Православный Саров

Подписаться на RSS-поток

Православная Америка – духовный плод Саровского благочестия

12 января 2011 года

 

Православная Церковь Америки (ПЦА) – это Поместная Церковь Северной Америки, чьи приходы расположены на территории США, Канады и Мексики. Она находится в полном духовном и каноническом общении с Русской Православной Церковью, частью которой она являлась до 1970 года, затем став автокефальной, т. е.    самоуправляемой.  Между Русской Православной Церковью и Американской есть преемственность. Ведь Православную Церковь на Североамериканском континенте создали русские миссионеры. Причем, имеющие отношение к Саровскому монастырю, который снискал себе репутацию «академии монашества».

Православная миссия на Аляску (тогда еще принадлежавшую России) отправилась в 1793 году по благословению настоятеля Валаамского монастыря игумена Назария. Назарий – воспитанник Саровской пустыни, утвердивший ее устав и на Валааме. Он был духовным руководителем будущих миссионеров, причем некоторые из них тоже ранее подвизались в Сарове. Миссия оказалась успешной. Уже через три года, в 1796 году в Кадьяке был построен первый храм, в честь Воскресения Христова. Главой миссии в 1807 году стал иеромонах Герман, прославленный Церковью как преподобный Герман Аляскинский, всея Америки чудотворец. Трудами миссионеров около 12 тысяч алеутов были обращены из язычества в Православие.

Современником преподобного Германа был преподобный Серафим Саровский. Он тоже знал игумена Назария, который последние годы своей жизни провел на покое в Саровской пустыни и был духовником братии, скончавшись в 1809 году. Встречались ли лично преподобные Герман и Серафим, неизвестно. Однако в Америке их часто сравнивают друг с другом, поэтому иконы этих святых «встречаются» на одном иконостасе. Батюшку Серафима в США почитают как выходцы из России, так и американцы, благодаря изданию книг с житием и поучениями Преподобного, которые стали популярны.

Чаще всего американские приходы составляют верующие разных национальностей, поэтому обычно храмы освящаются в честь хорошо известных общеправославных святых. Таких как Николай Угодник, апостолы Петр и Павел, Георгий Победоносец. Преподобный Серафим Саровский – новый святой. Однако в его честь в Америке тоже строятся храмы, что свидетельствует о почитании Преподобного: в калифорнийских городах Санта-Роза и Монтерей, в г. Океаносе в штате Мичиган; в Си-Клифе, районе Нью-Йорка; в г. Далласе в штате Техас; строится храм в г. Бойсе, штат Айдахо. Расскажем о некоторых из них. 

После Второй мировой войны в Калифорнию, в г. Монтерей приехала небольшая группа русских эмигрантов, которые стали работать преподавателями русского языка в Армейской школе иностранных языков (ныне Институт иностранных языков Министерства обороны). Ездить на воскресные службы в русские храмы Сан-Франциско было далеко, и мало кто имел свои машины. Иногда на большие праздники из Сан-Франциско приезжал священник. Службы сначала проходили в католическо-протестанской часовне Армейской школы языков, а затем прихожане снимали помещение в соседнем г. Сисайде.

Когда у прихода появился постоянный священник, встал вопрос о постройке своего храма. Хотя материально эти люди жили очень скромно, но в 1951 году они приобрели участок земли в г. Сисайде и приступили к строительству. Многое сделали своими руками: спроектировали и вручную изготовили купола, построили и расписали иконостас. Трудились в свободное от работы время, горя желанием поскорее закончить и украсить храм. И вот, наконец, настал торжественный день официального открытия храма. 22 июня 1952 года митрополит Анастасий (Грибановский), предстоятель РПЦЗ, с сонмом духовенства освятил храм, в который привезли также чудотворную Курскую Коренную икону Божией Матери. Еще один светильник православной веры загорелся в Русском Зарубежье! За последнее десятилетие ряды прихожан пополнились новоприезжими из бывших республик Советского Союза и других стран с православной верой, а также  – американцами…

