Православный Саров

Подписаться на RSS-поток

«Воспитание милосердия у детей дошкольного возраста как один из путей, определяющих ориентацию ребенка в мире духовно - нравственных ценностей»

29 апреля 2013 года

Доклад на на V городской конференции «Земля Серафима Саровского: традиционные ценности в реалиях современного мира». Секция «Милосердие и мы».

(Лемкина Юлия Андреевна, старший воспитатель МКДОУ «Детский сад №46»)

 

 «Если я чем-то на тебя не похож, я этим вовсе не оскорбляю тебя, а, напротив,  одаряю».

Антуан де Сент-Экзюпери

 

В  многовековой культуре человечества среди духовных ценностей милосердие занимает одно из ведущих мест, является важнейшей добродетелью. Традиции воспитания подлинно гуманной личности в России изначально были связаны с духовностью и постижением основ христианской этики и морали.                   

           Наш детский сад посещают дети с особыми образовательными потребностями:

43 % наших воспитанников имеют серьезные  нарушения опорно – двигательного аппарата, 16 из них дети-инвалиды. 57 % наших воспитанников – это дети  из неблагополучных семей.

           Проблема в социализации существует и у той, и у другой категории детей. У одних это связано с:

  • ограничением их связи с миром;
  • бедности контактов со сверстниками и взрослыми;
  • в ограниченности доступа к культурным ценностям;
  •  с негативным отношением к детям с ограниченными возможностями здоровья со стороны

сверстников, наличия физических и психических барьеров, которые мешают  социализации таких детей.

           Дети из неблагополучных семей  также плохо социально адаптированы, они отличаются:

  • низким уровнем развития восприятия;
  • в эмоционально-волевой сфере доминируют реакции по типу самозащиты;
  •    их отличает неумение выйти из конфликта, у них повышена эмоциональная неустойчивость.           

 

  Нам знакомы проявления негативизма, повышенной агрессивности. Практически все из них имеют отклонения  в здоровье.

           В своей работе мы исходим из того, что с такими детьми трудно не потому, что они трудные, а потому, что им самим трудно жить.

           У ребенка, пережившего травмирующую  ситуацию, возникают множественные социально-психологические проблемы: низкая самооценка, коммуникативные трудности, агрессивность, тревожность, которые затрудняют процесс социализации. Со временем эти первичные нарушения усугубляются и порождают многочисленные вторичные.   

На протяжении нескольких лет наш детский сад  активно взаимодействует с образовательными учреждениями города:  детскими садами: №6, 16, гимназией № 2, лицеем № 3, православной гимназией, Воскресной школой; православным творческим объединением «МiР», Саровским Центром милосердия;  учреждениями культуры: библиотеками им. В.В.Маяковского, им. А.С.Пушкина,  школой искусств, Дворцом творчества школьников,  Драматическим театром, Художественной галереей, клубом «Факел», Молодежным центром, а также с волонтерами (французский городской клуб).

         Такое взаимодействие очень важно для социализации наших воспитанников, но оно важно и для тех, кто к нам приходит, так как при этом  у детей:

  • развивается  способность к общению и толерантному поведению;
  • формируются навыки ведения позитивного диалога с детьми с ОВЗ;
  • появляется возможность реально проявить милосердие, сострадание, чуткость.

   В этом году к нам впервые пришли дети из детского сада № 6 « Вишенка». Встреча прошла под девизом «Подарок другу».  И действительно, подарков было много.  Дети из «Вишенки» подготовили инсценировку сказки про елочку, танец, прочитали стихи, выступил даже детский оркестр.

         Ребята из нашего «Малышка» ответили песней про Зимушку – зиму, танцами «Снежинок», «Снеговиков», «Медвежат». На память об этой доброй встрече ребята подарили снеговиков, с любовью сделанных своими руками. Затем общий хоровод закружил всех – гостей и хозяев – веселой каруселью. Еще один приятный сюрприз ждал воспитанников «Малышка» - это книжки, игрушки, настольные игры и предметы одежды, которые собрали для них сотрудники, родители и дети  детского сада № 6. 

