание следовать социально-одобряемым нормам поведения, осознание роста своих возможностей и стремление к новым достижениям.

 У детей подготовительной группы (дети 6-7 лет)

  • развиваются начальные социально-ценностные ориентации;
  • появляются начала социальной активности, желание на правах старших участвовать в жизни детского сада: заботиться о малышах, участвовать в оформлении детского сада к праздникам и т.д.
  • воспитывается любовь к своей семье, детскому саду, родному городу, родной стране.

Коротко остановлюсь на этапых работы по гражданскому воспитанию детей дошкольного возраста.

1 этап «Я и моя семья».

Воспитание любви к Родине у ребенка начинается с отношения к семье, к близким. В рамках реализации программы «Социокультурные истоки» проводим развивающие тренинги «Ласковое имя» «Доброе слово», «Колыбельная песня», «Мамочка моя», «Позови солнышко», «Добрый мир», «Дружная семья», «Домашнее тепло».

Родители вместе с детьми оформили страницу альбома «Любимое имя», где им предлагалось вписать на лепестки  цветка имя своего ребенка в ласкательной форме и объяснить значение выбранного имени, что позволило им прочувствовать значимость выбора имени. С этой страницы началось присоединение детей и их родителей к созданию семейной летописи. Более старшие дети составили с родителями генеалогическое древо и семейные гербы.

 «Мой детский сад» - это следующий этап работы. Мы знакомим воспитанников с профессиями работников детского сада, ходим на экскурсии на кухню, прачечную, медицинский кабинет. С детьми старшего дошкольного возраста составили план территории детского сада, придумали для него герб и эмблему. Решили, что на эмблеме детского сада «Вишенка» нужно изобразить девочку и мальчика Вишенку и Вишунчика. Хороший результат дали тренинги «Добрая забота», «Чему нас научили взрослые?», «Благодарное слово».

«Мой город»

       Чувство Родины связано с восхищением тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. С умения видеть красоту родной природы начинается знакомство с родным краем. Мы знакомим воспитанников с достопримечательностями родного города на прогулках и экскурсиях.

Большой интерес у детей вызвала работа по ознакомлению с  жизненным подвигом Серафима Саровского. Православное творческое объединение «МiР» организовало для наших воспитанников интерактивное путешествие на дальнюю пустынку «В гости к батюшке».

Мы убеждены в том, что любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине – месту, где человек родился, к его истории, людям, вписанных в летопись родного края  - важный момент в воспитании маленького гражданина и патриота.

Полученные детьми знания закреплялись через организацию выставок, изготовление макетов и их обыгрывания.

В группе был создан уголок  краеведения, куда были помещены альбомы, созданные детьми вместе с родителями «Моя улица», «Ими гордится Саров», очень любят играть дети в игру, которую сделали сами «Где эта улица, где этот дом?»

 К.Д. Ушинский считал, что нравственную основу личности гражданина составляют чувства национального самосознания человека, его любви к Родине.        

         Содержание работы по гражданскому воспитанию предполагает формирование у ребенка представлений об устройстве государства, о его атрибутах, отличительных особенностях. С целью знакомства детей с символами государства и закрепления представлений использовали игры, игровые приемы и упражнения.

Мы знакомим детей  с великими победами прошлых лет, с героями-воинами. Для ознакомления выбрали личности, являющиеся знаковыми для отечественной культуры: Александр Невский, Федор Федорович Ушаков, Александр Васильевич Суворов, Валерий Чкалов, Кузьма Минин и др. Вместе с детьми возлагаем цветы к памятникам воинам, отдавая долг памяти защитникам родной земли. В связи с тем, что историческое сознание в дошкольном возрасте еще не сформировано, мы опираемся прежде всего не на отвлеченные знания исторических фактов или запоминание многочисленных знаменитых имен, а на эмоциональное восприятие конкретных объектов окружающей действительности, делая страницы российской истории личностно-значимыми для ребенка. Вместе с детьми сделали книгу «Война – это плохо….», оформляем фотовыставку «Спасибо за Победу».

Традиции русского народа находят отражение в праздниках  и досугах (Праздник русской березки, День народного единства, День Матери, Мы - Россияне и др.). Наших воспитанников мы знакомим с народными промыслами, которыми славится  Нижегородская область.

При формировании основ правового сознания мы привлекаем опыт детей, решаем проблемные ситуации.

Наши воспитанники знают, что в нашем городе живут люди разных национальностей. С целью воспитания толерантности     проводим беседу «Такие разные и такие похожие».

Для того, чтобы полученные знания перешли в практическую деятельность создаем специальные условия. Так, в январе 2013 года мы провели акцию  «Подарок другу». Дети показали концерт для  сверстников из детского сада «Малышок», попавших в трудную жизненную ситуацию, подарили им подарки: книжки, игрушки, настольные игры и предметы одежды, которые собрали для них.

Задача педагогов и родителей – как можно раньше пробудить в растущем человеке любовь к родной земле, воспитать любовь и уважение к семье,  родному дому, детскому саду, городу; чувство гордости за достижения страны.

Мы надеемся, что наша работа поможет ребенку приобрести необходимый опыт служения своему Отечеству, опыт старания и терпения, который поможет стать ему достойным гражданином своей страны. 

Скачать презентацию

Нравится 0

При использовании любых материалов ссылка (гиперссылка) на сайт Православный Саров обязательна

Write a comment

  • Required fields are marked with *.

If you have trouble reading the code, click on the code itself to generate a new random code.