3 октября 2017 года
Мы отправляемся в паломнические поездки на самолетах и поездах, но рядом с нами, в пределах Нижегородской области, есть немало старинных намоленных храмов и святынь. Выберем погожий денек, сядем в автомобиль и совершим увлекательное путешествие всей семьей. Православные журналисты из Выксы, пресс-служба епископа Варнавы, разработали три интересных паломнических маршрута.
Мы отправляемся в паломнические поездки на самолетах и поездах, но рядом с нами, в пределах Нижегородской области, есть немало старинных намоленных храмов и святынь. Выберем ясный погожий день, сядем в автомобиль и совершим увлекательное путешествие всей семьей. Православные журналисты из Выксы, пресс-служба епископа Варнавы, разработали три интересных паломнических маршрута.
Путями исповедников
В год 100-летия начала гонений на Церковь мы особо вспоминаем новомучеников и исповедников Церкви Русской. Мы неоднократно сталкивались со стороны светской аудитории с непониманием того, за что именно канонизируют за веру пострадавших.
Ответ очевиден: за особое служение пред Господом и людьми.
И очень печально, что зачастую такие священники, много потрудившиеся для утверждения православия в месте своего служения, оставшиеся верными Христу до конца в годы репрессий, оказываются для народа людьми совершенно незнакомыми и чужими.
В Выксунской епархии шесть канонизированных новомучеников. О большинстве из них сохранилось не так много сведений, как хотелось бы. Свидетелей их жизней и мученических кончин уже нет в живых. Могилы безвестны… А вот в храмах, в которых претерпевшие до конца несли служение, шли священническим путем, мы побывать сможем. Пойдемте?
От Сарова до Шиморского (Успенское благочиние, Выксунский район) можно добраться за пару часов. В центре села, в самом высоком его месте – храм с 200-летней историей, освященный в честь Успения Божией Матери. Он отличался внешней и внутренней красотой убранства, богатством и изяществом иконостаса и обилием икон. На рубеже XIX и XX веков был здесь такой батюшка – Иоанн Тихомиров. Он не только священствовал, но и заведовал бесплатной библиотекой-читальней, состоял законоучителем народных училищах соседних сел, Песочного и Тамболеса, членствовал в Строительном Комитете по созданию каменного храма в Песочном и деревянного – в Борковке. Отец Иоанн был переведен в другую епархию в 1907, а в 1938 был расстрелян на полигоне Бутово и погребен в общей безвестной могиле.
Отец Иоанн канонизирован и причислен к лику святых. В храме Шиморского хранится его икона. Дни памяти - Дни памяти: 13 мая (переходящая) – Собор новомучеников, в Бутове пострадавших 17 февраля.
А село Ближне-Песочное, церковь в котором строил отец Иоанн Тихомиров, совсем рядом. Минут 15, и мы там. В кирпичном, пятикупольном храме в честь Успения Божией Матери, с сохранившимся фрагментом старой алтарной росписи, – икона святого Александра (Поспелова). Отец Александр служил в нем с 1932 по 1937 год.
Об имени, прославленном в лике новомучеников и исповедников Российских, сельчанам стало известно, когда в 2009 году начали воссоздавать ранее разрушенный Песочинский храм, а вместе с ним и его историю. Увы, даже старожилы не помнили фамилии батюшки, которого арестовали в ноябре 1937, недолго продержали в камере предварительного заключения в Выксунском отделении милиции, а под новый год расстреляли в Нижнем. Вехи его нелегкой судьбы восстанавливали, прибегая к архивам…
Память священномученика Александра Поспелова совершается 13 декабря в Соборе Ивановских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских 26 декабря.
Дни памяти: 5 февраля (переходящая).
Если оба Успенских храма Успенского благочиния в Выксунском районе не сохранили до настоящего времени свой первоначальный вид, то церковь Нерукотворного Образа Спасителя в селе Дедово, что в Вачском благочинии (Навашинский район), не закрывалась никогда. Действовавшая на протяжении всего XX века, она не подвергалась разорению и осталась таковой же, что была в год основания – 1668-й. Храм имеет много древних икон, а также уникальные свечные и лампадные паникадила.
В нем с 1915 года диаконствовал отеу Николай Восторгов, ранее несший послушание псаломщикоа в Никольском храме Горицкого погоста. Во священника он был рукоположен в 1927 году, когда уже во всю шли гонения. Служил в церкви села Голянищево, затем переехал в село Чулково Вачского района, где и прослужил до момента ареста. Горицкий храм сгорел 30 лет назад, его нет. Утрачен и храм в Голянищево. А вот Сретенский храм в Чулково восстанавливается, в нем уже идут богослужения.
