Православный Саров

Подписаться на RSS-поток

Доклад О.В.Савченко "Молодежь ХХI века: духовно-нравственные ценности и ориентиры"

22 апреля 2013 года

Молодежь ХХI века: духовно-нравственные ценности и ориентиры

Современный период в российской истории и образовании – время смены ценностных ориентиров. В 90-е гг. прошлого столетия в России произошли как важные позитивные перемены, так и негативные явления, неизбежные в период крупных социально-политических изменений. Эти явления оказали отрицательное влияние на общественную нравственность, гражданское самосознание, на отношение людей к обществу, государству, закону и труду, на отношение человека к человеку. Это сделало очевидным для многих понимание того, что духовно-нравственное состояние общества является одним из важнейших факторов развития общества и страны. От того, какие ценности мы сформируем сегодня у нашей молодежи зависит наше будущее

На прошлой неделе, 11-12 апреля у нас в Сарове прошла Пятая ежегодная городская конференция «Земля Серафима Саровского: традиционные ценности в современном мире». Работа конференции и обмен мнениями, показывают, что мы все идем медленно, но в одном, верном направлении.

Новые ФГОСы ставят перед российским образованием в целом вопросы ДНВ подрастающего поколения. Нам надо воспитывать личность, а не только профессионала и уж тем более, не только потребителя.

Надо отметить, что формирование системы ценностей у каждого человека происходит на протяжении всей жизни. Л.С. Выготский подчеркивал, что: «Переоценка ценностей – есть основной момент при переходе от возраста к возрасту». Поэтому вопрос о духовно-нравственных ценностях и ориентирах важен для всех нас.

Вопрос этот о том, какую именно систему ценностей выбрать. На что ориентироваться? Сегодня под духовно-нравственными ориентирами понимается многое: и милосердие, и адекватность самооценки, и уважительное отношение к честному труду, и умение выстраивать взаимоотношения с другими людьми, доброжелательность, независтливость, неконфликтность, трудолюбие, развитое чувство эмпатии, патриотизм и т.д. И это все хорошо, и мы все работаем над формированием этих ценностей у наших подопечных.

У нас, на кафедре теологии Саровского физико-технического института Национального исследовательского университета «МИФИ», накоплен определенный опыт, которым хотелось бы поделиться.

О кафедре:

Создана в 2001 г.

2007 – 20 выпускников-специалистов

С 2009 г. – четыре набора курсов повышения квалификации для педагогов города «Педагогический потенциал духовно-нравственных ценностей отечественной культуры» - 320 человек

Ежегодная конференция – Православное лето с 2005

Ежегодная конференция – Земля Серафима Саровского  с 2009

2007-2012-2017 – Соглашение между Нижегородской епархией, администрацией города и СарФТИ НИЯУ МИФИ. В рамках этого Соглашения работает Координационный совет: председатель – зам. главы города по социальной политике А.Г. Александрова с 2012, Ответственный секретарь – О.В. Савченко.

Информацию о нашей деятельности вы можете найти на сайте - pravsarov.su

Поскольку я еще являюсь доцентом кафедры философии и истории, то это позволяет мне проводить студенческие конференции по истории и социологии. На данный момент прошло пять конференций. Три по социологии: Россия – 2030, Ядерный университет и духовное наследие Сарова к 60-летию СарФТИ, 70-летию МИФИ), Личность, свобода, ответственность в эпоху высоких технологий, и две по истории: Советский проект: за и против, Русская интеллигенция: за и против. На следующей неделе 23 и 24 апреля пройдет Третья студенческая конференция по истории – Ядерный университет и духовное наследие Сарова, посвященная знаменательным датам этого года: 110-летию прославления преподобного Серафима Саровского, 110-летию со дня рождения И.В. Курчатова, 110-летию со дня рождения А.П. Александрова, 100-летию со дня рождения В.А. Цукермана, 60-летию испытания первой водородной бомбы РДС-6с. Конференция проходит в виде конкурса команд:  студенты готовят доклады с презентациями. Проведение конференций позволяет студентам обобщить свои работы, представить результаты исследований: работу по созданию генеалогических деревьев своего рода, интервью с ветеранами Великой Отечественной войны, с ветеранами атомной отрасли, социологические опросы, аксиологические практикумы.

В своей работе мы опираемся на обе составляющие духовного наследия Сарова: мы исследуем и православное духовное наследие Сарова, и нравственное наследие советского атомного проекта. Это, например, реализуется в рамках преподавания элективного курса «Духовно-нравственные ценности отечественной культуры». Священники Саровского благочиния проводят экскурсии по Святым местам Сарова, ветераны атомной отрасли рассказывают о своей жизни. На слайде – обложки двух книг, в выпуске которых я принимала участие. Одна посвящена Юрию Валентиновичу Мирохину (первый заместитель главного конструктора КБ-2 в 1959 - 1983), другая вышла к 80-летию Юрия Кузьмича Завалишина, бывшего директора «Авангард», а сегодня – зав. кафедрой машиностроения СарФТИ НИЯУ МИФИ.

Вся эта работа проходит в рамках проекта «Аксиологическая безопасность в ЯОК и ЯЭК». Аксиология – учение о ценностях.

Ценностное ориентирование: ценности невозможно выучить, их надо осознать и принять:

1) ГЛАВНОЕ: не просто ценности, а система ценностей. Ценности по отдельности не «работают», важна система – иерархия, нужно уметь правильно расставлять приоритеты. Ценности – это идеалы, то есть важно к ЧЕМУ стремиться, важно направление вектора системы ценностей.