         «Дружно живут на планете самые разные дети» - так назывался концерт, с которым выступили  ребята из детского сада № 16 «Кораблик». Артисты поразили  наших воспитанников и нас  своим творчеством: задорными танцами, песнями, инсценировками,  незабываемое впечатление оставила песня на английском языке. Ребята из «Кораблика»  подарили  настоящий праздник и вручили на память яркие, цветные кораблики, сделанные своими руками.

         Ежегодно в декабре месяце проводится Декада инвалидов,  цель которой -  воспитание милосердия, внимания к людям с ограниченными возможностями здоровья, желание оказывать им помощь и поддержку, воспитание чувства толерантности у детей и взрослых.  В рамках декады   проводятся благотворительные акции в помощь семьям, имеющим детей с ОВЗ, детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию.   

          Ставшая традицией акция «Доброе сердце», организованная гимназией №2, оказала большую помощь детям, попавшим в тяжелую жизненную ситуацию. Воспитанники детского сада получили целую машину подарков: сладости, материалы для детского творчества, игрушки, одежду, средства личной гигиены. Для каждого ребенка был приготовлен персональный подарок.

         Кроме того,  учащимися был подготовлен концерт – песни, бальные танцы, игра на музыкальных инструментах.

          Лицей № 3 – стал нашим верным другом.  Для наших воспитанников были организованы экскурсии по школе: мы посетили библиотеку, кабинеты физики и химии – где учителя проводили с ребятами лабораторные опыты, эксперименты, музей боевой славы. Кроме того,   старшеклассники совместно с  православным творческим объединением «МiР» организовывали интересные встречи и праздники (Новый год, 8 Марта, концерты, спортивные и тематические досуги, экологические игры «Сохраним нашу планету»), а также совместные игры в группе и на прогулке с дошкольниками «Играем вместе».

           Неоднократно воспитанники «Малышка» встречали гостей из Православной гимназии. Большой эмоциональный отклик вызвал у детей концерт к празднику Рождества Христова. 

          Дети из православной гимназии инсценировали стихотворения, написанные Хлыстовой Е.В. для своей маленькой дочери на духовно – нравственные темы. Нашим ребятам очень понравились стихи, они прониклись их содержанием. С большим вдохновением, интересом они читали их в прошлом году на городском фестивале «Саровский калейдоскоп».

            Центр развития культуры и искусства вовлекает наших детей в волшебный мир искусства, который становится для них достижимым и реальным.

Сотрудники библиотеки делают жизнь наших детей радостной, увлекательной и интересной через общение с хорошими книгами, интересными людьми.

Они помогают нашим воспитанникам стать активными участниками городских, областных, международных мероприятий: выставок, фестивалей, конкурсов.

           Неоднократно наши дети принимали участие в  мероприятии - международной премии «Филантроп».

Ребята детского сада всегда радуются гостям из Воскресной школы, потому что их ждут новые встречи со сказочными героями, а также народные игры, развлечения и забавы. Такие встречи приобщают детей к истокам русской народной культуры, обогащают знания о духовном наследии русского народа.

По истине настоящими друзьями стали для нас волонтеры из клуба «Факел», Французского городского клуба.

Дети и в повседневной, и в праздничной обстановке живут общим коллективом, вместе, не делая различий между теми, кто «может» все, что положено по возрасту, и теми, кто «не все может».

Таким образом, создаются условия для развития толерантности через воспитание с любовью и во имя любви, с добротой и милосердием, в духе мира и уважения к правам человека. Тем самым, в специально организованной игровой деятельности воспитывается в детях открытость и уважение к другим людям, прививается способность понимать других детей.

