Православный Саров

Подписаться на RSS-поток

Духовное наследие преподобного Серафима Саровского

16 мая 2013 года

Введение

 О преподобном Серафиме Саровском почти каждый знает с  самого детства, он  явил всем нам образ любви Христовой ко всем людям, излечивая  их телесные и душевные раны.

Мы выбрали тему «Духовное наследие преподобного Серафима Саровского» потому, что мы задумались о простых, на первый взгляд, вещах. Старец доступным языком рассказывал о Боге, о поступках, о жизни человека. Он не заставлял людей, а подводил их к правильному решению.  Нам кажется, слова преподобного проникают  прямо в душу и оставляют тепло и свет в наших сердцах. Актуальность темы безусловна: нашему обществу не хватает хороших людей, а так же  умных и вдумчивых поступков.

 Духовность

В современном мире так не хватает добрых дел, слов, мыслей. Многие люди не понимают, что для жизни в нашем мире не нужно лжи, зависти и лести; необходимо понимать, что лишь добро, ответственность, взаимопомощь сделают нас счастливее. Воспитывать разумное, доброе, вечное, духовное  в человеке необходимо с самого рождения. Что же такое духовность? Духовность – это то, что соединяет нас  с Богом по учению Русской Православной Церкви. Изначально это слово имело только церковный смысл: говорить о духовности – значило говорить о Духе Святом. Исходя из этого, можно с уверенностью сказать об огромной роли  церкви в воспитании духовности. В православии много великих имен. Зачастую это простые люди, которые не совершали громких деяний, но вся их жизнь есть пример христианской добродетели. Одним из таких людей был преподобный Серафим Саровский.

Житие преподобного Серафима Саровского

Преподобный  Серафим Саровский (в миру — Про?хор Исидо?рович Мошни?н) — иеромонах Саровского монастыря, один из наиболее почитаемых русских святых. Основатель и покровитель Дивеевской женской обители. Прославлен Российской церковью в 1903 по инициативе царя Николая II.

