26 апреля 2012 года
Утверждаю Согласовано Согласовано
__________________ _______________ ________________
И.о. директора департамента Директор МБОУ ДПОС Помощник благочинного
образования г. Саров «Методический центр» Саровского благочиния
И.Л. Кочанков О.А. Королёва по г. Сарову протоиерей
Александр Сухоткин
Согласовано Согласовано
______________________ ____________
Председатель Международного Директор НОУРО
фонда славянской «Саровская православная гимназия»
письменности и культуры Н.В. Суздальцева
Б.С.Кондратьев
ПОЛОЖЕНИЕ
о проведении ежегодной межрайонной олимпиады
по истории русского языка
Межрайонная олимпиада по истории русского языка проходит по инициативе Департамента образования Администрации г.Сарова при участии Арзамасского отделения Международного фонда славянской письменности и культуры, Саровского благочиния, МБОУ ДПОС «Методический центр» и НОУРО «Саровская православная гимназия» в рамках празднования Дня славянской письменности и культуры.
Цель олимпиады – формирование у учащихся любви к родному языку и культуре, развитие интереса к истории русского литературного языка.
В олимпиаде могут участвовать учащиеся 5-11 классов муниципальных и негосударственных образовательных учреждений.
1.1. Олимпиадные задания готовит Оргкомитет г.Сарова в составе:
Ерин Олег Константинович – методист МБОУ ДПОС «Методический центр», куратор по взаимодействию Саровского благочиния и муниципальных образовательных учреждений.
Кондратьев Борис Сергеевич – доктор филологических наук, председатель Арзамасского отделения Международного фонда славянской письменности и культуры.
Ерина Светлана Васильевна – председатель методического объединения учителей русского языка и литературы г.Сарова.
Суздальцева Наталия Владиславовна – кандидат филологических наук, директор НОУРО «Саровская православная гимназия».
В рамках ГМО учителей русского языка и литературы г.Сарова к подготовке олимпиадных заданий могут привлекаться другие педагоги по решению Оргкомитета
1.2. Олимпиада проводится в два этапа:
1 этап - районный (городской) (очный);
2 этап - межрайонный (заочный).
1.3. Олимпиада проводится в конце апреля – начале мая в рамках празднования Дня славянской письменности и культуры. Конкретное место и время проведения 1 этапа определяется приказом районного (муниципального) департамента образования в каждом конкретном районе (городе). В Сарове муниципальный этап пройдет 26 апреля на базе МОУ СОШ № 7.
1.4. Для участия в олимпиаде образовательных учреждений, находящихся в Сарове, необходимо прислать заявку в МБОУ ДПОС «Методический центр» Ерину О.К. до 23 апреля. Для участия в олимпиаде образовательных учреждений, находящихся вне г.Сарова, необходимо прислать заявку до 23 апреля по электронному адресу sc7nvs@yandex.ru. В заявке должно быть указано количество и название образовательных учреждений, принимающих участие в олимпиаде, количество участников по каждой параллели, сроки проведения олимпиады, Ф.И.О. лица, отвечающего за проведение районного (городского) этапа, его контактные телефоны, адрес электронной почты, на который будут высылаться задания.
1.5. В каждом районе (городе), пожелавшем участвовать в межрайонной олимпиаде по истории языка, приказом (районного) муниципального департамента образования или Отдела образования Нижегородской митрополии (в случае участия негосударственных епархиальных образовательных учреждений) создается олимпиадная комиссия, отвечающая за проведение олимпиады в районе (городе), епархии. В обязанность комиссии входит: организация проведения олимпиады, проверка олимпиадных заданий, определение победителей и призеров районного (городского) этапа Межрайонной олимпиады, отправка протокола олимпиады с баллами участников и работ победителей и призеров в Оргкомитет г.Сарова не позднее 15 мая.
1.6. После получения заявки Оргкомитет высылает по указанному в заявке электронному адресу олимпиадные задания (тиражирование олимпиадных заданий производит районная (городская) или епархиальная олимпиадная комиссия). Ключи к олимпиадным заданиям высылаются на следующий день после проведения олимпиады.
1.7. Районные (городские) олимпиадные комиссии в праве самостоятельно определить количество призовых мест районного (городского), епархиального этапа. Награждение победителей и призеров районного или епархиального этапа, а также оплата работы олимпиадной комиссии осуществляется за счет средств местного бюджета.
1.8. Оргкомитет г.Сарова имеет право потребовать пересылки работ победителей районного этапа.
1.9. На основании анализа протоколов районных олимпиадных комиссий и просмотра работ победителей и призеров Оргкомитет г.Сарова определяет победителей и призеров межрайонной олимпиады, придерживаясь квоты – 10% от общего количества участников в каждой возрастной группе (1,2,3 место в 5,6,7,8,9,10 и 11 классе).
