30 сентября 2010 года
Во-первых, что такое паломничество? Некоторые полагают, что это такой вид отдыха. Для верующих. На самом деле, паломничество – это труд. Физический, душевный и духовный. В противном случае это - уже что-то другое.
Современное паломничество на Св. землю сильно отличается от того, что было прежде. На фотографии 19 века - караван русских паломников, которые пешком прибыли в Иерусалим. Их охраняют от разбойников вооруженные всадники… Современные паломники (как нас называли - «Russian piligrims») прилетают на Св. землю на сверхзвуковых «Боингах», перемещаются на комфортабельных автобусах с кондиционерами, им не страшен ветер хамсин, засыпающий глаза песком из пустыни и 50-градусная жара. Кстати, летом туда лучше не ездить из-за ужасной жары. Мы были на Св. земле с 10 по 20 мая. Мы – это группа из 29 жителей Нижегородской области, среди которых было 8 саровчан. Возглавлял нашу группу о. Лев Юшков, кроме него среди нас было еще двое священников, и это – большое благо. За 10 дней пребывания на Св. Земле многие сумели причаститься 3 раза, (а это, как известно, тоже большой труд, требующий от человека мобилизации сил), исповедовались у наших священников. Кстати, причащались мы из одной чаши с православными из всякого народа под солнцем. Туроператором поездки был Просветительский центр «Глагол» из Нижнего Новгорода. Мы видели паломников-одиночек, которые не спеша, с чувством молились на святых местах. Но для тех, кто едет в первый раз, и еще ничего толком не знает, предпочтительнее ехать в составе группы.
Русский игумен Даниил, ходивший на Св. землю в 12 веке, изучал ее 16 месяцев, находя себе проводников. Сейчас темпы жизни возросли. Мы провели там только 10 дней. Впечатления сменялись как картинки в калейдоскопе, мозг сопротивлялся обилию информации. Даже физически тяжело дается такая скорость осмотра. Например, выехав утром из Иерусалима (700 м над уровнем моря), днем мы уже купались в Мертвом море (400 м ниже уровня Средиземного моря). Перепад высоты более километра. Когда автобус летел по шоссе, уши закладывало, как в самолете. Слава Богу, в каждом памятном месте мы находили возможность помолиться и подать поминальные записки. Батюшки читали соответствующие Евангельские отрывки, певчие пели тропари. Кстати, иностранцев это пение завораживало и притягивало, как магнит. Мы ощутили, что для них это - настоящее открытие. Мы это явление прозвали «Торжеством православия» и испытывали это торжество по нескольку раз на дню. Мы невольно были миссионерами, показывая людям богатство и красоту русской богослужебной певческой традиции.
Прежде, чем перейти к краткому обзору конкретных святынь, мне бы хотелось сказать о том, что меня наиболее поразило. Во-первых – древность того, что мы увидели. И то, что человечество сохранило память об этих местах… Мы с вами привыкли к тому, что сами живем в древнем месте, где люди начали селиться уже 1000 лет назад: сначала мордва, потом татарский город Сараклыч, и, наконец, Саровский монастырь. Но это не идет ни в какое сравнение с древностью Св. земли. Например, сохранился тот самый Мамврийский дуб, под сенью которого патриарх Авраам принимал трех ангелов. А ведь он жил около 4 тысяч лет назад! Пророк Моисей жил более 3,5 тысяч лет назад. И мы, побывав в Египте, на Синае, совершили ночное восхождение на гору, где Господь вручил Моисею скрижали Завета с 10 заповедями. На территории монастыря св. Екатерины увидели живой куст, происходящий от «Неопалимой купины», из которого Сам Господь говорил с Моисеем. Или древнее еврейское кладбище на склоне Елеонской горы в Иерусалиме, на котором до сих пор стремятся быть похороненными самые состоятельные люди, так как по преданию с этого места начнется Воскресение умерших. Археологи там обнаружили 26 слоев захоронений глубиной в 10 м. Самые нижние слои принадлежат племени иевусеев, которые жили в этом городе до того, как его завоевал царь Давид 3 тысячи лет назад. Что говорить, если на Св. земле показывают место, где был похоронен праотец Адам – первый человек. По преданию, его могила находится под местом распятия Иисуса Христа - Голгофой, что в переводе означает «лобное место». Многие древние храмы на Св. земле снаружи кажутся небольшими, а внутри – огромными, так как они уходят под землю. Так же и сама Св. земля: географически невелика, но значение ее огромно. Верующие считают, что Господь начал творить Землю, начав от Иерусалима, и там же произойдет конец человеческой истории, Страшный суд, когда Иисус Христос будет судить живых и мертвых…
Мы посетили на Св. земле места, связанные с жизнью Пресвятой Богородицы. Во-первых, это – место, где она родилась. Теперь там стоит здание. На первом этаже справа – православная церковь Пресвятой Богородицы, слева – квартира, где живет семья православных арабов. Вниз ведет лестница в бывшее жилище свв. богоотец Иоакима и Анны, которое представляет из себя пещеры в скальной породе. А на соседнем участке находится католический монастырь св. прав. Анны.
