22 апреля 2013 года
Слайд № 1 (титульный лист)
Лестница, ведущая к небесам.
Учись доброму, так худое
на ум не пойдет
(русская пословица)
Слайд № 2 (милосердие)
Обращение к милосердию, человеколюбию, состраданию в воспитательном процессе сегодня - острая необходимость, так как эти ценности в нашем обществе во многом утрачиваются. Нельзя закрывать глаза на тот факт, что жестокость по отношению к людям, животным из года в год значительно молодеет. Чтобы ребенок, подросток был готов проявить милосердие к ровеснику, взрослым людям, окружающей природе - надо начинать говорить с ним об этом всерьез с раннего детства. Невозможно воспитать человечность, если в сердце не утвердилась привязанность к близкому, дорогому человеку. Сказано давно и верно, что любить человечество легче, чем сделать добро родной матери.
Слайд № 3 (кроссворд)
Личность ребенка – это удивительный и сложный мир, красочный и многообразный. Возраст детей младшего школьника – особый этап духовного, нравственного становления. Именно в этом возрасте его душа, как цветок, распускается и готова к восприятию знания о внешнем мире и себе самом. Именно в этом возрасте полезно показать ему примеры дружбы, доброты, честности. Он учится жить в коллективе, сопереживать, чувствовать, видеть красоту, воспринимать ее как необходимость. Сердца детей должны быть широко открыты радостям и горестям других людей. Пусть самой большой радостью для него станет то, что он принес радость другому человеку. Так пусть же перед ним откроется чудесный мир в живых красках, в сказках, в игре, в собственном творчестве, в стремлении делать добро.
Слайд № 4 (Цель программы)
Цель моей дополнительной образовательной программы «В ладу с собой»- формирование ценностных ориентаций, познавательной и социальной компетентностей.
Программа решает следующие задачи:
- первая - усвоение младшими школьниками таких ценностей, как уважение и любовь к людям, совестливость, скромность, доброжелательность, непримиримость к злу, неприятие лицемерия, равнодушия, сознательное стремление к добру,
а вторая – собственная творческая деятельность, ориентированная на проявление положительных моральных качеств.
Слайд № 5 (дети с игрушками)
Создание воспитывающей среды складывается из выбора тем для обсуждения, форм и методов ведения занятий, стиля отношений педагога с детьми в объединении «Лад». Я использую ролевые игры, разбор ситуаций в отношениях, чтение и обсуждение сказок, просмотр мультфильмов, выставки рисунков по обсуждаемым темам.
Слайд № 6 (у доски мальчик)
Сегодня школьников окружает много негатива, вредного для души ребенка: агрессивные игрушки, уродливые герои мультфильмов и компьютерных игр. Тем более важно обратить внимание воспитанников на то доброе, что их окружает и ценить это, учиться самому творить добро. Ведь, как известно «худо тому, кто добра не делает никому».
Слайд № 7 (у доски девочка)
Мы ведем разговор на темы «Добро в моем представлении», «Кого можно назвать добрым», «Добрые отношения среди людей». Ребята с удовольствием откликнулись на предложение провести выставки «Самая добрая игрушка», «Самая добрая книжка».
Слайд № 8 (Ушаков с орденами)
В процессе занятий детский коллектив становится побудителем самовоспитания личности. Через одобрение великодушия, чуткости и осуждение равнодушия в поступках товарищей, сказочных и литературных героев пробуждаются здоровые силы души каждого ребенка. Слова о любви к людям – еще не любовь. Подлинная школа воспитания сердечности, милосердия, душевности и отзывчивости – это семья.
Слайд № 9 (рисунки семьи)
Разговор об отношениях в семье начинается с беседы-размышления «Что такое семья», с понимания того, что значит любить своих родителей. Это значит не приносить тревог, огорчений, обид семье. Это забота о мире и покое в семье. «На что и клад, коли в семье лад», - гласит народная мудрость. В беседе на тему «Мои семейные обязанности» многие ребята констатируют, что единственной их обязанностью является учеба в школе. Осмысление своей роли семьянина, способного иметь постоянное хозяйственное поручение, поднимает самооценку ребенка, вызывает желание взять на себя часть забот по дому. Сюжетно-ролевые игры «Как порадовать маму», «Как помочь бабушке», «Как вести себя, если провинился» помогают ребенку на практике проявить себя заботливым сыном, дочерью, внуком.
Слайд № 10 (одна с портретом мамы)
Ребята загораются идеей сделать что-то приятное для близких просто так, без повода в виде дня рождения или 8 марта, а по причине любви к ним.
