1 сентября 2014 года
Доклад О.Савченко на V объединенной педагогической конференции г.Саров 29.08.2014 г.
Добрый день, уважаемые коллеги!
В условиях модернизации современной российской системы образования мы видим, что федеральные государственные образовательные стандарты всех уровней значительное внимание уделяют вопросам воспитания, духовно-нравственного развития, формирования личности и российской гражданской идентичности обучающихся.
Определяя личностные характеристики и компетенции выпускников, стандарты подчеркивают необходимость осознания и принятия целого ряда ценностей.
Таким образом, антропологический контекст ФГОС и профессионального стандарта педагога ставят серьезные аксиологические задачи перед нами в рамках единого образовательного пространства ЗАТО.
Кафедра теологии СарФТИ разрабатывает проект «Аксиологическая безопасность в ЯОК и ЯЭК» с 2007 г. Модернизация требует ценностной мобилизации, особенно в условиях современного демографического кризиса. Требования, предъявляемые к подготовке кадров для ЯОК и ЯЭК сегодня, предполагают не только высокий уровень научно-технического образования. В современной России одним из важнейших направлений в развитии атомной отрасли становится социальное строительство, то есть, целенаправленное формирование социального слоя специалистов с высоким творческим потенциалом и устойчивыми позитивными ценностными ориентациями.
Концепция аксиологической безопасности рассматривается как основа социализации будущих работников атомной отрасли и ответственных граждан России и состоит из двух содержательных направлений: духовное наследие отечественной культуры (Православный Саров) и нравственное наследие советского атомного проекта (Саров - Ядерный центр России). Образовательный процесс по гуманитарным и социальным наукам построен на основе данной концепции.
Говоря о подготовке будущих работников атомной отрасли, нужно иметь ввиду, что 48 процентов молодых специалистов, принятых во ВНИИЭФ за последние 10 лет, – это выпускники нашего ВУЗа.
Некоторые примеры нашей работы.
В рамках проекта «Ядерный университет и духовное наследие Сарова» проведено 11 научно-исследовательских студенческих конференций по гуманитарным и социальным наукам, в которых приняли участие более 700 студентов, более 150 команд. В ходе подготовки конференции на протяжении семестра команды студентов готовят на конкурс доклады и презентации. Работы выполняются на основе встреч и интервью с учеными ядерного центра, ветеранами атомной отрасли, священниками, специалистами в разных областях, горожанами.
Важными событиями в жизни института стали встречи студентов и преподавателей с митрополитом Нижегородским и Арзамасским Георгием.
Коллеги, меня попросили рассказать о результатах нашей работы. О проблеме и возможности воспитания патриотов и граждан страны. Хочу сказать честно, что однозначных рецептов у меня нет. Мы все педагоги и знаем, что результаты нашего труда проявляются через годы. Их трудно измерить в простых и бесспорных цифрах. Но все же можно попытаться. На этом слайде показаны результаты опроса студентов 3 курса нашего института. 80 процентов из числа этих молодых людей планируют жить и работать в Сарове.
На следующем слайде мы видим, что большинство наших студентов осознает важность семейных ценностей. Я надеюсь, что это на самом деле так - и сегодня, и в будущем.
Безусловно, это результат работы всей образовательной системы нашего города и семейного воспитания. Но уместно отметить, что в нашем вузе обучаются и иногородние студенты, и количество иногородней молодежи с каждым годом растет.
Вместе с тем, хотелось бы особо подчеркнуть: результаты нашей работы по воспитанию подрастающего поколения, незаметные в настоящем, становятся заметными пусть в далеком, но все-таки вполне обозримом будущем. Но плоды отсутствия этой работы непременно проявятся и в нашем сегодня, и в нашем общем будущем завтра, причем в самом ближайшем!
Отсутствие воспитания делает возможным манипулирование общественным сознанием. Многие эксперты сегодня говорят о 21 веке как о веке аксиологических, информационных, психологических, религиозных войн, подчеркивая, что основой национальной безопасности в современном мире является система духовно-нравственных ценностей. И подтверждение этому мы видим сегодня каждый день в новостях. Коллеги-историки, да, думаю, и не только они, знают о ситуации с исторической наукой и преподаванием истории на Украине. Горькие плоды и результаты этого мы видим.
В связи с вышесказанным, хотелось бы поделиться некоторыми аксиологическими выводами.
Ценности невозможно выучить, их надо осознать и принять. В процессе осознания и принятия важно учитывать следующее:
ГЛАВНОЕ: не просто ценности, а система ценностей. Ценности по отдельности не «работают», важна система – иерархия, нужно уметь верно расставлять приоритеты. Умение верно расставлять приоритеты – это духовное умение. Духовность – это направленность, духовность определяет, к чему мы стремимся, что для нас важно.