1.10. Протокол межрайонной олимпиады, подписанный всеми членами Оргкомитета, дипломы победителей и призеров, благодарственные письма от Арзамасского отделения Международного фонда славянской письменности и культуры членам олимпиадных комиссий высылаются в районы, принимавшие участие в олимпиаде, не позднее 20 мая и должны быть торжественно вручены участникам на праздновании Дня славянской письменности и культуры.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
к Положению о Межрайонной олимпиаде
по истории русского языка
Методические рекомендации
по подготовке к олимпиаде по истории языка
Оргкомитет рекомендует в качестве подготовки к олимпиаде повторить с учащимися на факультативных занятиях или посоветовать им для самостоятельного изучения следующие разделы из истории русского языка:
ПРИЛОЖЕНИЕ
Задания олимпиады делятся на три блока.
Первый блок А состоит из 10 тестовых заданий с выбором ответа. Возможные варианты заданий:
А. Беспредложный Б. Местный
В. Звательный Г. Указательный
2. Кого считают основоположником русского литературного языка?
А. Г.Державин Б. М.Ломоносов
В. А.Пушкин Г. В. Даль
Второй блок В состоит из 5 заданий с кратким ответом. Возможные варианты заданий:
Белый, бледный, бедный бес
Убежал, бедняга, в лес,
Лешим по лесу он бегал,
Редькой с хреном пообедал…
(стихотворение помогало запомнить те немногочисленные в русском языке слова, в которых писалась буква («ять»), совпадающая в произношении с буквой е).
В третьем блоке С содержится проблемный вопрос, предполагающий написание небольшого сочинения-рассуждения на лингвистическую тему (до 100 слов). Возможные варианты заданий:
1. .5-6 класс Назовите фразеологизмы, в состав которых входят названия букв кириллицы. Объясните значение нескольких из них. Пример: начинать с азов – с самого начала.
2. 7-8 класс Первоначально в кириллице было 43 буквы, а в современном русском алфавите – 33 буквы. Что произошло с нашим алфавитом за 1000 лет? Только ли он утратил буквы за это время или успел приобрести новые? Приведите примеры.
3. 9-11 класс Что может быть причиной изменений в графике, лексике, грамматике и стилистике нашего языка? Социально-исторические процессы? Государственные реформы в области языка? Или язык изменяется стихийно, по своим, никому не известным законам?
Рекомендательный список литературы
для подготовки к олимпиаде по истории русского языка
(Библиотека МОУДПОС «Методический центр» г.Саров)
Составитель: Попова Т.Г.
1. Брагина А.А.
Русское слово в языках мира: Книга для внеклассного чтения. – М.: Просвещение, 1978. – 191 с. – (Мир знаний)
2. Василенко И.А.
Историческая грамматика русского языка: Сборник упражнений: Учебное пособие для педагогических институтов. – М.: Учпедгиз, 1956. – 272 с.
3. Ветвицкий В.Г.
Современное русское письмо: Факультативный курс: Пособие для учащихся
/ В.Г. Ветвицкий, В.Ф. Иванова, А.И. Моисеев. – М.: Просвещение, 1974. – 128 с.
4. Гвоздарев Ю.А.
Рассказы о русской фразеологии: Книга для внеклассного чтения учащихся ст. кл. - М.: Просвещение, 1988. – 192 с. – (Мир знаний).
5. Дементьев А.А.
Сборник задач и упражнений по исторической грамматике русского языка: Учебное пособие для педагогических институтов. - Изд. 3-е, испр. и доп. – М.: Просвещение, 1964. – 188 с.
6. Журавлев А.П.
Звук и смысл: Книга для внеклассного чтения 8-10 кл. – М.: Просвещение, 1981. – 160 с.
7. Колесов В.В.
История русского языка в рассказах. – М.: Просвещение, 1976. – 175 с. – (Мир знаний).
8. Моисеев А.И.
Звуки и буквы, буквы и цифры…: Книга для внеклассного чтения учащихся
8-10 кл. – М.: Просвещение, 1987. – 192 с. – (Мир знаний).
9. Мокиенко В.М.
Загадки русской фразеологии. – М.: Высшая школа, 1990. – 160 с.
10. Новиков Л.А.
Искусство слова. – М.: Педагогика, 1982. – 128 с: ил. – (Б-ка Детской энциклопедии «Ученые - школьнику»).
11. Откупщиков Ю.В.
К истокам слова: Рассказы о науке этимологии. – Л.: Просвещение, 1968. – 160 с. – (Изучаем русский язык).
12. Шанский Н.М.
В мире слов: Книга для учителей. – Изд. 3-е, испр. и доп. – М.: Просвещение, 1985. – 255 с.
Твитнуть | Нравится | 0 |
При использовании любых материалов ссылка (гиперссылка) на сайт Православный Саров обязательна