Надо отметить, что Курская Коренная икона «Знамение» – это главная святыня Зарубежной Церкви. Она была обретена еще в 1295 году, в окрестностях Курска, сожженного татаро-монгольскими полчищами Батыя, при корне дерева. Эта икона прославилась многими чудесами. До октябрьской революции она находилась в Курской Коренной пустыни, а в холодное время года – в специально выстроенном для нее Знаменском соборе города Курска. Ее переносили крестным ходом. В 1767 году во время такого крестного хода Курскую Коренную икону занесли переждать ливень во двор к Мошниным. От нее получил исцеление отрок Прохор Мошнин, будущий святой Серафим Саровский.

Во время Гражданской войны икона была вывезена из России сначала в Европу, а затем, в 1951 году, в США. Курская Коренная икона «Знамение» посещает православные приходы, считаясь одигитрией рассеянного по миру русского народа. В 1966 году во время молитвы перед ней скончался святитель Иоанн, Шанхайский и Сан-Францисский чудотворец. В 2009 году  после восстановления единства Русской Православной Церкви икона впервые после 90-летнего перерыва была привезена для поклонения в Россию, сначала в московский Храм Христа Спасителя, а затем в Курск. С 1957 года она постоянно находится в Нью-Йорке, в Знаменском соборе Русской Православной Церкви Заграницей…

 

Приход во имя преподобного Серафима Саровского в г. Си-Клифе (Нью-Йорк) также был основан в 1953 году русскими беженцами, которые после бедствий и скитаний в период Второй мировой войны осели в Америке. Сначала богослужения совершались в домике священника, а в теплые дни в саду и на улице. В том же году состоялась закладка храма. Строительные работы велись силами прихожан, в основном, по выходным дням. Некоторые из них, работая уборщиками в больницах или на фабриках у станков, с трудом заработанные гроши жертвовали на Божие дело. Храм был построен в 1959 году.

При нем была организована приходская школа, где детям преподавали Закон Божий, русский язык, историю и родиноведение. Школа ставила маленькие пьесы к Рождеству, и группа колядников объезжала к празднику русские дома в районах Лонг Айлэнда и в Нью-Йорке. Потом стали устраивать более крупные спектакли в зале местной американской школы. Было организовано сестричество, которое взяло на себя послушание убирать храм, следить за облачениями, готовить воскресные обеды, а также – заботу по сбору средств для нуждающихся в России и Зарубежье.

Среди святынь храма – камилавка св. прав. Иоанна Кронштадтского, иконы Нерукотворного Спаса и Пресвятой Богородицы, которые находились при Государе Императоре Николае II в Екатеринбурге. Иконы были переданы в 1957 году сестрой Государя Великой княгиней Ксенией Александровной. Этот образ Нерукотворного Спаса описан в книге Н. А. Соколова «Убийство Царской Семьи». А Великой княгиней Ольгой Александровной, которая являлась почётным шефом лейб-гвардии Ахтырского полка, была пожертвована Ахтырская икона Божией Матери.

В Серафимовском храме в г. Си-Клифе любили молиться и совершать богослужения приснопамятные митрополит Анастасий (Грибановский) и митрополит Лавр (Шкурла). Святитель Иоанн (Максимович), частица святых мощей которого хранится в Серафимовском храме, неоднократно совершал здесь Божественную литургию. Архиепископа Аверкия (Таушева), совершившего осенью 1953 г. освящение закладки храма в сослужении тогда еще иеродиакона Лавра, а потом и его великое освящение (с участием иеромонаха Лавра), называли «крестным отцом» русской церкви в Си-Клифе. Здесь много лет подвизался отец Митрофан (Зноско-Боровский), ставший впоследствии епископом Бостонским.