Благовещение, т. е. благая весть, которую принес Деве Марии архангел Гавриил о рождении у нее сына, произошло в Назарете. Одна из главных святынь этого города – огромный католический храм на месте дома, где жило святое семейство. Храм опоясывает галерея мозаичных изображений Божией Матери, сделанных современными художниками из разных стран. Православная церковь Благовещения выстроена в другом месте Назарета, над колодцем, который существует и поныне. Там, по Преданию, архангел Гавриил тоже явился Деве Марии.
После Благовещения Пресвятая Богородица отправилась в библейский Град Иудов, где жили ее родственники, св. прав. Захария и Елизавета. Там произошла их встреча, там у прав. Елизаветы родился сын - св. Иоанн Предтеча. Сейчас там находится русский Горненский женский монастырь в местечке Эйн-Карем. Этот участок земли был приобретен ок. 150 лет назад начальником РДМ архимандритом Антонином (Капустиным), который начал собирать Русскую Палестину. На камне у входа в Казанскую церковь, по преданию, проповедовал св. Иоанн Предтеча.
Место Успения Божией Матери находится в Иерусалиме - там, где предположительно стоял дом апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Сейчас на этом месте – католический храм монахов-бенедиктинцев. Место Успения отмечено скульптурным изображением Божией Матери, лежащей на одре.
Богородица была погребена на склоне Елеонской горы, в Гефсимании. Оттуда, по Преданию, она через 3 дня была во плоти взята на Небо. Сейчас храм Успения над Гробницей Божией Матери – место поклонения христиан всех конфессий. Первая церковь на этом месте была построена еще царицей Еленой в IV веке. В храм ведет спуск под землю по широкой лестнице. Свет проникает внутрь только через вход. В храме есть придел свв. богоотец Иоакима и Анны. Главные святыни: камень, на котором покоилось тело Пресвятой Богородицы (он служит православным престолом для совершения Литургии) и Иерусалимская икона Божией Матери.
В той же Гефсимании мы посетили русскую православную церковь св. Марии Магдалины, построенную императором Александром III в память его матери, императрицы Марии Александровны. При нем действует женский Гефсиманский монастырь Вифанской общины Воскресения Христова РПЦЗ. Там покоятся св. мощи преподобномучениц вел. кн. Елизаветы Феодоровны и ее келейницы инокини Варвары, убитых большевиками вместе с другими членами царской семьи в 1918 г. в Алапаевске.
В Вифлееме, над местом, где родился Христос, стоит базилика Рождества Христова, более напоминающая крепость. Это – единственный храм, сохранившийся в Палестине со времен Константина Великого (IV век). Пригнувшись, чтобы зайти вовнутрь через Врата смирения, заделанные для того, чтобы во времена мусульманского владычества конные всадники не заезжали в церковь, видишь величественную колоннаду. В ее глубине – вертеп, т.е. пещера, где родился Спаситель, размером 4 на 12 м. Место Рождества отмечено звездой на мраморном полу. Тут православными служится Литургия. В трех ступенях ниже этого места находится небольшая мраморная ниша – ясли Христовы. Это – католический престол Поклонения волхвов.