Священник Николай Восторгов скончался в центральной больнице Соловецкого лагеря особого назначения 1 февраля 1930 года.
Ежегодно в городе Навашино проводятся детские Восторговские чтения, а срудниками библиотеки создана книга «Воспоминания в назидание детям», основанная на дневниковых записях самого Николая Восторгова.
Память сщмч. Николая 1 февраля.
Едем в Вачский район, где свято чтят священомученика Николая (Зеленова).
Он был учителем церковноприходской школы села Яковцево; В 1912 году был рукоположен во священника к приходу в селе Голянищево, позже был назначен священником в село Загарино .
Арестован батюшка был спустя несколько лет, как покинул село. Поводом к аресту послужила статья в местной газете «Колотушка» под заголовком «Поп агитирует против колхоза»… Приехавший в колхоз лектор-антирелигиозник недоумевал, почему в селе Сеньго-Озеро, где числится 150 дворов, в колхозе состоит меньше 10 процентов. «Установлено, что немаловажную роль в борьбе с колхозами играет местный поп… в противовес культурной работе избы-читальни организовал церковный хор, молодежь, под звуки поповской скрипки, изучала духовные песнопения», – писала газета.
Отбыв срок, отец Николай продолжал священствовать. Последовал второй арест, и в 1937 году священник был расстрелян и погребен в безвестной общей могиле на полигоне Бутово.
Во всех приходах Вачского района – а их немало! - есть икона сщмч. Николая (Зеленова). Есть она и в Новоселках, чудный храм в честь Казанской иконы Божией Матери мы увидим издали. Он стоит на горе. За 215 лет своего существования он пережил немало. Он очень красив, но практически полностью отстроен заново. Храм в селе Яковцево не действует. Его реставрируют, и пока до окончания работ далеко, можно представить, каким он был, когда служил в нем отец Николай. Ежегодно в декабре в Яковцево проводится фестиваль духовно-патриотического творчества «Родина – мой отчий край», посвящённый сщмч. Николаю (Зеленову), память которому совершается 3 декабря. Частично разрушен и не действует, но очень красив храм в Загарино. Голянищевский храм, как уже говорилось, утрачен.
А нас ждет старинный город Горбатов над рекой Окой (в Павловском районе). Он возник в середине XVI века и, конечно, за полтысячи лет своего существования пережил немало дней «ничтожности и славы». Сегодня это самый малочисленный город Нижегородской области, население его составляет всего 1982 человека. Необыкновенно, просто нереально красивы его окрестности. Неслучайно Никита Михалков снимал близ Горбатова эпизоды фильмов «Сибирский цирюльник» и «Утомленные солнцем-2».
Городской собор Троицы Живоначальной, построенный в 1814, с декором в стиле классицизма... Колокольня его сломана, идет ремонт. С 1910 года священствовал в нем Николай Рюриков. Батюшка также был заведующим и законоучителем Горбатовской церковно-приходской школы, членом Горбатовского отделения Епархиального училищного совета.
Его арестовали в 1927-м. Свидетелями против него выступили служившие вместе с ним в Троицком соборе священник, диакон и псаломщик…
Известно, что срок он отбывал в Локчимлаг Коми области, где и скончался в 1943 и был погребен в безвестной ныне могиле на местном кладбище.
Память сщмч. Николая 18 июня.
Мы направляемся в Кулебаки.
Совсем недавно на православном телеканале «СОЮЗ» состоялась премьера документального фильма «Священномученик Михаил Гусев», первого из цикла «Новомученики и исповедники Церкви Русской». Братья Гусевы, Михаил и Иаков, были сыновьями священника Серафимо-Дивеевского монастыря Иоанна Гусева. Семья состояла в родстве с протоиереем Василием Садовским, которому преподобный Серафим Саровский поручил заботу о дивеевских сестрах. Сначала отец Михаил служил в Дивеевском монастыре, был его духовником, за усердное служение возведен в сан протоиерея. После закрытия обители в 1927 году стал настоятелем в Никольской церкви села Кулебаки. Отца Михаила дважды вызывали в НКВД, предлагая отречься от сана через газету. Будущий новомученик был непреклонен. Его расстреляли, и местом захоронения, видимо, следует считать Бугровское кладбище.