В настоящее время планируется сделать Серафимовскоую церковь в Си-Клифе храмом-памятником. Начата роспись, которая посвящена 1000-летнему пути Русской Православной Церкви: от Крещения Руси до восстановления ее единства (после подписания 17 мая 2007 года Акта о каноническом общении между Московским Патриархатом и Русской Зарубежной Церковью).

На боковых стен алтаря будут изображены: преп. Серафим Саровский; святитель Митрофан Воронежский; святитель Алексий, митрополит Московский и всея Руси; святитель Иоанн Шанхайский и Сан-Францисский; преподобный Антоний Римлянин; мч. Лавр; прпмч. Афанасий, игумен Брестский; преп. Онуфрий Великий. В алтарной апсиде будет изображена икона Божией Матери «Знамение» – одигитрия русского рассеяния, а на потолке над иконостасом – Вознесение Господне, поскольку в этот праздник был подписан Акт о каноническом общении. В основной части храма, от притвора до главного купола, на фоне событий нашей истории и наиболее известных храмов и святынь России и Русского Зарубежья будут изображены угодники Божии: cв. ап. Андрей Первозванный; равноапостольные Владимир и Ольга; святые Киевской и Московской Руси; святые синодального периода; Святейший Патриарх Тихон; новомученики и исповедники Российские и подвижники Зарубежной Руси.

Над главным входом в Серафимовский храм в г. Си-Клифе – мозаичная икона преп. Серафима Саровского, над которой сделана надпись «Не нам, не нам, а имени Твоему» (Пс 113, 9). Этим стихом руководствовались православные русские люди, которые потрудились во славу Божию для того, чтобы создать этот храм на американской земле…

Православная миссия преп. Серафима Саровского в Торонто (крупнейшем городе Канады, административном центре провинции Онтарио) была организована в марте 2000 года. В 2006 году миссия получила статус полноценного прихода ПЦА. Приход расположен в русской части Торонто, поэтому он стал духовным центром для нескольких тысяч русскоговорящих православных христиан. Его ядро составляют эмигранты из Москвы, Санкт-Петербурга, Киева, Минска, Одессы, Риги  и Израиля. К приходу также тяготеет грузинская община Торонто.  

В 2009 году при приходе образовалось Православное братство св. прп. Германа Аляскинского. Его основные направления работы: помощь в обеспечении богослужений и обустройстве храма; распространение Слова Божия; популяризация основ Православия в провинции Онтарио; обучение основам православной культуры всех желающих; организация православных детских праздников и паломнических поездок, помощь больным, престарелым и прочим прихожанам; все виды поддержки новых иммигрантов и беженцев; помощь в переводе документов, в поиске работы и адаптации к жизни в Канаде; сотрудничество с другими православными организациями Канады и России…
  

Санта-Роза – небольшой городок севернее Сан-Франциско, в штате Калифорния. Там существует многонациональный православный приход, объединяющий представителей разных народов: греков, арабов, румын, сербов, македонцев и, конечно, самих американцев. Приход был образован русскими эмигрантами первой волны, которые после революции бежали из России через Сибирь, Маньчжурию и Китай. Некоторое время они пожили в Китае, г. Харбине, где у них завязались дружеские связи, кое-кто вступил в брак, образовались новые семьи. Около 20 таких эмигрантских семей составили костяк прихода. Они сумели собрать необходимые деньги и за два года, с 1934 по 1936, построить храм Покрова Пресвятой Богородицы. При храме начала действовала приходская школа и сестричество, занимающееся социальной работой.

Санта-Роза – город, растущий быстрыми темпами. И приход к 1990-м годам вырос настолько, что возникла необходимость в еще одном храме. В 1996 году был возведен храм прп. Серафима Саровского. Он построен по типу византийской базилики, внутри расписан прекрасными фресками, при нем есть звонница. Особенность этого православного прихода – активная миссионерская деятельность. За последние годы множество американцев приняли там святое Крещение, найдя именно в святой апостольской Церкви полноту христианской веры…

В г. Бойсе, столице штата Айдахо, американский миссионерский приход РПЦЗ во имя прп. Серафима Саровского был образован в 1991 году. Его создали как русские, так и американцы. Основная задача прихода – миссионерство, поэтому богослужения, в основном, проводятся на английском языке и, частично, на  церковно-славянском.