Место Крещения Господня находится на территории Иордании, которая отделена от Израиля государственной границей. И мы ограничились купанием в произвольно выбранном месте реки Иордан, там, где поменьше народу. Река неширокая, по ее берегам растут эвкалипты.
После Крещения в Иордане Господь удалился в бесплодную и каменистую Иудейскую пустыню, где постясь 40 дней, готовился к своему служению. Мы поднимались на Сорокодневную гору или гору Искушений, на которой, по преданию, Спаситель был искушаем сатаной. На этой горе издревле подвизались отшельники, спасаясь от жары в небольших пещерках, устроенных на отвесных склонах. Их можно увидеть и сейчас. Наверху – греческий монастырь.
Мы посетили место Преображения Господня на горе Фавор. Там находится греческий православный храм. Устроены три символические кущи в память об этом событии. По свидетельству о. Льва, служившего там в праздник Преображения, на эту гору действительно средь ясного неба сошло облачко. Это явление происходит там каждый год.
Мы побывали в Иерихоне. Это – очень древний город, его первым завоевали израильтяне на земле Ханаанской. Там подвизались свв. пророки Илия и Елисей. На участке, принадлежащем РДМ, под стеклянным колпаком находится засохшее основание дерева, на которое, как повествует Евангелие, влез низкорослый мытарь Закхей, чтобы увидеть Господа. А рядом, на месте дома Закхея стоит греческая церковь.
Другое, наверное, самое знаменитое дерево – это то, из которого был изготовлен Крест, на котором был распят Христос. По преданию, оно было выращено племянником праотца Авраама Лотом из трех отростков разных хвойных пород. Место, где произрастало это дерево, находится в греческом монастыре Святого креста в Иерусалиме.
Также мы побывали на местах других евангельских событий. Например, описанная в Евангелии купель Вифезда, которая упоминается при служении водосвятных молебнов и где Господь исцелил расслабленного, действительно имеет пять крытых притворов. Она находится недалеко от дома, где жили прав. Иоаким и Анна. Это грандиозное сооружение было обнаружено и расчищено в ходе археологических раскопок. Мы пили воду из колодца праотца Иакова в Сихеме, где Иисус Христос беседовал с женой-самарянкой. Колодец находится внутри греческого монастыря. Посетили святые места на берегу Галилейского моря. Были в Кане Галилейской, видели развалины Капернаума. Вблизи него посетили местечко эль-Табха, где Господь совершил чудо насыщения 5 тысяч людей 5 хлебами и 2 рыбами. Видели место чудесного улова рыбы. В особом ресторане ели рыбу ап. Петра, которая до сих пор водится в Галилейском море.
В селении Вифания, где Иисус воскресил своего друга Лазаря, мы посетили русский участок, приобретенный РДМ в начале ХХ века. Там школа с интернатом для православных арабских девочек. На территории школьной игровой площадки был обнаружен камень с надписью: «Здесь Марфа и Мария услышали от Господа слово о Воскресении из мертвых. Господь…». Предполагают, что это – табличка древнего храма. На месте находки стоит часовня. Мы были очарованы директором школы монахиней Марфой, ее увлекательным рассказом, великолепным русским языком. И были просто потрясены, когда узнали, что эта женщина, прививающая местным детям любовь к Православию и к русской культуре, по происхождению - немка.