В Кулебаках есть храм, освященный в честь сщмч. Михаила (Гусева), построенный совсем недавно. А в Никольской церкви бережно хранят личные вещи семьи Михаила Гусева, принесенные в дар внуком священомученика. Среди них - записная книжка, подарок сына Коли Михаилу Ивановичу Гусеву в день ангела в 1933-м.
Господь попустил открытие духовных подвигов, совершенных просиявшими во славе Христовой. Будем помнить о них. Будем молиться им.
Мы приглашаем вас побывать в храмах, которые практически не закрывались в годы советской власти. В них особенно ощущается сила веры сохранивших их для нас.
Давайте начнем с единственного в Выксунской епархии храма, освященного в честь святого князя Владимира. Он стоит в Ардатовском районе в селе Надежино, всего в 50 км от Сарова. Несмотря на то, что село это густонаселенным не назовешь, дорога туда ведет вполне приличная. Особенно хороша поездка по ней летом: окна в автомобиле открыты, и ощущаешь аромат цветов – вокруг луга… Сам же храм, построенный в 1855, сохранил все очарование старины, чему немало способствует и атмосфера русской глубинки.
В постреволюционный период, в годы Великой Отечественой войны, в период социализма, когда значительная часть церквей была уничтожена, поругана, разорена, этот храм милостью Божией был сохранен и не закрывался. И сюда приезжали верующие из Дивеева и других близлежащих поселений.
В храме находится почитаемый образ Богородицы и более пятидесяти ковчегов с частицами святых мощей. Кроме того, здесь чудесная, правда, выполненная с отступлениями от канонов, роспись.
Не более полутора часов пути, и мы в Кулебакском районе, в селе Гремячево. Наш Владыка, епископ Выксунский и Павловский Варнава, называет это село аномальной православной зоной. Принято считать, что оскудевает вера в современной России… Однако жители Гремячево православную веру чтят глубоко. Работы в Гремячево нет, местные жители ездят на заработки в Москву и другие крупные города, но возвращаются всегда домой. И село не вымирает! Здесь крепкие семьи, здесь все больше и больше рождается детей, строятся дома.
Возможно, это связано с тем, что в лихолетье, когда безбожные власти пытались разорить храмы в селе, жители с топорами и вилами отстояли их, о чем с гордостью вспоминают современные гремячевцы. Наверное, сила веры предков действует каким-то неведомым Божиим благословением до сегодняшнего дня.
Храмовый комплекс здесь объединяет два храма: летний в честь Казанской иконы Божией Матери и зимний в честь святителя Николая Чудотворца. Оба они построены в середине XIX века, и все их убранство сохранилось. Особенно хороши уникальные свечные паникадила. Да-да, здесь служат при свечах!
Каждый воскресный день храм полон. А престольный праздник села, день Казанской иконы Божией матери, отмечается широко, всем селом.
В селе – четыре источника, один из них прямо у храма.
Дорога соседний Навашинский район, в Дедово тоже не займет много времени. В это село мы заедем познакомиться не только с храмом в честь Нерукотворного Образа Спасителя, рассказ о котором уже прозвучал. Напомним лишь, что именно в этой никогда не закрывавшейся церкви хранится икона сщмч Николая Восторгова. Поклонившись древнему храму, который в следующем, 2018-м году отметит 350-летие, отдав дань памяти новомученику, мы обязательно должны пройти к близлежащему озеру. Оно необыкновенно красиво! И носит название Свято. В его водах, по местному преданию, когда-то затонул храм; с тех пор с озером связано множество легенд. А в 2007 году, на праздник Рождества Богородицы 21 сентября, на прибрежном песке проступил образ иконы Пресвятой Богородицы в полный рост. Образ оставался неразрушимым в течение двух недель. С тех пор к этому месту съезжаются многочисленные паломники.
«Крепости» Церкви – так называл монастыри святой старец Паисий Афонский. Так и мы назвали третий маршрут по Выксунской епархии. На сей раз мы все вместе поедем по нашим обителям. Их всего пять.
Начнем с Выксы! Высоко чтят ее жители преподобного Варнаву Гефсиманского чудотворца, небесного покровителя города, который осенью 1863 воткнул здесь в землю веточку, обозначив место для будущего монастыря. Кстати, в России, за всю ее историю, устроились, кажется, всего четыре женские обители, созданные, по особому смотрению Божию, попечением святых мужей: Серафима Саровского, Зосимы Верховского, Амвросия Оптинского, Варнавы Гефсиманского.