В г. Окемос (штат Мичиган) есть православная Миссия во имя прп. Серафима Саровского, принадлежащая РПЦЗ. Первое богослужение состоялось в октябре 2004 года. 16 декабря 2009 г. Серафимовская Миссия приобрела большое помещение, в котором прихожане планируют устроить храм, церковную школу, библиотеку и др. Здание нуждается в серьезном ремонте, который ведется, в том числе, силами прихожан. В настоящее время богослужения временно проводятся в Епископальной церкви св. ап. Павла в г. Лансинге.

При Миссии существует братство блгв. князя Александра Невского и сестричество блаж. Матроны Московской. Действует приходская школа, где преподаются «Основы Православия», и летний лагерь. Много усилий прихожан направлено на сохранение русских культурных традиций, неразрывно связанных с Православием.  Для этого проводятся различные мероприятия, отмечаются церковные и гражданские праздники.  Священником Григорием Джойсом издается миссионерский листок «Жизнь миссии», ведется свой Интернет-сайт.

В 60 км на север от г. Монреаля, в г. Роудоне, есть православный приход прп. Серафима Саровского. Он находится под омофором ПЦА, Канадской епархии. Его начало было положено в 1955 году, когда священник Олег Болдырев начал строить часовню на собственном участке рядом с домом. Часовня была освящена в 1956 году. В 60-е годы она была перенесена на соседний земельный участок. Следующим планом o. Олега было создание русского православного кладбища в Роудоне наподобие кладбища Сент-Женевьев-де-Буа под Парижем. В 1961 году кладбище было устроено на приобретенном участке земли, покрытом лесом. В 1967 году на кладбище воздвигли памятник всем русским воинам, погибшим в Первой и Второй мировых войнах. Он называется «Русскому Воину — Слава». Немногим позже был воздвигнут еще один памятник  — «Памяти всех жертв безбожного коммунизма с 1917-го года». В июне 2005 года Монреальская общеказачья станица имени атамана Каледина воздвигла третий памятник, посвященный 30 000 казакам, убитым и замученным в советских «гулагах».

В настоящее время часовня и русское кладбище числится приписным приходом  старейшего в восточной Канаде Русского православного собора святых апостолов Петра и Павла в Монреале, который отпраздновал в 2007 году свой столетний юбилей.

Богослужения в церкви Серафима Саровского совершаются только летом, от Пасхи по сентябрь. Остальное время года службы проводятся в скиту Преображения Господня, который находится возле храма. Приход придерживается старого стиля и совершает богослужения на церковнославянском и французском языках.

Батюшка Серафим известен в США не только среди русской эмиграции. Об этом свидетельствует прекрасный златоглавый однокупольный собор высотой 21 м в г. Далласе, штат Техас. На Пасху 2001 года он был освящен во имя преподобного Серафима Саровского. Это – кафедральный собор Южной епархии ПЦА, которая занимает самую большую территорию, охватывая 15 американских штатов. Она простирается от Нью-Мексико до Джорджии и от Вирджинии до Флориды.

Решение о строительстве собора было принято в день рождения преподобного Серафима – 1 августа 1998 года. А все строительство, включая отделку, заняло два с половиной года.  При проектировании собора были взяты за образец две жемчужины русского белокаменного зодчества XII века: собор святого Димитрия Солунского во Владимире и церковь Покрова на Нерли в Боголюбово. Иконы для двухярусного иконостаса выполнил опытный украинский изограф Владимир Григоренко, который работает преимущественно в стиле русского «золотого века» - иконографии XIVXV веков.