На месте Вознесения Господня на Елеонской горе стоит часовня, принадлежащая мусульманской семье, куда христиан пускают за плату. Внутри часовни находится камень с оплавленным отпечатком стопы вознесшегося Господа. Раз в году, на праздник Вознесения Господня, вокруг нее проводят богослужения представители различных христианских конфессий. Мы побывали там накануне, а самый день праздника встретили неподалеку, на русском участке Спасо-Вознесенского женского монастыря РПЦЗ. Множество священников из России и стран СНГ сослужили архиереям РПЦЗ из США и Канады Доступ российских паломников в этот райский уголок Св. земли стал возможен после исторического воссоединения РПЦ в 2007 году. На территории Вознесенского монастыря стоит часовня на месте 1 и 2 обретения главы Иоанна Предтечи.
В Иерусалиме паломникам показывают Сионскую горницу, которая находилась в доме ап. и евангелиста Марка. Тут состоялась тайная вечеря; тут находились апостолы, когда им явился воскресший Господь; тут на них сошел Св. Дух в день праздника Пятидесятницы. Церковь с петушком на куполе вместо креста стоит на месте дома первосвященника Анны, тестя Каиафы, во дворе которого допрашивали Христа, и где ап. Петр трижды отрекся от Господа.
В Гефсимании, что переводится как «масличный пресс», у подножия Елеонской горы молился Иисус Христос в ночь ареста. Здесь растут очень древние, тысячелетние оливы, которые произошли от отростков тех олив, которые росли во времена Христа. Первая церковь на месте моления Иисуса была построена еще в IV веке. С тех пор там неднократно строились и разрушались церкви. Сейчас там стоит католическая церковь Всех Наций, построенная в XX веке. Перед алтарём находится плоский камень, на котором, по преданию, молился Иисус. В храме темные витражи, и поэтому всегда полумрак, там всегда длится Гефсиманская ночь, в которую пострадал Иисус.
Духовный центр всего паломничества это – Виа Долороза, в переводе - «Путь Скорби». Это — улица в Старом городе Иерусалима, по которой, как считается, пролегал путь Иисуса Христа к месту распятия. Она завершается храмовым комплексом Гроба Господня. На Виа Долороза расположены девять из четырнадцати остановок Крестного пути. Последние пять остановок находятся на территории Храма Гроба Господня, которое во времена Христа было местом позорной казни. Большинство событий, соответствующих станциям Виа Долороза, описаны в Евангелиях, это: I станция – Претория, где состоялся суд Пилата и освобождение разбойника Вараввы; здесь же II станция – бичевание Иисуса, вручение Ему креста; V станция – принятие креста Симоном Киренеянином; VIII станция – обращение Христа к женщинам Иерусалима; X – XII станция – распятие; XIII – XIV станция – миропомазание и положение во гроб. Не включены в Евангельское повествование, но тем не менее представляются исторически вполне вероятными: встреча Иисуса со Своею Матерью – III станция; встреча с женщиной, вытирающей пот с лица Христа – VI станция; три падения на – IV, VII, IX станциях.
Существует проблема исторической достоверности этих мест. Ученые считают, что только последние станции, связанные с распятием и погребением Господа как-то могут претендовать на это. Остальные же станции относятся скорее к области благочестивого Предания. Но целью паломничества не является установление исторической правды, а желание поклониться святыне в духе. Вспомним, как ответил Сам Иисус на вопрос жены-самаритянки о том, где правильно поклоняться Богу, в Иерусалиме или на горе Гаризим. Он ответил, что Богу нужно поклоняться в духе и истине, без привязки к конкретному месту. Историческая правда порой отличается от прижившейся традиции. Например, на картинах художники изображают Христа, несущего на Себе весь крест целиком. На самом же деле, в условиях дефицита древесины в Палестине, осужденные несли лишь только верхнюю перекладину. Основной же ствол креста был уже установлен на месте казни. Но мы понимаем, что это и другие подобные расхождения не умаляют подвига Спасителя.
В конце Виа Долороза стоит скромное здание, принадлежащее ИППО. В нем скрываются так называемые «русские раскопки» - фрагмент городской стены времен Иисуса Христа с проемом для городских ворот, которые получили название «Судные». Под этим проемом находится – порог Судных врат, через который, опять же с оговоркой - как полагают, прошел Спаситель, осужденный на позорную смерть.
