24 ноября 2013 года
Духовно – нравственный вакуум как одна из причин разрушения межэтнических отношений
Т.И. Чиркова
НГПУ им К. Минина, Н. Новгород
В истории государства Российского межэтнические отношения (МО) претерпевали драматические периоды обострения и периоды относительного спокойствия. Современное состояние теоретической и практической разработки проблем МО характеризуется довольно противоречивыми тенденциями. С одной стороны, признанием чрезвычайной актуальности их решения и многообразием направлений практико-ориентированных исследований[1], а с другой – теоретическая неопределенность, недостаточная систематизация методологических основ изучения МО, в частности, не реализуется принцип фокусирования методологического анализа проблем МО в ракурсе и контексте исторического момента.
Ситуационно-исторический методологический анализ предполагает отражение всесторонней, объективной истории, причин возникновения противоречий в МО современного мира, ошибок, иллюзий и заблуждений в их решении, а так же и предвидение перспектив будущего их состояния. Такой анализ должен быть философским, социологическим, культурологическим, особенно в кризисные периоды; использоваться средства умозрения широкие, антропологические; общий взгляд на мир и на человека в этом мире. Методологический анализ проблем МО в психолого-педагогических науках и практиках должен быть стратегическим, а не только констатирующим, или прогнозирующим тенденции развития, но раскрывающим активную позицию в решении задач научных, теоретических и эмпирических исследований [11].
Следует сразу же отметить, что решение проблем нормализации МО должно осуществляться на всех уровнях социальных структур, причем каждый из них реализует свои функции и возможности. И только единство и теснейшая (синергическая) их взаимосвязь может дать эффективные позитивные результаты. Что касается системы образования, то ей принадлежит особая роль в решении этой проблемы. Сегодня всем очевиден запрос общества на повышение качества духовно-нравственного воспитания всех субъектов образовательного пространства. В Национальной доктрине образования РФ сформулированы задачи, стоящие перед системой образования: «Обеспечение исторической преемственности поколений, сохранения, распространения и развития национальной культуры, воспитание патриотов России, граждан правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности и обладающих высокой нравственностью».
Понятие «духовно-нравственное» развитие широко употребляется в характеристиках личности, воспитании, поведении, в оценке всех видов деятельностей человека. Сущность этого понятия составляют два теснейшим образом взаимосвязанных конструкта: «духовность» и «нравственность».
Под «духовностью» понимается состояние человеческого самосознания, которое находит свое выражение в мыслях, словах и действиях, представляет собой внутренние, особые качества, которыми руководствуется человек - этические нормы, правила поведения. Как видим, в этом определении понятия «духовность» и «нравственность» во многом перекликаются.
Суть нравственного – то, что считается «добром», самый важный и существенный фактор общественной жизни, общественного развития и исторического прогресса. Понятия «нравственность и мораль часто рассматривают как синонимы. В какой-то мере это правомерно, но между этими понятиями существуют и определенные различия. Мораль - это добровольное самодеятельное согласование чувств, стремлений и действий членов общества с чувствами, стремлениями и действиями сограждан, их интересом и достоинством. Мораль зависит от конкретных условий жизни различных слоев общества. Меняется форма общественного устройства, меняется и мораль. Нравственность отражает общечеловеческие ценности, остается вечной категорией, определяющей аспекты культуры, дающей общее основание человеческой деятельности личности и общества в целом.
Анализ некоторых причин разрушения межэтнических отношений в современном мире
Спектр этих причин настолько многообразен, что не представляется возможным даже контурно их все обозначить, поэтому ограничимся кратким анализом только некоторых психологических причин, прекрасно осознавая и признавая значимость социально-экономических, политических, культурных, религиозных причин, приведших современное состояние МО в мире к границам крайней опасности.
Исторические факты и реалии современности убедительно доказывают, что разрушение нравственности приводит к распаду, дезинтеграции общества, к кризисам не только в сфере социальных отношений, но и экономических, политических. Поэтому общественные и нормативно-правовые структуры стремятся регулировать, нравственность через социальные интеграторы, посредством различного рода социальных институтов, через защиту ценностей культуры [6,5,9,11]. Отсутствие или слабость этих механизмов лишает общество возможности защищать нравственность от отдаленных и скрытых угроз, уязвимости неожиданными опасностями, от дезорганизации и распада.