Отец Серaфим родился в 1754-м году, 19-го июля, и нaречён Прохором. Родиной его был губернский город Курск, где отец его, Исидор Мошнин, имел кирпичные зaводы и зaнимaлся в кaчестве подрядчикa постройкой кaменных здaний, церквей и домов. Зa десять лет до смерти своей он взялся построить в Курске новый хрaм во имя преподобного Сергия по плaну знaменитого aрхитекторa Рaстрелли. Впоследствии, в 1833 году, этот хрaм сделaн был кaфедрaльным собором. В 1752-м году состоялaсь зaклaдкa хрaмa, и, когдa нижняя церковь, с престолом во имя преподобного Сергия, былa готовa в 1762-м году, блaгочестивый строитель скончaлся. Передaв всё своё состояние доброй и умной жене Агaфии, он поручил ей довести дело построения хрaмa до концa. Агaфия Мошнинa в течение многих лет продолжaлa постройку Сергиевской церкви и лично нaблюдaлa зa рaбочими. В 1778-м году хрaм был окончaтельно отделaн, и исполнение рaбот было тaк хорошо и добросовестно, что семейство Мошниных приобрело особое увaжение между жителями Курскa. После смерти отцa Прохора воспитывaлa боголюбивaя, добрaя и умнaя мaтушкa, которaя училa его примером своей жизни, проходившей в молитве, посещении хрaмов и в помощи бедным. Что Прохор был избрaнником Божиим от рождения своего - это видели все духовно рaзвитые люди, и не моглa не почувствовaть блaгочестивaя его мaть. Тaк, однaжды, осмaтривaя строение Сергиевской церкви, Агaфия Мошнинa ходилa вместе со своим семилетним Прохором и незaметно дошлa до сaмого верхa строившейся тогдa колокольни. Отойдя вдруг от мaтери, быстрый мaльчик перевесился зa перилa, чтобы посмотреть вниз, и, по неосторожности, упaл нa землю. Испугaннaя мaть в ужaсном виде сбежaлa с колокольни, вообрaжaя нaйти своего сынa рaзбитым до смерти, но, к нескaзaнной рaдости и величaйшему удивлению, увиделa его целым и невредимым. Дитя стояло нa ногaх. Мaть слёзно возблaгодaрилa Богa зa спaсение сынa и понялa, что сын Прохор охрaняется особым Промыслом Божиим. Через три годa новое событие обнaружило ясным обрaзом покровительство Божие нaд Прохором. Ему исполнилось десять лет, и он отличaлся крепким телосложением, остротою умa, быстрою пaмятью и, одновременно, кротостью и смирением. Его нaчaли учить церковной грaмоте, и Прохор взялся зa дело с охотою, но вдруг сильно зaболел, и дaже домaшние не нaдеялись нa его выздоровление. В сaмое трудное время болезни, в сонном видении, Прохор увидел Пресвятую Богородицу, которaя обещaлa посетить его и исцелить от болезни. Проснувшись, он рaсскaзaл это видение своей мaтери. Действительно, вскоре в одном из крестных ходов несли по городу Курску чудотворную икону Знaмения Божией Мaтери по той улице, где был дом Мошниной. Пользуясь этим случaем, Агaфия вынеслa больного сынa нa двор, приложилa к чудотворной иконе и поднеслa под её осенение. Зaметили, что с этого времени Прохор нaчaл попрaвляться и скоро совсем выздоровел. Тaк исполнилось обещaние Цaрицы Небесной. Выздоровев, Прохор продолжaл успешно своё учение, изучaл Чaсослов, Псaлтирь, научился писaть и полюбил чтение Библии и духовных книг. Нa семнaдцaтом году жизни нaмерение остaвить мир и вступить нa путь иноческой жизни созрело в Прохоре. В 1776 году он совершил паломничество в Киев в Киево-Печерскую лавру, где старец  Досифей благословил и указал ему место, где он должен был принять послушание и постриг — Саровскую пустынь. В 1786 году Прохор принял монашество. А через восемь лет, имея склонность к уединению, стал жить в лесу в келии в пяти километрах от монастыря. В качестве аскетических подвигов и упражнений носил одну и ту же одежду зимой и летом, сам добывал себе пропитание в лесу, мало спал, строго постился, перечитывал священные книги ежедневно, подолгу молился. Около келии отец Серафим развёл огород и устроил пчельник. Однажды на протяжении трех с половиной лет аскет питался только травой снытью. Позднее тысячу дней и тысячу ночей Серафим провел в подвиге столпничества на каменном валуне. Некоторые из приходивших к нему за духовным советом видели огромного медведя, которого преподобный кормил хлебом с рук. Из более драматичных событий известен случай с разбойниками. Согласно житию, некие разбойники, узнав, что к Серафиму часто приходят богатые посетители, решили ограбить его келью. Застав его в лесу во время ежедневной молитвы, они избили его и обухом топора проломили ему голову, причём святой не сопротивлялся, несмотря на то, что был в то время молодым и сильным человеком. В его келии разбойники ничего для себя не нашли и удалились. Преподобный чудом вернулся к жизни, однако после этого случая навсегда остался сильно сгорбленным. Позже эти люди были пойманы и опознаны, но отец Серафим простил их; по его требованию они были оставлены без наказания. В 1810 году он возвратился в монастырь, но ушёл в затвор. После окончания затвора принимал многих посетителей из монашествующих и мирян, имея, как сказано в житии, дар прозорливости и исцеления от болезней. Ко всем приходящим к нему обращался словами «Радость моя!», в любое время года приветствовал словами «Христос воскрес!». В 1831 году святой сподобился видения Богородицы в окружении святого Иоанна Крестителя, апостола Иоанна Богослова и 12 дев. Скончался батюшка Серафим в 1833 году в Саровском монастыре в своей келии во время коленопреклоненной молитвы.

Духовное наследие преподобного Серафима Саровского

Вся жизнь Старца – следование Заветам Божьим. Преподобный Серафим  является примером высокой духовности.  Он наставляет и нас на путь духовной нравственности.

О духовном наследии преподобного Серафима Саровского мы можем узнать из двух основных источников: «Духовные наставления Преподобного Серафима мирянам и инокам» и беседа  Преподобного  с Н.А. Мотовиловым, записанная по настоянию Старца. В разных источниках упоминается от 30 до 40 кратких духовных наставлений, которые затрагивают различные  сферы жизни. С большой мудростью и человеколюбием преподобный Серафим Саровский рассуждает о вере в Бога, о страхе Божьем, о молитве, о слезах, о болезнях, о милостыни, о надежде и других темах. Язык наставлений прост, Старец изъясняется доступно и весьма образно.

В разговоре о Боге Старец говорит: «Где Бог, там нет зла. Все происходящее от Бога мирно и полезно и приводит человека к смирению и самоосуждению».

Как войти в духовный мир и приблизиться к Богу? Приходившим к нему людям батюшка Серафим говорил: «Радость моя, молю тебя, стяжи Дух Господень, и тысячи вокруг тебя спасутся».