2) Система ценностей транслируется через личный, живой пример, поэтому интервью с ветеранами атомной отрасли имеют очень значительные последствия, а также воспитывают интерес к другому человеку

3) Освоение ценностей происходит в ходе со-бытия, получения личного опыта, а не просто знакомство с правильной информацией. Нужно организовать такое событие. В условиях НИЯУ таким событием представляется научное исследование в рамках НИРС – интервью с ветеранами, опросы и т.д. Результат усиливается тем, что исследование проводится командным методом.

4) При ценностном ориентировании важно также организовать аксиологический анализ, рефлексию наших ценностей.

 

Хочу рассказать о двух простых и очень эффективных методах.

Мы начинаем с того, что составляем т.н. «пирамиду ценностей» каждого студента: 7-10 наиболее важных ценностей У пирамиды 2 правила: 1) на вершине пирамиды – самое главное, то, чем пренебречь мы не можем ни при каких условиях и обстоятельствах, 2) каждый следующие верхний уровень для предыдущего нижнего отвечает на вопрос «зачем». Специалисты советует анализировать свои пирамиды ценностей хотя бы раз в год, а для молодежи – раз в квартал.

Эффективен и метод аксиологического анализа деятельности. Ценности определяют наши цели, в соответствии с поставленными целями мы действуем и получаем определенный результат. Студентам дается задание заполнить таблицу на примере любого художественного произведения.

Это все очень простые и эффективные инструменты ценностного/аксиологического ориентирования, с помощью которых можно рассмотреть результаты реализации разных систем ценностей и сравнить их. Главное – дать этот инструмент молодежи, не учить их, что хорошо, а что плохо, а дать им инструмент, который они сами могут применить и получить результат.

Часто приходиться слышать: у разных людей разные ценности. Это не совсем так. У разных людей разные системы ценностей, то есть разные вещи для них важны. И поэтому нужно понимать, что наша жизнь, наши результаты зависят от того, какие у нас ценности, приоритеты, что нам важно в этой жизни.

И вот здесь очень важно, какую систему духовно-нравственных ценностей мы выбираем, чтобы верно различать Добро и Зло. Нравственность не самостоятельна, она производна от духовности, которой занимается религия. Верная расстановка приоритетов – духовное умение. Но что такое духовное? Часто за духовное принимают душевное: интеллектуальное, науку, литературу, искусство. Это неверно. Душевное не видит разницы между правым и левым, не умеет выбирать, не умеет выстраивать свою жизнь целенаправленно и эффективно. Духовное – это то, что нас связывает с Богом, внутреннее, в отличии от социального = нравственного = внешнего. Именно духовное видение позволяет различать Добро и Зло, важное и срочное.

Понять эти важные и сложные вопросы, верно выбрать нужную нам систему духовно-нравственных ценностей помогает духовное наследие преподобного Серафима Саровского.

Источники – Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря, составленная к 1896 году архимандритом Серафимом (Чичаговым) и многие другие работы.

Всем нам хорошо известны слова батюшки Серафима: «Радость моя, молю тебя, стяжи Дух Господен и тысячи вокруг тебя спасутся»

Стяжание Духа Господня – идеал духовного человека, для которого нормой является нравственное отношение к другому человеку, выраженному в словах: Радость моя!

В словах преподобного звучит: главное, первое – внутреннее, духовное, а затем внешнее, социальное.

Сегодня активно формируется концепция православной педагогики. Хочу порекомендовать книгу нашей землячки, она родом и Арзамаса, преподавателя ПСГУ Светланы Юрьевны Дивногорцевой «Духовно-нравственное воспитание в теории и опыте православной педагогической культуры».

В ней она пишет (неполная цитата): Если говорить подробнее о духовно и нравственно развитом человеке в контексте православной педагогической концепции, то его состояние, которое реально было явлено нам в образе святых, в общих чертах можно описать следующим образом: такой человек живет с ощущением своей духовной «сопричастности» к жизни окружающей его действительности, он имеет живой интерес к происходящим событиям, искренние и добрые чувства по отношению к окружающим людям, сердечные устремления к Богу, а также чувство ответственности за свои действия, слова и мысли. У него формируется отношение к себе как к сыну Божиему, призванному к участию в деле спасения мира через принятие Креста Господня. При этом духовно-нравственно развитая личность реально проявляет чувство милосердия и сострадания к ближним, поскольку воспринимает их как духовно близких людей, другой человек в этом случае приобретает для него сакральную ценность как образ и подобие Божие. Он готов непосредственно участвовать в создании семьи как «домашней церкви» и церковной общины как тела Христова. Духовно и нравственно воспитанный человек должен знать добро, любить добро, быть в состоянии творить добро. Неведение зла отсекает дурные помыслы. Такому человеку присущи необыкновенное радушие, искренняя доброта, тихость нрава. В нем во всей силе обнаруживаются плоды Святого Духа: радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание (Дивногорцева С.Ю. Духовно-нравственное воспитание в теории и опыте православной педагогической культуры. М., 2008, с.180 – 181).

Посмотрите на эту систему ценностей, на этого человека – Вы же сами скажите: да ведь это русские люди, это о русском человеке, о русской культуре. Еще Ф.М. Достоевский сказал: «Русский значит православный». И вот этот духовный стержень Православия позволял русским людям собирать другие народы, и получалась великая страны  - Россия.

Спасибо за внимание. 

Скачать презентацию

Нравится 0

При использовании любых материалов ссылка (гиперссылка) на сайт Православный Саров обязательна

Write a comment

  • Required fields are marked with *.

If you have trouble reading the code, click on the code itself to generate a new random code.