Снаружи храм Гроба Господня или Воскресения Господня невелик, на панораме Иерусалима он виден как два серых купола. Первоначально он был построен в IV веке св. царицей Еленой, которая отыскала эти места, нашла в каменной цистерне Честный и Животворящий Крест Господень. Храм этот, как и многие другие святыни, разрушался и перестраивался. В нынешнем виде он находится со времен владычества крестоносцев в ХII веке. У входа в храм – колонна, опаленная Благодатным огнем, как свидетельство того, что этот огонь сходит только по молитве православного патриарха.
При входе мы видим Камень помазания, на который полагалось тело Иисуса после снятия с креста для подготовки к погребению по иудейскому обычаю. В храме есть часовня царицы Елены, придел Разделения риз и придел Лонгина сотника, пронзившего ребра Господа копьем. Есть часовня плача и столб бичевания. Кувуклия на месте погребения Иисуса Христа, в преддверии которой часть камня, отваленного от Гроба Спасителя.
Невозможно в рамках регламента рассказать о местах, связанных с именами великих святых: Марии Египетской, Саввы Освященного, Феодосия Великого, Герасима Иорданского и других подвижников. При этом, практически в каждом месте, где происходили Евангельские события, там же происходили и события Ветхого Завета. Когда после этого читаешь Библию, многие выражения, образы становятся более понятными, поскольку ты это видел своими глазами. Например, читаешь про «геену огненную, где червь их не умирает и огонь не угасает» и сразу представляешь так называемую Долину сыновей Енномовых, «бней Гинном», которая когда-то была свалкой мусора за пределами Иерусалима, где стоял смрад и жглись костры. И так, многие библейские образы наполнились конкретным содержанием. Например, образ пастыря (по-русски, пастуха), который проходит через Ветхий и Новый Завет. Пастухами овец были праотцы, царь-псалмопевец Давид, Господь Иисус Христос говорил притчу о добром пастыре. Так вот, стоит увидеть современных бедуинов, как они живут, их стада, и образ библейского пастыря становится реальным… Теперь, если читаешь жития святых, подвизавшихся в Иудейской пустыне, уже понимаешь, что в условиях пустыни можно выжить только с помощью Божьей. Это – за пределами обычных человеческих возможностей. Мы попробовали на вкус пряную траву иссоп, пучки которой служили кропилом. «Окропиши мя иссопом и очищуся, омыеши мя и паче снега убелюся» говорим мы в 50-м псалме, плохо понимая, что это такое. Я хочу сказать, что это понимание, этот опыт можно приобрести только лично. Проходит время и все увиденное не исчезает, оно – драгоценный багаж нашей памяти.
В ходе этой поездки ее участники отсняли тысячи фотографий. Часть из них уже опубликована на сайте «Православный Саров» в фотогалерее (раздел «Паломничество»). Кроме этого мы потихоньку выкладываем их с подробными подписями как иллюстрации к заметкам о православных праздниках (например, о Преображении Господнем или об Успении Богородицы). И будем это делать дальше, благо фотоматериала очень много. Так что, кто регулярно заходит на наш сайт, будут встречать наши фотоотчеты.
Нужно ли как-то теоретически готовиться к паломнической поездке на Св. землю? Основное, что могу посоветовать тем, кто захочет отправиться на Св. землю, - читайте Библию. Те люди из нашей группы, которые не были знакомы с ее содержанием, вообще плохо понимали, о чем идет речь...
Для чего же стремиться побывать на Святой Земле? По мнению протоиерея Льва Юшкова, который уже трижды ездил туда: «У всякого человека, который побывал на Св. земле, после этого многое меняется в жизни. В первую очередь меняется отношение к вере и к Богу… Поэтому каждому человеку нужно стремиться там побывать для укрепления своей веры и молитвы».
Твитнуть | Нравится | 0 |
При использовании любых материалов ссылка (гиперссылка) на сайт Православный Саров обязательна