7 октября 2010 года
В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, справедливости, патриотизме. Проблема духовно- нравственного воспитания в условиях современного общества приобрела особое значение.
Кажется уже нет необходимости говорить о важности нравственного воспитания подрастающего поколения. Каждый, кто профессионально занимается воспитанием и образованием детей, безусловно, понимает эту истину. И тем не менее, в наш прагматический век, когда малыши сначала знакомятся с рекламными слоганами, а только потом узнают что такое поэзия, фольклор, мы должны помнить о спасительной роли духовного начала.
Сегодня идет переоценка ценностей, активный поиск новых методов в образовании и воспитании детей. На первый план выдвигается всестороннее воспитание личности ребенка, обладающего базовой культурой.
Каждое дошкольное учреждение, реализуя комплексную образовательную программу уделяет внимание нравственному воспитанию детей. Наш детский сад , имея приоритет осуществления деятельности по социально- личностному направлению развития детей , уделяет этому вопросу особое внимание.
Мы работаем по комплексной «Программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой, используем парциальные программы
В образовательной программе ДОУ определили основные задачи по социально - личностному направлению развития детей:
Работу строим по трем блокам: взаимодействие с детьми, методическая работа с коллективом ДОУ, взаимодействие родителями,
Второй год осуществляем экспериментальную работу по апробации авторской программы Э.П. Костиной « Мой родной дом», основной целью которой является воспитание любви к Родине у детей дошкольного возраста через приобщение их к основам национальной культуры. К.Д. Ушинский отмечал, что « … воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным». Приобщение к истокам русской народной культуры способствует формированию высокой нравственности, воспитывает любовь к Отечеству, уважение к предкам, защищавшим Русь от врагов, интерес к самобытной русской культуре, развитию познавательных способностей детей.
Перед нами встали вопросы по обогащению развивающей среды ДОУ. Сам интерьер детского сада после капитального ремонта способствует развитию интереса к родному краю, городу. На стенах вестибюля, благодаря мастерству саровской художницы Татьяны Есенниковой « оживает» монастырский комплекс, панорама старой и новой части города. А центральный коридор украшает серия картин
« Времена года на Руси» саровской художницы Евгении Урм . Картины выполнены в стилистике лубка, очень понятны и доступны детскому восприятию. Проводя консультации по экспериментальной работе, в том числе в нашем детском саду, доктор педнаук Э.П. Костина положительно оценила развивающую среду ДОУ, отметив этнокультурный компонент.
Обогащению среды групп ДОУ способствовал смотр - конкурс условий по приобщению детей к истокам русской народной культуры. Наши воспитатели очень постарались, с помощью родителей значительно обогатили среду предметами народного быта. Посуда, игрушки, расшитые полотенца, кружевные салфетки, лоскутные коврики придали интерьеру групп теплоту и уют. Уголки музыкально- театрализованной деятельности пополнились народными инструментами, различными видами театров по русским народным сказкам, народными костюмами.
Предметом гордости каждой нашей девочки является кокошник, изготовленный заботливыми руками мамы или бабушки. Наши маленькие модницы с удовольствием рядятся в народные костюмы и в повседневной деятельности, и на праздники. Золотые руки нашей кастелянши Романовой Н.А. сшили для сада русские наряды и для детей, и для взрослых.
В познавательном центре ДОУ силами всего коллектива с помощью уважаемых родителей оформили интерьер русского быта, уголок народной игрушки.
А спонсорская помощь, которую регулярно оказывает саду депутат А.Триканов , позволила обогатить методический кабинет чудесными изданиями сборников русских сказок, былин с иллюстрациями Ю. Васнецова, И.Билибина. Очень помогает в работе энциклопедия русского фольклора ( более 700 произведений малых фольклорных форм).
Как же мы проводим работу с детьми? Используем форму занятий, бесед, каждый день знакомим детей с художественной литературой. Регулярно проводим фольклорные досуги и праздники. Традиционными являются «Осенние посиделки», зимние «Святки-колядки» и«Масленица»,
весенние «Сороки. День птиц», а летом зовет на улицу «Троица»-праздник русской березки. Наш опытнейший музыкальный руководитель Т.Н. Хрусталева ( 52 года стажа работы с детьми) со всей душой воспитывает любовь к родной культуре у детей волшебными средствами музыки и театра.
По рекомендации Э.П. Костиной проводим Дни именинника, День рождения детского сада. Развивая преемственность между разными возрастными группами, под рубрикой «Дети - детям» организуем совместную деятельность детей ( концерты, постановки сказок, изготовление игрушек, совместные прогулки и экскурсии и т.д.).
Увлеченные творческие воспитатели проводят кружковую работу по социально -личностному развитию детей.