В современном мире у большинства  людей основным смыслом жизни является накопительство, а Старец напоминает, что « Излишнее попечение о вещах житейских свойственно человеку неверующему и малодушному», «устраивание» себя и своих близких в лучшие условия. Часто слышна фраза: «Сильнее любить тебя можешь только ты сам». Все эти действия разрушают нашу душу, потому что мы забываем о ближнем, забываем о Боге. Преподобный Серафим Саровский  говорил: «Кто любит себя, тот любить Бога не может».

Народная мудрость гласит: «Обращайся с другим так, как хочешь, чтобы обращались с тобой». Батюшка Серафим советовал: «С ближними надобно обходиться ласково, не делая даже и видов оскорбления. Когда мы отвращаемся от человека или оскорбляем его, тогда на сердце нашем как бы камень ложится».

Как же вырасти духовным человеком? И на этот вопрос Преподобный Серафим Саровский дает ответ: «Для сохранения мира душевного также всячески должно избегать осуждения других.  Признак духовной жизни есть погружение человека внутрь себя и сокровенное делание в сердце своем». Хочется верить, что мы идем по дороге к Богу и  вырастим, действительно, духовными людьми. Что уйдут из нашей жизни злоба, зависть, себялюбие. А в дом придет покой, счастье, мир – Бог. Неоценима жизнь Преподобного Серафима Саровского.  Его наставления это не назидательный документ, а великая мудрость духовной жизни.

Духовное наследие Преподобного Серафима и новомученики ХХ века

Преподобный Серафим, явив образец смирения и терпеливого несения скорбей, особенно почитался многими новомучениками XX века, канонизированными Русской Православной Церковью. Именно Преподобный Серафим предсказал эпоху гонений на Церковь Христову, множество мучеников и исповедников, и его незримое присутствие укрепляло их в подвигах и мученической смерти.

Наиболее известно имя священномученика митрополита Серафима Чичагова (в миру - Леони?д Миха?йлович Чичаго?в), который избрал своим небесным покровителем в монашестве преподобного Серафима, сделав очень много для его прославления. По окончании работы над «Летописью Дивеевского монастыря», архимандрит Серафим (Чичагов) удостоился видения преподобного Серафима. Не оставлял преподобный Серафим священномученика Серафима Чичагова и в годы гонений.

Владыка Серафим неоднократно подвергался арестам. В апреле 1923 года митрополит Серафим после освобождения из ссылки получил разрешение вернуться в Москву. В этот период он не принимал участия в церковном управлении и входил в группу духовенства, объединившуюся вокруг Даниловского монастыря, которую иногда называют «даниловской оппозицией» или «даниловским синодом». В этом монастыре жил духовник митрополита Серафима - архимандрит Георгий Лавров. В группу, помимо митрополита Серафима, входили: архиепископ Феодор Поздеевский, епископ Филипп Гумилевский, епископ Гурий Степанов, епископ исповедник Амвросий Полянский, сщмч. Николай Добронравов, епископ Парфений Брянских, архиепископ Пахомий Кедров.

В Даниловском монастыре преподобный Серафим пользовался особым почитанием. В дни его памяти 15 января и 1 августа совершались архиерейские богослужения. 16 апреля 1924 года были арестованы глава «даниловского синода» архиепископ Феодор Поздеевский и митрополит Серафим. В следственном деле говорится: «гр. Чичагов Леонид Михайлович был арестован секретным отделом ОГПУ по имеющимся материалам: в 1903 году Чичагову было поручено руководство и организация открытия мощей Серафима Саровского...». Митрополиту Серафиму пришлось давать показания о событиях 1903 года. Через три месяца он был освобожден.

Он хотел поселиться в Дивеевском монастыре, но игумения Александра Траковская ему в этом отказала. С 1928 по 1933 годы владыка занимал Ленинградскую кафедру, а после ухода на покой жил в Подмосковье на ст. Удельная. Здесь его часто посещал митрополит Алексий (Симанский), будущий патриарх, который также с особым почитанием относился к преподобному Серафиму. Во время очередной волны репрессий священномученик  Серафим (Чичагов) был вновь арестован. 11 декабря 1937 года он был расстрелян и захоронен на полигоне в Бутово.

Список литературы

 

1)Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря. Составитель - архимандрит Серафим (Чичагов). Дивеево, 2003.

2) Серафим Саровский. Задушевное слово о великом подвижнике земли русской.  «Голос-Пресс», М., 2002.

Скачать презентацию

Нравится 0

При использовании любых материалов ссылка (гиперссылка) на сайт Православный Саров обязательна

Write a comment

  • Required fields are marked with *.

If you have trouble reading the code, click on the code itself to generate a new random code.