Простое общение с людьми  помогает нашим детям выйти из стресса и почувствовать себя не столь ограниченными в своих возможностях. Главная идея: воспитать милосердие, научить преодолевать трудности, с которыми  ребенок - инвалид  сталкивается буквально на каждом шагу.

Организаторы стараются создать такую атмосферу, чтобы дети могли отдохнуть от замкнутого пространства, найти друзей.

Наши воспитанники принимают участие в многочисленных культурных мероприятиях.  Для них проводятся мастер-классы, спортивные соревнования. Они учатся выражать себя в искусстве, общаться и дружить.

Мы благодарим организации, которые вносят свой вклад в дело добра. А также выражаем благодарность всем, чья финансовая поддержка и просто помощь, помогает реализовывать проекты и программы, делающие наш мир более гуманным и открытым. Ведь помочь наполнить черно-белый мир «особого ребенка» яркими и светлыми тонами можно только совместными усилиями.

            Наши воспитанники нуждаются в проявлении к ним милосердия, но важно, чтобы и они были милосердны к окружающим их людям. Наша задача - сформировать у детей представления о том, что такое чуткость, взаимоуважение, доверие, взаимоподдержка и милосердие, научить чувствовать и переживать чужую боль, и быть снисходительными.

Для этого мы знакомим детей с историями, сказками, притчами, содержание которых соответствует задачам нравственного воспитания. Анализируя пословицы и поговорки, создаем проблемные ситуации, которые побуждают ребенка к положительным поступкам, проявлению милосердия. Эти процессы сопровождаются демонстрацией репродукций, звучанием музыки.

Мы рассказываем детям о том, как в крестьянских семьях детей учили милосердию, состраданию и сочувствию к людям, которые потерпели бедствие: несчастных, убогих и нищих.   Обычай обязывал принимать в своем доме усталого путника: обогреть его, накормить и утешить, если он в печали. Нищих и убогих брали в дом с той же доброжелательностью, что и путников.

            Считалось, что подать милостыню, пожалеть, помочь больному и бедному - дело необходимое и богоугодное.

             Говорим  о том, к кому в нашей современной жизни нужно проявлять милосердие и как это делать. Рассматриваем разные примеры проявления милосердия.

            Все это способствует формированию таких нравственных качеств, как отзывчивость, справедливость, щедрость, терпимость, послушание, трудолюбие, милосердие, честность.

          Многие родители боятся воспитывать детей добрыми и милосердными. Им кажется, что когда дети вырастут, им будет трудно, они не смогут постоять за себя. Но ведь милосердие, душевность отношений, безоглядное проявление благородства, самопожертвования всегда характеризовали широту русской души.

               

         Особую трудность вызывает у нас работа с неблагополучными семьями. Сложно бывает достучаться до них.

        Однако, совместные дела, такие как праздники, досуги, конкурсы, развлечения, с последующей традицией чаепития,  объединяют и эмоционально сближают наших подопечных.

        У человека есть потребность творить добро, ощущая себя при этом немножко добрым волшебником.     Акция «Мама, Я тебя люблю!» в рамках которой прошел конкурс «Открытка для мамы», стала для нас значимым событием. В День Матери 25 ноября сотрудниками Почты России была доставлена открытка каждого ребенка для своей мамы. Поздравления и пожелания, написанные детьми или воспитателями, затронули самые сокровенные чувства матери! Слезы некоторых мам,  слова благодарности стали для нас подтверждением того, что мы работаем в правильном направлении.                          

       Мы верим в то, что росточки милосердия, с которым сталкиваются наши дети и росточки милосердия, которое они проявляют к окружающим дадут добрые всходы, и они  научатся жить в этом мире, дарить радость, быть успешными и жить в гармонии с окружающими людьми.

Скачать презентацию

Нравится 0

При использовании любых материалов ссылка (гиперссылка) на сайт Православный Саров обязательна

Write a comment

  • Required fields are marked with *.

If you have trouble reading the code, click on the code itself to generate a new random code.