Второй год работают кружки
В процессе экспериментальной работы используем авторскую технологию Э.П. Костиной по взаимодействию с героями одной сказки в группе в течение длительного времени (одна сказка в квартал, распределяем сказки с учетом времен года). Так в средней экспериментальной группе мы подобрали русские народные сказки
« Петушок и бобовое зернышко (осень), «Заюшкина избушка» ( зима), «Гуси- лебеди» (весна). Вначале идет комплексное знакомство со сказкой в группе ( чтение, инсценирование с помощью разных видов театра , драматизация по ролям), затем каждый герой сказки «живет» в группе 1-2 недели. Сказочный герой - не пассивный наблюдатель. Он активно включается в повседневную жизнь детей: приходит на занятия, участвует в режимных процессах, гуляет на прогулках, играет в разнообразные игры, помогает разрешить самые разные проблемные ситуации, способствует упражнению детей в добрых поступках ( например, споем Заиньке песенку, подарим ласковое слово Медведю, нарисуем друзей Волку, полечим Петушку горлышко, научим Лису правилам поведения в лесу, приготовим подарки для сказочных героев и т.д.). Отдельные моменты взаимодействия с героем члены творческой группы ( Путевская М.Н., Мастерова О.А. , Хрусталева Т.Н.) заранее планируют ( поквартально), выстраивают цепочки интересных событий, которые преследуют главную цель - нравственное воспитание малышей.
Дети эмоционально реагируют на появление сказочного персонажа. Известно, что через игровой образ педагогам легче объяснить ребенку « что такое хорошо и что такое плохо».
Год углубленной работы принес свои плоды, дети стали внимательнее друг к другу, с удовольствием оказывают помощь и сверстникам, и взрослым, повысился интерес к фольклору.
Помимо работы с детьми, педагогический коллектив сада активно работает и над собой, ведь воспитатель - это тот человек, с которого группа детей ежеминутно берет пример. На консультациях, педагогических советах обсуждаем насущные, актуальные вопросы:
Значительное количество педагогического коллектива ( 5 человек во главе с заведующей Г.В. Анохиной) с удовольствием посещали курсы при СарФТИ НИЯУ МИФИ « Педагогический потенциал духовно- нравственных ценностей отечественной культуры». Получили много полезной информации, знаковых тем для размышления, способствующих саморазвитию личности. В этом году есть желающие продолжить обучение.
Успешная работа с детьми по нравственному воспитанию невозможна без тесного взаимодействия с родителями, без установления с ними деловых доверительных отношений. Большинство членов нашего педколектива умеют найти подход к родителям. Ведь не секрет, что достучаться до ребенка гораздо легче, чем до взрослого…
На встречах с родителями (собраниях, конференциях, круглых столах) поднимаем волнующие нас темы:
И. Медведевой).
Стараемся побудить родителей на честный открытый разговор. Зачастую это удается. Так на групповых собраниях по теме обсуждения
« Профилактика детского сквернословия» были заслушены полярные мнения. Некоторые родителя, в том числе и одна мама не считали «плохие слова» чем-то страшным, признались, что употребляют их в семейном кругу в аффектных состояниях. Большинство родителей осудили такую точку зрения, высказали нелицеприятное мнение в адрес вышеупомянутых родителей, рекомендовали растить детей в чистой речевой среде.
Большинство родителей принимают активное участие в социально- экологических акциях «Поможем бездомным животным», «Птичку жалко», «Елочка, живи!», « Украсим Землю цветами».
С большим удовольствием родители принимают участие в народных досугах и праздниках. Показывают спектакли по русским народным сказкам. Помогают в оформлении среды группы, пополняют фольклорными произведениями книжные уголки.
В целом коллектив родителей положительно оценивает усилия ДОУ по приобщению детей к истокам русской народной культуры, развитию нравственного начала в детях.
В заключении, хотелось бы сказать о связи детского сада с учреждениями социума.
Наши дети с пяти лет с удовольствием посещают детскую библиотеку ( филиал № 4- структурное подразделение МУК « Центральная система детских библиотек» им. А.С. Пушкина) , в которой их ждут не только книги, но и герои сказок в театрализованных представлениях. Педагогическая техника работников библиотек при проведении занятий не уступает работе опытных воспитателей.
Полюбились и взрослым и детям спектакли театра кукол
« Кузнечик». Совсем недавно, в середине сентября театр приезжал в садик с очень нравственным спектаклем « Медведь и лиса». Даже самые маленькие зрители ( 4 года жизни ) поняли содержание сказки, сделали правильный вывод - вредничать и обманывать нехорошо.
Наши дошкольники посетили городской музей - экспозицию русского быта, предметов старины. Дети заинтересованно рассматривали интерьер избы, некоторые в первый раз увидели те вещи, о которых рассказывается в сказках.
Давние связи имеет наш сад с ДШИ. Так в 2009 г. ребята посетили выставку керамики «Есть у России душа». Особенно запомнились детям яркие веселые глиняные игрушки.
В дальнейшем культурные связи будут продолжены.
Подводя итог сказанному, делаем вывод, что работа по развитию нравственного начала в детях сложна, многогранна и никогда не кончается. Мы надеемся, что добрые семена взрастут в детских душах и наши дети вырастут добрыми и умными, хорошими гражданами родной страны.
Твитнуть | Нравится | 0 |
При использовании любых материалов ссылка (гиперссылка) на сайт Православный Саров обязательна