22 апреля 2013 года
«Все искусство воспитания состоит в том, чтобы ставить молодых людей в условия,
способные развить в них зачатки ума и добродетели» К.Гельвеций.
Свое выступление я начинаю с этого слайда неслучайно, именно так назывался этап рефлексии, после первой игры, о которой я расскажу сегодня. И свое выступление я так и назову – по следам «Саровских штучек».
Представьте: на улицах небольшого города Саров появляются группы старшеклассников, внимательно изучающих знакомые улицы, читающих все мемориальные таблички, чутьли не с лупой исследующих памятники города… Уважительно думаешь - ребята занимаются исследованием. Но тут видишь, что они вдруг начинают танцевать вальс в костюмах довоенных лет, ходить строем и петь песни, а вот они же, только уже в костюмах стиляг или на приеме у главы администрации… и твое мнение меняется: это, скорее всего, какое-то новое креативное развлечение современной молодежи. Равняюсь с группой странно ведущих себя молодых людей и совершенно встаю в тупик, кода слышу вопросы, которые они задают прохожим: «А где улица Зорге?», «Извините, пожалуйста, вы здесь живете давно? Не могли ли вы показать, хотя бы приблизительно, где стоял дом, в котором жил Свертлов, директор завода 550?». Присоединяюсь к ребятам, и вот они снимают видеоролик на границе Нижегородской области и Мордовии, рассказывают о самом распространенном дереве России, (вы думаете о березе?) лиственнице, предварительно найдя место, где она растет в городе… И уже самому хочется влиться в этот поток бесконечных, но очень интересных событий. Так что же это?!
Проект «Наша новая школа» выдвинул важные требования к современному образованию: научить жить в постоянно меняющемся мире. Слово «жить» вмещает в себя многое: умение учиться на протяжении всей жизни, быть ответственным за судьбу Родины, умение самореализовать свои способности, быть счастливым. С общепризнанной точки зрения, все обозначенные проблемы поможет школьнику решить воспитывающая среда образовательного учреждения. Воспитывающую среду образовательного учреждения можно рассматривать как микросреду, наиболее приближенную, после семейной, к растущему человеку, вступающему в большой социальный мир. Эту среду необходимо смоделировать так, чтобы обеспечить педагогические условия, способствующие личностному становлению школьника.
На наш взгляд, поставленные задачи можно решить, включая детей в социально-игровое проектирование.Идею о данной форме работы мне подсказала «Зимняя школа Учитель года», в которой я с моими учениками участвую уже 5 лет.
В нашей школе два года проводится краеведческая игра «Саровские штучки». Но это не простая игра. Ребята, вооруженные ручками, блокнотами, фотоаппаратами, видеокамерами захватывают улицы в плен своего внимания и любознательности. Их задача – вжиться в город, почувствовать его изнутри, а потом подготовить отчеты, а самое главное, конечный продукт, который зависит от темы игры.
В конце первой игры, тема которой была «Саровский микс», получился продукт под названием: «Саров - город в котором хочется жить», в конце второй игры, тема которой была «Саров военный», учащиеся нашей школы поздравили с праздником победы более 50 ветеранов. Все это дает нам право называть нашу игру не просто игрой, а социально-игровым проектом.
Цели и задачи социально-игрового проекта:
Место и время проведения игры. Игра проводится на территории города Саров. Город невелик по размеру, что делает возможным провести достаточно объемное исследование за ограниченное время. Участники игры: учащиеся 9-11 классов МБОУ СОШ №7, учителя МБОУ СОШ №7. При делении на группы приветствуется: разный возрастной состав, разнодееспособность участников команды (наличие в каждой группе пишущих и фотографирующих, и оснащенных видеоаппаратурой субъектов). Содержание игры:
В ходе игры каждой команде необходимо выполнить несколько заданий на взаимодействие с городом. Все эти задания связаны с культовыми объектами Сарова или объектами, которые некоторые склонны считать культовыми. Порядок игры:
Получив задание, каждая команда приступает к разработке стратегии игры. Основная задача – разработать оптимальный маршрут по городу так, чтобы успеть за ограниченное время выполнить как можно больше заданий. Участники проекта должны были везде «проникать» без посторонней помощи. Ведь преодолевая естественные трудности, они больше узнают и приобретают личный, а потому бесценный опыт. Важно так же обратить внимание на «расценку» заданий, и стараться выполнить наиболее «весомые» задания.
Как известно, в подростковой среде добиться выполнения поставленных задач можно только при условии, что ребятам будет интересно над ними работать. Отсюда и основная идея всех заданий - интерактивность. Участник проекта вынужден лично вступить во взаимодействие с изучаемым явлением, иначе он просто не справится с заданием.
Игра проходит в 4 этапа: Первый этап – подготовительный. Все начинается с выбора темы, сбора предварительных сведений и разработки заданий. До начала игры участники проекта не знают темы. Второй этап – «погружение». Тема проекта озвучена. Разделившись на команды, ребята работают над заданиями, плотно взаимодействуя с самим городом и его обитателями. Третий этап – рефлексия. После предварительной обработки собранных материалов команды готовят продукт проекта (презентации, социальные акции, видеоролики, постановочные фотографии, инсценировки…)
Завершающий этап – творческие отчеты, подведение итогов. По завершении игры все собранные материалы приводят в тот вид, который может использоваться для дальнейшей работы в ОУ (интернет-викторины, листовки, статьи на сайт школы, фильмы…)
Мне, как заместителю директора по УР очень важно научить исследовательским, проектным навыкам не только учеников, но и учителей. Поэтому к организации данного мероприятия я ежегодно привлекаю педагогов школы. Первый пробный проект мне помогала организовывать учитель истории Куликова Л.В., второй проект тоже учитель истории Ганеева Л.М
Но как говорится, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Предлагаю вашему вниманию краткий отчет по проекту на т. «Саров военный»
В этом учебном году наш социально-игровой проект будет называться «Саров спортивный», к организации которого подключатся учителя физической культуры.
О том, что это эффективная форма работы говорят сами за себя отчеты команд, их эмоции. Так получилось, что одна из команд, участвующая в первом проекте удалила с компьютера часть выполненных заданий. Гнев, досада, разочарование, все зря... Меня поразила фраза одной девочки «Ребята, а как же наше общение, вспомните, как нам было интересно, какие замечательные дни мы провели вместе!», а когда мы подводили итоги второй игры старшеклассники много говорили о том, как трудно было ветеранам в годы войны и удивлялись тому, что пройдя через тяжелые испытания они не озлобились, сохранили интерес к жизни.
Пользуясь, случаем хочу предложить провести в преддверии 70-летия со дня победы игру «Саров военный» среди школ города. Коллектив Школы №7 Готов к сотрудничеству.
Твитнуть | Нравится | 0 |
При использовании любых материалов ссылка (гиперссылка) на сайт Православный Саров обязательна