Три дня подряд, с 8 по 10 января, в Городском музее православное творческое объединение
«МiР» представляло кукольное действо, повествующее о рождении Иисуса Христа
«Рождественский вертеп».
В праздничном спектакле участвовали три актера: Роман Сванидзе, драматург, председатель правления объединения
«МiР»; Ирина Семенчук, режиссер, педагог, художественный руководитель объединения
«МiР»; Татьяна Мальгина, музыкант, руководитель Студии семейного музицирования.
Начиналось
действо с рассказа библейских историй о сотворении мира и грехопадении,
затем на малой сцене происходило само кукольное представление.
В двухъярусном ящике
(макете
небольшого дома), разделенном на два этажа, разыгрывалась история
появления на свет Сына Божьего. Как по волшебству, оживали младенец
Иисус, Мария и Иосиф, пастухи с послушным стадом, жестокий царь Ирод
и старуха Смерть. Актеры блистательно развертывали перед зрителями сцены
религиозно-библейского содержания — рождение Христа, поклонение волхвов,
избиение младенцев. Трио не только ловко управлялось с крошечными
куклами, чудесно имитируя голоса своих героев, но и отлично сопровождало
красочное действо волшебной музыкой. Татьяна Мальгина виртуозно играла
на скрипке, а Роман Сванидзе выводил поистине соловьиные трели
на флейте.
Об истории создания
«Рождественского вертепа» нам поведала Ирина Михайловна Семенчук:
—
Семнадцать лет назад мы с Романом Сванидзе приехали в Саров работать
в драматическом театре. И первым спектаклем, который мы поставили
на малой сцене, был именно
«Рождественский
вертеп». Сценарий к нему написал сам Роман. Он ведь профессиональный
драматург, окончил Московский литературный институт им М.Горького.
Сценарий вертепа у нас один, но вариации действа всегда разные. Каждый
год мы придумываем что-то новенькое. Как-то раз мы ставили вертеп
с тряпичными куклами. Один год мы устроили спектакль в монастырских
подвалах. Мы подходили к детям
(зрителям)
со звездой и говорили, что это — знак рождения Иисуса Христа. Потом
мы шли по улице, а ребятишки стучались в двери домов и спрашивали,
не здесь ли родился Спаситель. Затем все спускались в монастырский
подвал, который был
«пещерой»,
где появился на свет Иисус. Там мы устраивали праздник и дарили детям
подарки. В прошлом году мы играли вертеп в городском парке. Это было
такое уличное действо в народном стиле. Мы использовали большие, ростом
почти с человека, куклы. У нас там даже Медведь присутствовал вместо
старухи Смерти, который в конце вылезал из сугроба и отрывал голову царю
Ироду. В этом году у нас получился камерный вертеп. Мы сделали
небольшие деревянные куклы. И пусть они имеют мало выразительных
средств, но при этом в их статике, на наш взгляд, есть определенная
строгость и сакральность.
— Кто сотворил такие потрясающие декорации для спектакля?—
Мы сами. А расписать их нам помог один замечательный художник, который
просто по доброте душевной, абсолютно бесплатно, разукрасил
наш двухъярусный дом. И мы очень признательны ему за это.
— Почему вы показываете вертеп всего три дня?—
Дело в том, что вертеп играется только в святочные дни: от Рождества
до Крещения. В другой период эта история не показывается,
так как перестает быть актуальной. После каникул, числа с 13,
мы продолжим показ спектакля, который продлится до 17 января.
— У вас уже есть какие-нибудь задумки «Рождественского вертепа» на следующий год? Каким он будет?—
Я думаю, что мы усовершенствуем сегодняшний вариант вертепа
с деревянными куклами. У нашего художника уже есть кое-какие идеи
на этот счет. Он сказал, что может получиться настоящий шедевр. Надеюсь,
так оно и будет.
Е.Борискова Ссылка на первоисточник
«Не
поверить в то, что происходит на сцене, невозможно»
В Сарове грант конкурса «Православная инициатива» за 2007
год получило православное творческое объединение «МiР» (режиссер Ирина
Семенчук) на создание спектаклей–уроков
для школьников. Это три кукольных спектакля: «Житие Петра
и Февронии», спектакль о детстве пророка Моисея «Дети Библии»
по малоизвестному произведению Януша Корчака и спектакль
о полководце Суворове. Кроме кукольных будет поставлен драматический
спектакль о жизни последней царской семьи, в котором участвуют
как взрослые актеры, так и дети. И вне гранта
уже создан спектакль по 8–й главе поэмы
«Евгений Онегин».
Учителя заинтересованы в подобной работе. Дети сейчас читают мало,
а художественный образ, идея, донесенные со сцены, гораздо
эффективнее. Это подтверждают восторженные отзывы учеников, увидевших
постановку объединения «МiР» по рассказам Чехова «О бренности».
Вот что написали старшеклассники гимназии № 2 после просмотра спектакля:
«Игра актеров настолько завораживает, что не поверить в то, что происходит
на сцене, невозможно. Актеры искренни, добры, открыты публике. Нельзя
не отметить актуальность темы спектакля. В современном мире жизнь
идет в бешеном ритме, и людям некогда задуматься о духовной
сущности жизни. Я рада, что у нас появилась возможность
оторваться от своих дел и провести несколько часов, размышляя
о бренности. После спектакля понимаешь, что нужно беречь
и ценить каждую минуту своего существования». «Чистота и простота
произведений Чехова поражают. Но когда познаешь глубокий смысл
его произведений, испытаешь ощущение, будто нашел клад».
Коллективу удалось выработать свой собственный творческий язык – очень
выразительный, лаконичный, лишенный признаков кривляния и шоу,
продолжающий лучшие традиции русского театра. Ставка делается на уважение
к личности актера и зрителя, а не на спецэффекты. Даже
элементы скоморошества у них не вульгарны. А о высоких материях
актеры говорят без менторства и занудства.
Помещение бывшей малой сцены театра, предоставленное объединению «МiР»,
нуждается в капитальном ремонте. Средства, как обычно, очень
ограничены, и многое держится на энтузиазме. Но, несмотря
на трудности становления, у православного театра есть будущее. Ведь
он востребован зрителем.
07/05/2007 Городской
курьер Биана Курякина из статьи «Церковь и государство»