В тех социальных сообществах, где нравственные основания переживают длительный кризис, особенно отягощенный межнациональным расколом, нравственный аспект культуры находится в постоянном состоянии риска. Толчком к смене нравственных идеалов может быть рост дискомфортных состояний большинства членов сообщества, вызванных материально-бытовыми, экономическими, юридическими условиями; недоброжелательными межличностными, производственными отношениями; неудовлетворенностью в реализации своего творческого потенциала и т.д. и т.п. Все это - значимые причины разрушения духовно-нравственной сферы человека.
В контексте обсуждения психологических причин разрушения МО представляется важным выделение закономерностей действия вакуума в конструкте духовно-нравственного личностного развития. Термин «духовный вакуум» (от лат. vacuum - пустота) употребляется для обозначения кризиса социальной и национально-культурной идентичности, национального самосознания, сопровождаемый чувством тревоги, страха, ощущением обреченности, "бездомности" «опустошенности» и потерянности человека в мире. Этот термин широко используется в социологии, психологии, педагогике, культурологии, различных религиозных учениях и духовных практиках[2]. Духовно - нравственная пустота человека сравнима с картиной зарослей бурьяном, чертополохом некогда плодородной пашни. «Природа не терпит пустоты». На месте всего, что разрушилось, всегда появляется нечто новое. Оно может быть либо позитивным, либо негативным[3]. Сила, направленность разрушения подчиняется законам управления[4] и самоуправления.
Особое место в разрушении структуры духовно-нравственного развития человека и человечества в целом занимает отношение к детям, женщине, материнству[5]. В национальных культурах, в различных религиях по существу есть много общего в этом плане. В норме, на глубинном уровне – это отношение гуманное, ценностное, составляющее сущность продолжения рода человеческого. (Невозможно представить более жуткой картины хаоса и разрушения, что будет со всеми человеческими достижениями в науке, техническом прогрессе, в цивилизации через сто лет, если женщины всего мира вдруг перестанут рожать детей!). Не случайно, разрушительные технологии, направленные на переустройство Мира, мощно используют разрушение нормы детородной функции человека. (Это и технологии «сексуальных революций»; и усиленная пропаганда представлять сексуальную патологию, отклонения как норму; и одобрение добрачных связей, абортов; разрушение многовековых традиций девственности и т.д. и т.п.). Ошибки (случайные, а иногда и специально создаваемые) решить проблему полового воспитания молодежи обернулись демографической проблемой. Пустота нравственно-духовных ценностей заполнилась вседозволенностью, распущенностью и стала угрозой разрушения государств[6].
Принципы духовно-нравственного воспитания
С позиций психологических закономерностей поведение человека, его формы активности или пассивности, уровни осознанности и понимания не являются простыми кальками отражения внешнего мира. Основной закон, сформулированный в отечественной психологии, гласит: «Все внешние воздействия преломляются через внутреннюю среду»[7]. Следовательно, в решении проблем отношений между людьми условно можно выделить два взаимосвязанных и находящихся во взаимном дополнении направления. Первое - государственное нормативно-правовое управление политическими, экономическими процессами. Второе – целенаправленное психологическое воспитание[8], подготовка людей к адекватному, полноценному восприятию окружающих событий и осуществлению продуктивной, без конфликтов коммуникативной деятельности в полиэтнической среде [10].
Важнейшим законом нравственного становления является трансформация любых социальных явлений (позитивных или негативных) в сознании человека и поведении, которые приобретают самостоятельность и автономность во внутреннем мире человека, раскрывая его индивидуальность и неповторимость. Но это только при условии его максимальной активности, «работы души» над самим собой, «присвоение»[9] нравственных норм поведения и взаимоос другими людьми. Если этого не произойдет, то человек будет, в лучшем случае, просто знать, но не руководствоваться в своей жизни этими знаниями. «Нравственный человек, поступает так, а не иначе, не из-за страха наказания, или выгоды. Он поступает так, потому, что не может поступить иначе».
Для духовно-нравственного развития личности важно, чтобы внешний план морали стал внутренним, принятым образцом его жизни. Основу этого составляет - оптимальная активная социализация, глубокое познание человеком социального пространства, овладение умениями межличностного общения, приобретение нравственных качеств поведения.