Сегодня Иверскому женскому монастырю, размещенному в самом сердце Выксы, чуть больше 150 лет. Утративший былое величие в годы богоборчества, он возрождается. Да, нет у него обособленной территории, и главный его храм, Троицкий собор, стоит в лесах. Но уже восстановлена взорванная в 1927 году 68-метровая колокольня, – общий вес колоколов более 12 тонн. И идут богослужения, звучит молитва во вновь отстроенном Успенском храме. В нем же – главные святыни монастыря. Это чудом сохранившаяся со времен старой обители чудотворная икона Божией Матери «Иверская», написанная насельницами. Это и частица мощей преподобного Варнавы Гефсиманского и его личная епитрахиль.
Главный престольный праздник обители – 26 октября, когда Русская Православная Церковь отмечает перенесение Иверской иконы Пресвятой Богородицы в Москву.
Далее мы направляемся в Вачский район, в Дальне-Давыдовский женский монастырь в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали». Путь до него от Выксы займет не более полутора часов. Свернув с Нижегородской трассы, мы проедем несколько сел, одному из которых, Березовке, – более 500 лет. Здесь чудный храм в честь святого Александра Невского, его фарфоровый иконостас был выполнен мастерами южноуральского села Сысерть.
Еще немного дороги через село Давыдово, затем – лесом, и мы в обители,
основанной по благословению прп. Серафима Саровского старицей Неониллой (Захаровой). Было как-то ей видение: «две обители, а между ними золотая речка, соединяющая их…». Ежегодно Успенским постом от Дальне-Давыдовского монастыря до Кутузовки, где скит Серафимо-Дивеевского монастыря, отправляется крестный ход. Он посвящен памяти старицы и носит название «Золотая речка». Пять дней пути, 90 километров, однако с каждым годом крестоходцев все больше и больше...
Монастырь находится в удалении от поселений, и со светскими людьми сестры почти не общаются. Только по послушанию за свечным ящиком. Исключение – когда приезжают паломники и строители, двум сестрам поручается заниматься с ними, проводить экскурсии. Они рассказывают паломникам о монастыре: соборный храм его восстановлен и функционирует; сохранившееся каменное двухэтажное здание реставрируется. На его внутренних сводах различима сохранившаяся прекрасная роспись. И надписи – наследие социалистического прошлого.
А нас ждет Абабковский Николаевский Георгиевский женский монастырь. Минуем окраину старокупеческого города Павлово, затем – село Абабково, и вот – обитель, также основанная по благословению батюшки Серафима как центр благотворительности. Судьба ее повторила участь многих и многих ей подобных. Осталось в прошлом лихолетье, когда храмы были взорваны, а территория отдана другим организациям. При советской власти здесь попеременно существовали воинская часть, колония для несовершеннолетних преступниц, пионерский лагерь, военно-топографическое училище, а большинство монастырских зданий местные жители «разобрали» на стройматериалы. Остались лишь могилы.
Монастырь возрожден в 1995 году, сестры следуют заветам старца: у обители предназначение помогать людям. Здесь уже несколько лет действует приемная семья, воспитанников собирают по всему региону. Как сказали побывавшие здесь недавно московские журналисты, «мы уезжали со странным внутренним ощущением. Наверное, так просыпается совесть у людей, которые во многом живут лучше, а делают для людей меньше, чем другие».
Дальше едем в город Ворсму! В Свято-Троицкий Островоезерский монастырь, пожалуй, самый живописный в епархии. Он расположен на большом острове Ворсменского озера.
Считается, что Свято-Троицкий Островоезерский монастырь основан в 1588 году, хотя и до этого времени здесь было монашеское поселение. Изрезанная протоками и заросшая лесами болотистая земля приютила монастырь, которому не раз случалось бывать разграбленным местными лихими людьми.
История основания обители связана с княжеским родом Черкасских, которым Иван Грозный даровал Ворсменские земли, а именно с князем Борисом Черкасским. Монастырь хранил величайшую святыню – часть Ризы Господней, а сейчас здесь единственный в России действующий храм преподобного Михаила Малеина, покровителя первого царя династии Романовых Михаила Федоровича.