Илюша с радостью рассказал о том, как он самостоятельно заварил и подал маме чай, Никита приготовил завтрак, Лина навела порядок в своей комнате, Рома самостоятельно сходил в магазин за покупками… Сделанное не по просьбе взрослых, а по своей инициативе, оказывается, приносит особую радость, которой дети делятся друг с другом на наших занятиях. Мне как педагогу интересно наблюдать, как эмоции, переживаемые каждым ребенком, становятся общим чувством радости в коллективе.
Слайд № 11 (двое с портретами мам)
«Чем больше духовных сил вложил ребенок в труд во имя радости матери, тем больше человечности в его сердце», - писал Василий Александрович Сухомлинский. Сколько любви, старания вкладывают второклассники, рисуя портрет мамы! Каждый ребенок подчеркивает ее особенности, ведь у нее самые красивые глаза, прическа, платье.
Слайд № 12 (сливы)
Считаю важным разговор о чувствах с детьми в возрасте 8-9 лет, поскольку
при определенных способах и методах подачи этой темы она становится доступна и оказывается интересна ребятам.
В беседе на непростую для второклассников тему о чувствах человека
мне помог Л.Н.Толстой, а именно его рассказ «Косточка».
Купила мать слив и хотела их дать детям после обеда. Они лежали на тарелке. Ваня никогда не ел слив и все нюхал их. И очень они ему нравились. Очень хотелось съесть. Он все ходил мимо слив. Когда никого не было в горнице, он не удержался, схватил одну сливу и съел.
Перед обедом мать сочла сливы и видит, одной нет. Она сказала отцу. За обедом отец и говорит:
- А что, дети, не съел ли кто-нибудь одну сливу?
Все сказали:
- Нет.
Ваня покраснел, как рак, и сказал тоже:
- Нет, я не ел.
Тогда отец сказал:
- Что съел кто-нибудь из вас, это нехорошо; но не в том беда. Беда в том, что в сливах есть косточки, и если кто не умеет их есть и проглотит косточку, то через день умрет. Я этого боюсь.
Ваня побледнел и сказал:
- Нет, я косточку бросил за окошко.
И все засмеялись, а Ваня заплакал.
Ребята уверенно ответили на вопросы, почему Ваня сначала покраснел, потом побелел, а в конце заплакал. Он испытал стыд, страх, обиду. Это все чувства человека. Все мы живем чувствами, а потому учиться понимать свои чувства, владеть ими, понимать чувства другого хорошо с детства.
Слайд № 13 (кошки)
Через игровые формы дети приобщаются к важным вещам. Например, в игре «Успокой котенка» ребята практически тренируются говорить добрые и ласковые слова якобы подобранному котенку, роль которого хочет сыграть каждый.
Слайд № 14 (фото с диктофоном трое с педагогом)
В игре с диктофоном «Дарю комплимент» дети учатся находить положительное в своих товарищах и прямо говорить об этом, что непривычно и поначалу сложно почти всем.
Слайд № 15 (фото с диктофоном двое детей)
Слайд № 16 (руки)
Воспитывать сознательную дисциплину, то есть самоограничение ради других помогает договор с ребятами о правилах общения на наших занятиях еще при первой встрече. Условия договора просты: говорит только один, остальные слушают; никто никому не делает замечаний. Звенящий колокольчик в руках педагога - это сигнал к тому, чтобы проверить, не я ли случайно мешаю ведению занятия. Эта договоренность вступает в силу с общего согласия. Дети стремятся следить за собой, а не делать замечания другим, что для них привычнее. Особо я отмечаю вслух то занятие, на котором колокольчик не звенел ни разу, и ребятам это приятно.
Слайд № 17 (рука в руке)
Ребенок на каждом шагу соприкасается с другими людьми, часто его удовольствие, радость чего-то стоят другим людям – напряжения их духовных и физических сил, забот, беспокойства, тревог, раздумий. Освобождение человека от чувства долга превращает его в раба своих прихотей. Постепенно ребенок приходит к пониманию, что милосердие начинается с малого: с самых, казалось бы, незначительных поступков в повседневной жизни. Не настаивать обязательно на своем в споре с приятелем, уступить место в автобусе, не ответить на грубое слово…
Если удается открыть детям глаза на факты, в которых ярко раскрывается человеческое милосердие, если эти факты удивили, заставили задуматься, можно надеяться, что поучения доходят до сокровенных уголков детского сердца. И тогда можно быть уверенным, что ребенок сможет в каждом конкретном случае своей жизни делать выбор в пользу добра.
Слайд № 18 (руки со словами)
Нельзя не согласиться с высказыванием американского религиозного деятеля XIX века Генри Бичера: «Каждый милосердный поступок – это ступень лестницы, ведущей к небесам.
Твитнуть | Нравится | 0 |
При использовании любых материалов ссылка (гиперссылка) на сайт Православный Саров обязательна