Список использованной литературы
10. Уруджева, И. Ш. Межэтническая толерантность и позитивная этническая идентичность как условия успешной адаптации мигрантов к новой социокультурной среде // Вестник Высшей школы «Алма Матер». — 2013. — №3 — С. 35—39.
11. Чиркова, Т. И. Психология разрушения: контуры методологического анализа // М. : Известия РАО, 2012. № 3. С. 99-106.
12. Щюре, Э. Великие посвященные. Очерк эзотеризма религий. Второе исправленное издание. Репринтное воспроизведение издания 1914 г. Совместное советско-канадское предприятие СП «Книга-Принтшоп», 1990. - 419 с.
© Чиркова Т.И., 2013
Сведения об авторе
|
Участник |
Чиркова Тамара Ивановна |
|
Город |
Нижний Новгород |
|
Место работы |
Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина (НГПУ им. К. Минина) |
|
Должность |
Профессор кафедры социальной и организационной психологии НГПУ им. К Минина |
|
Ученая степень, звание |
Доктор психологических наук, профессор. |
|
Название доклада |
Духовно – нравственный вакуум как одна из причин разрушения межэтнических отношений |
|
Контакты: |
(831) 439-01-47 |
[1] Много исследований посвящено изучению проявлений межэтнической толерантности/интолерантности, а также взаимосвязанных с ними личностны качеств [4, 10]. В настоящее время противоречивая сложность и острота межнациональных отношений поставила эту проблему в ранг государственной безопасности.
[2] Куфар — Куфр (от араб. ??? сокрытие) в исламе неверие, отсутствие нравственного стержня, духовный вакуум, приводящий к саморазрушению личности и общества. Куфр означает рабство стереотипам и неспособность принять чудеса Бога [Википедия].
[3] Из истории можно привести массу примеров. Например, Э. Шюре так описывает гибель Римской империи. «Вместе с цезарями, наследница Вавилона, Римская Империя, налагает руку на весь мир. И во что обращается римская государственность? Правящая власть уничтожает всякую общественность» создает военную диктатуру в Италии; вызывает лихоимство своих представителей и ростовщиков в провинциях. Победоносный Рим ложится вампиром на труп античного мира. И вот при ярком дневном свете развертывается римская оргия с ее вакханалией разврата, пороков и торжеством преступлений… Она выступает с похотливыми пародиями на мистерии; она завершается римским цирком, где дикие звери бросаются на обнаженных девственниц, мучениц за веру, при громких криках восторга двадцатитысячной толпы…» [12, С. 345-346].
[4] Сейчас в разрушении государственных, экономических, политических систем используются разные технологии, но наибольшей популярностью пользуется технология «управляемого хаоса» [Кара-Мурза].
[5] У французов есть поговорка: «Если жизнь женщины до сорока лет не заполнится детьми, то потом она заполнится химерами». Только духовно-нравственная пустота может породить использование мата, содержание слов, которых имеет в своей основе самое святое слово для человека – Мать. Негативное воздействие мата оказывает воздействие не только на того, кто произносит, но и на всех тех, кто его слышит, находясь вблизи.
[6] Это проблема нехватки трудовых ресурсов, а, следовательно, нерегулируемые эмиграционные потоки. Безлюдность обширнейших районов Сибири и Дальнего Востока, на стратегических картах которых иногда отмечается вместо населенных пунктов «зимовье, изба, сарай».
[7] А.М Горький написал: « В мерзостях человеческой жизни, я сумел сохранить чистую душу».
[8] Святитель Феофан Затворник - «Воспитание из всех святых дел – самое святое». Воспитание души подчиняется другим законам в сравнении с питанием тела. Но есть и нечто общее. Например, «пища» должна быть непременно доброкачественной; процесс питания – осуществляется успешно только при максимальной активности самого субъекта; по уровню развития личности «питание» должно регулироваться сознательно и произвольно, упорядоченно и систематически и т.д.
[9] Термин «присвоение опыта», введенный в психологию развития личности Л.С. Выготским, означает, что нельзя человеку просто передать социальный опыт. Его только можно присвоить путем собственного переживания, понимания, осмысления, признания его значимости, включения в структуру смысложизненных ориентаций.
Твитнуть | Нравится | 0 |
При использовании любых материалов ссылка (гиперссылка) на сайт Православный Саров обязательна