В помещениях монастыря, закрытого вскоре после октябрьского переворота, долгое время размещались мастерские и склады. Храмы и колокольня были постепенно разрушены. Возрождение началось в 2007-м. Восстановили Троицкий храм, колокольню, церковь в честь преп. Михаила Малеина. Заложиди храма в честь Казанской иконы Божией Матери. Относительно недавно в монастыре появилось электричество …
Автомобильной дороги к нему нет, только узкий пешеходный мостик через озеро. У начала моста – табличка:
«Добрый человек!
Ты идешь вглубь острова.
Захвати для Троицкого монастыря (основан в конце XVI века)
Хотя бы 1 кирпич.
Это будет твой вклад
В возрождение святой обители.
Храни тебя Господь!»
Кирпичи, все до единого, перенесены руками приходящих сюда людей. Добровольцы помогают восстановлению.
Мы познакомились со всеми женскими монастырями Выксунской епархии. Мужской монастырь у нас один, Свято-Успенский – Флорищева пустынь, древняя обитель, основанная в середине 17 столетия, памятник федерального значения.
Добраться до нее непросто. Чтобы преодолеть около 30 км лесной дороги от федеральной трассы до обители, затрачиваешь целый час: малолюдные глухие места, разбитая дорога, бронетанковая техника (поблизости – Мулинский полигон), железнодорожные пути, памятники погибшим в автомобильных авариях… По обочинам – стоящий в болоте лес, песчаные холмы, ветхие дома бедных поселков, о названии одного из которых гордо возвещает самодельный указатель «Центральный. Город-герой». Впечатления незабываемые!
И, наконец-то, монастырь! Издали он выглядит сказочно, возвышаясь посреди соснового бора, простирающегося на десятки километров вокруг. Белоснежные храмы за красной кирпичной стеной, сохранившиеся значительные фрагменты древней кладки… Монастырь реставрируют очень бережно, поврежденные фрагменты восстанавливают, а не сносят и не строят заново. Успенский собор, храмы – Троицкий, Петра и Павла, колокольня… Недавно был заложен храм в честь Зосимы и Савватия Соловецких.
Здесь скоро будет фруктовый сад, – за подрастающими деревьями ухаживают с любовью. Здесь чудесный пес Бисмарк. А чтобы поддерживать жизнь обители, тепло в холодное время года создается двумя топками на дровах с водяными котлами. К зиме заготавливают полторы тысячи кубов дров – это 300 грузовиков.
Флорищева пустынь находится в поселке Фролищи (а не Флорищи, как можно было бы ожидать), неподалеку протекает река Лух.
Основателем обители считают преподобного Илариона, впоследствии митрополита Суздальского. История монастыря очень содержательная, и замечательно интересно о нем рассказывает его священноархимандрит, епископ Выксунский и Павловский Варнава. Именно молитвами и трудами нашего Владыки Флорищева пустынь в течение последних 12 лет преобразилась, буквально воспрянув из руин. Возродились ее храмы, возобновилась монашеская жизнь. Насельников здесь совсем немного. Зато много паломников, и мы, пресс-служба, нередко организуем во Флорищеву пустынь пресс-туры для светских журналистов. Однажды кто-то из них спросил нашего Владыку: «Этот монастырь в глухих местах, в лесу, для кого он?». И он ответил: «Для нас. Мы здесь живем и молимся. И для вас. Чтобы вы радовались, когда приезжаете».
А мы едем дальше, в Вачский район. У нас впереди – Арефино. Небольшое село с населением чуть больше 3000 человек украшает храм в честь Пресвятой Живоначальной Троицы». Построенный в 1702 году, он закрывался лишь однажды, и всего на пять лет. Символично то, что богослужения прекратились в суровом 1938-м, но уже в 1943 возобновились. Напомним, что 1943 был годом интронизации патриарха Сергия (Строгородского), 150-летие которого мы отмечаем в текущем году; трудами и молитвами патриарха Сергия деятельность РПЦ в годы Великой Отечественой войны была «легализована».
Храм не подвергался разграблению, поэтому сохранил внутреннее убранство. В нем много древних икон, одна из которых, образ свт. Николая Можайского, датируется XVI веком. Также есть иконы, очень похожие на письмо Симона Ушакова, хотя точных документальных свидетельств этого не имеется. Особо почитаемы иконы Пресвятой Богородицы Боголюбская и Иверская.
Ансамбль Троицкой церкви – объект исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения. Сам храм, а также сторожка, построенная в середине XIX века – памятники архитектуры.
Твитнуть | Нравится | 0 |
При использовании любых материалов ссылка (гиперссылка) на сайт Православный Саров обязательна