Система ценностей транслируется через личное, живое общение, поэтому, например, общение со значимыми взрослыми имеет очень важное значение для молодежи.
Освоение ценностей происходит в ходе со-бытия, получения личного опыта, а не просто знакомства с правильной информацией. Нужно организовать такое событие. Результат может быть усилен командным методом работы.
При ценностном ориентировании важно также организовать аксиологический анализ, рефлексию наших ценностей.
Еще более важным вопросом является вопрос выбора системы ценностей.
Вот, например, корпоративные ценности Федерального агентства «Росатом». Безусловно, мы должны учитывать эту систему в нашей работе, я имею в виду всю образовательную систему города. Но она не может быть единственной и достаточной.
Ведь речь идет о принципиальной модернизации системы образования, в результате которой должно значительно повыситься качество образования как важнейшего фактора, определяющего в современном мире конкурентоспособность страны, общества и личности. Какое же качество образования востребовано в современном информационном постиндустриальном обществе?
Многими экспертами отмечается новая антропологическая парадигма – смена ценностей выживания ценностями саморазвития. При этом подчеркивается, что творчество как тип деятельности в своих мотивациях привязано к духовной составляющей личностного бытия, в отличие от труда. Хочу подчеркнуть, что русская культура была всегда ориентирована на духовные ценности, нам всего лишь надо обратиться к отечественной культурной традиции. Образование в русской культуре всегда рассматривалось как духовная ценность, как фактор самосовершенствования. Сейчас это понимание, к сожалению, не доминирует в нашем обществе. Нет стремления к самосовершенствованию, нет стремления к образованию как одному из важнейших факторов самосовершенствования. Над этим нам предстоит работать в соответствии с требованиями ФГОСов. Потребности развития про-инновационных, креативно-ориентированных направлений в обучении требуют соответствия образовательной деятельности новому социально-педагогическому идеалу формирования личности, а не человека-функции. А формирование личности невозможно без верного выбора систем ценностей.
ФГОСы направлены на формирование российской гражданской идентичности. Это очень важно. Это ориентация на преодоление глубокого идентификационного кризиса в нашем обществе, обусловленного особенностями запаздывающей модернизации, постсоветским наследием, сложностями транзитивного общества, процессами глобализации и другими причинами. Идентификационный кризис – это кризис личности, препятствующей формированию эффективной мотивации личности и разрушающий общество. Для успешного развития общества важна единая система ценностей, не единственная и однозначная, а единая, то есть имеющая единые системообразующие приоритеты. Когда у каждого свои ценности, это разрушает общество, нацию, страну.
Гражданственность – это комплекс систем ценностей. Среди них нужно выделить две: духовно-нравственную и историко-культурную. За основы этих составляющих мы в своей работе берем культурное наследие Сарова: духовное наследие православного Сарова и нравственное наследие атомного Сарова. Именно этот выбор помогает осваивать высокие духовно-нравственные ценности, патриотизм, формировать высокую профессиональную мотивацию. Два небольших примера.
Всем нам хорошо известны слова преподобного Серафима Саровского «Радость моя! Стяжи дух мирен и тысячи вокруг тебя спасутся!». В этих словах и богословие, и социология, и психология, и геополитика. А главное - личный опыт как доказательство возможности реализации высоких духовных ценностей в нашей жизни.
Другой личный опыт – принцип Юлия Борисовича Харитона: мы должны знать в 10 раз больше того, что мы делаем. Вот пример восприятия знания как ценности, а не только как инструмента для решения сиюминутных задач.
К сожалению, в рамках короткого доклада невозможно рассмотреть подробно все аксиологические аспекты ФГОС. Вопрос о воспитательных стратегиях, которые наиболее эффективно реализуют социокультурный потенциал образования, обладает в нашем обществе острой дискуссионностью. Но мне хотелось обратить ваше внимание на воспитательные принципы и практики, имеющие вековые традиции и определенные достижения. Формирование духовно-нравственных ценностей личности - процесс сложный, комплексный и длительный, требующей внимания и деликатности со стороны педагога, это процесс диалога. А, следовательно, педагог тоже должен иметь эти духовно-нравственные ценности и понимать основные закономерности формирования аксиосферы личности. На решение этих задач направлены проекты кафедры – курсы повышения квалификации и городские конференции.
В заключении хочу поздравить всех с началом очередного учебного года и пожелать здоровья и благополучия!
Спасибо за внимание!
Твитнуть | Нравится | 0 |
При использовании любых материалов ссылка (гиперссылка) на сайт Православный Саров обязательна