22 апреля 2013 года
V городская конференция
«Земля Серафима Саровского:
традиционные ценности в реалиях современного мира»
Директор МКУК «ЦГДБ им. А.С. Пушкина
Любовь Николаевна Белякова,
Заместитель директора МКУК «ЦГДБ им. А.С. Пушкина»
Татьяна Михайловна Плохотник
Доклад
«Семью сплотить сумеет мудрость книг»
Слайд 1
Детская библиотека – это по сути своей специализированное учреждение, поскольку основные наши пользователи – дети. Как и в любом специализированном учреждении у нас постоянно ведется накопление, углубление и расширение форм и методов работы с данным контингентом. То есть любой детский библиотекарь – это профессиональный руководитель детского чтения. А еще он профессиональный консультант по вопросам детского чтения для взрослых – родителей и педагогов, которые практически наравне с детьми являются нашими читателями. Ведь детская библиотека, семья, школа и книга – это неразрывные понятия.
Уже много лет мы реализуем комплексную программу «Библиотека.
Книга. Семья». В последние два года наряду с традиционными формами работы мы активно внедряем то, что принято называть инновацией. Я не буду останавливаться на классике библиотечной работы – конечно, мы проводим семейные праздники, у нас уже пять лет работает семейный клуб «Родничок» и т.д. – я расскажу только о новых формах.
Сегодня мы столкнулись с тем, что приобщение детей к книге и чтению приходится начинать с разговора со взрослыми. Почему так происходит?
Слайд 2
Проблема детского чтения актуальна для большинства современных родителей. Они чутко улавливают, что вместе с непрочитанными книгами теряется какое-то важное звено — и в образовании, и в воспитании. Однако родители часто сами относятся к «не читающему поколению». Во многих семьях утеряны традиции семейного чтения, а вместе с ними ушли:
- привычка обсуждать прочитанное,
- наблюдать за реакцией ребенка,
- выслушивать его, и, конечно же,
- идентифицировать свое взрослое мнение, тем самым вкладывая духовно-нравственные понятия.
Да что там говорить – часто ли современные родители просто общаются с детьми, разговаривают по душам?
А ведь любовь к книге прививается прежде всего через пример взрослого.
Саровчане регулярно обращаются к нам с просьбой помочь, и мы проводим индивидуальные консультации. Но разговора на ходу, как правило, бывает недостаточно.
Слайд 3
Ситуация осложняется тем, что методической литературы по вопросам детского чтения, адресованной родителям, практически не издается. По этой причине мы реализовали проект, не имеющий пока аналогов в России – в содружестве с нашей саровской писательницей Ириной Егоровой мы издали литературно-методическое пособие для семейного чтения. Сейчас я предлагаю вам посмотреть буктрейлер к этой книге, т.е. видеорекламу, в которой изложена суть.
Видео – Буктрейлер по книге «Живность цвета огня»
Слайд 4
Это издание имеет две награды:
- книга выиграла грант РОСАТОМа и
-получила диплом 2-й степени Международного конкурса детско-юношеской литературы им. Алексея Толстого в номинации «Православная книга».
Слайд 5
Рассказы, стихи и сказки, собранные в пособии, затрагивают темы нравственности, экологии, патриотизма, взаимоотношения с родителями и со сверстниками, здесь есть много стихов к различным календарным датам.
Книга есть в библиотеке в достаточном количестве, с ней можно работать не только индивидуально, но и массово, проводя мероприятия на класс и даже на параллель. Возрастная аудитория – начальная школа. У нас разработаны варианты таких мероприятий - для детей это литературная презентация, встреча с автором Ириной Егоровой, комментированное чтение эколого-краеведческой сказки «Душа» (сказочная интерпретация истории памятника природы Гадова озера).
Слайд – темы собраний «Школы просвещенного родителя»
Важной стратегической целью издания пособия «Живность цвета огня» было последующее создание Школы просвещенного родителя «Растим Читателя вместе». По сути своей это родительские собрания, на которых учим родителей приемам и методикам развивающего чтения, даем инструкции по приобщению к книге детей разного возраста, делимся своими «маленькими хитростями» в этих вопросах. Такие собрания у нас проходят как в реальном, так и в виртуальном режимах.
На данный момент у нас разработаны занятия, темы которых вы видите на слайде:
- Растим читателя от 0 до 5 лет;
- «Развивающие приемы и методики: комментированное чтение, синквейн»;
- Развивающий прием «Чтение на перспективу»;
- Член семьи - Детская Книга.
Несколько слов о виртуальном формате собраний. И библиотекарям, и педагогам сейчас уже хорошо известна такая форма работы, как «вебинар». Обычно вебинары (т.е. интернет-конференции) проводят профессиональные сообщества.
Мы предположили, что перспектива применения вебинаров гораздо шире и, самое главное, применима к работе и общению с читателями, которые всё чаще желают получать библиотечные услуги в режиме онлайн.
Слайд 8-анкетирование
Конечно, нужна была большая предварительная работа. Мы начали с анкетирования среди родителей, чтобы узнать о востребованности данной формы работы и выяснить оптимально удобное время. Вопросы вы видите на слайде. Сейчас уже можно сказать, что наш первый опыт удался.
Слайд-фото с библиотечных родительских собраний
На данный момент мы провели два городских библиотечных родительских собрания.
Первое, прошедшее в прошлом году, было адресовано родителям дошкольников, на второе, состоявшееся две недели назад, были приглашены родители ребят начальной школы.
Наши выступления строились с элементами тренинга, мастер-класса.
Помимо библиотечных специалистов на виртуальные встречи мы приглашаем представителей смежных профессий и социальных партнеров.
В этом году перед родителями выступил заслуженный учитель России, победитель регионального этапа «Учитель года-2011», преподаватель ОРКСЭ Андрей Владимирович Елисов, он остановился на духовном потенциале книги и чтения, рассказал о важности чтения в освоении школьных предметов, поделился своими авторскими методиками.
Надо сказать, что встречи не оставляют родителей равнодушными. Я предлагаю посмотреть небольшой видеоотчет с последнего собрания, которое шло одновременно в двух форматах – в реале у нас присутствовало 60 человек.
Видеоотчет - собрание
Мы открыты к сотрудничеству и готовы выходить с такими тематическими собраниями в школы. Другой вариант, который мы также практикуем - семейное собрание в библиотеке: пока родителей знакомят с методиками развивающего чтения, для ребят проводится литературная игра, а затем все вместе идут на экскурсию по библиотеке.
Приложение: мультимедийная подборка к докладу в формате видео – http://youtu.be/J02-19SwZ80)
Твитнуть | Нравится | 0 |
При использовании любых материалов ссылка (гиперссылка) на сайт Православный Саров обязательна