А православный приход во имя преподобного Серафима Саровского образовался намного раньше, в 1954 году. Его возглавил священник Димитрий (Ройстер), ныне архиепископ Южной епархии, живущий на покое неподалеку от собора. В 50-е годы это был уникальный приход: не этнический, миссионерский и использующий английский язык в качестве богослужебного. До этого все православные общины были моноэтническими и ни одна из них не использовала исключительно английский язык. Принципиальной установкой Архиепископа Димитрия было нести  свет Православия народам Америки на понятном для них языке. Правда, в настоящее время в соборе один раз в месяц совершается Литургия на церковно-славянском языке.

Несмотря на критику со всех сторон, необычный приход рос и укреплялся. Сегодня он насчитывает сотни верующих различных национальностей: русских, греков, эфиопов, румын, арабов, сербов, осетин,  китайцев, американцев. Значительная часть прихожан – мексиканского происхождения, многие из числа новообращенных в Православие. Основатель прихода, архиепископ Димитрий, будучи профессором испанской литературы, перевел на испанский язык текст православной Литургии и написал несколько богословских книг для испаноязычных американцев, которых так много на юге США. Сейчас в Далласе имеются еще три церкви, отпочковавшиеся от прихода Cерафима Cаровского: святой Варвары (в 1979 году), святого Саввы (в 1987 году) и в 1989 году – церковь Преображения Господня (испаноязычная). Активность Православия в Техасе во многом обязана усилиям духовенства собора святого Серафима.

Описанные выше приходы во имя преподобного Серафима Саровского имеют свои web-сайты  http://noon.org/stseraphims/ и http://www.stseraphim.org/. Их легко узнать по иконам преподобного Серафима и его знаменитому высказыванию о стяжании мирного духа. На английском языке оно звучит: «Acquire the spirit of peace and a thousand souls will be saved around you».

Свято-Успенский Мужской монастырь - Саровская пустынь / Храм СВятого Духа на Ближней пустынке
 
Запрестольный образ Спаса
Запрестольный обр...
 
Освящение икон для храма Святого Духа 29 июня 2010 года в храме Серафима Саровского
Освящение икон дл...
Освящение икон 29 июня 2010 г в храме Серафима Саровского. Игумения Дивеевского монастыря Сергия (Конкова), И.Мещан и художник П.Бусалаев
Освящение икон 29...
Изведение источника Божией Матерью
Изведение источни...
Явление Божией Матери прп. Сергию
Явление Божией Ма...
Иконописец Павел Бусалаев во время освящения икон 29.06.2011
Иконописец Павел ...
Остановка крестного хода на Ближней пустынке в день Всех Святых. 2010 год.
Остановка крестно...
У иконы батюшке Серафиму в храме Святого Духа
У иконы батюшке С...
1 2 3

 

Православная Церковь Америки (ПЦА) – это Поместная Церковь Северной Америки, чьи приходы расположены на территории США, Канады и Мексики. Она находится в полном духовном и каноническом общении с Русской Православной Церковью, частью которой она являлась до 1970 года, затем став автокефальной, т. е.    самоуправляемой.  Между Русской Православной Церковью и Американской есть преемственность. Ведь Православную Церковь на Североамериканском континенте создали русские миссионеры. Причем, имеющие отношение к Саровскому монастырю, который снискал себе репутацию «академии монашества».

 

Православная миссия на Аляску (тогда еще принадлежавшую России) отправилась в 1793 году по благословению настоятеля Валаамского монастыря игумена Назария. Назарий – воспитанник Саровской пустыни, утвердивший ее устав и на Валааме. Он был духовным руководителем будущих миссионеров, причем некоторые из них тоже ранее подвизались в Сарове. Миссия оказалась успешной. Уже через три года, в 1796 году в Кадьяке был построен первый храм, в честь Воскресения Христова. Главой миссии в 1807 году стал иеромонах Герман, прославленный Церковью как преподобный Герман Аляскинский, всея Америки чудотворец. Трудами миссионеров около 12 тысяч алеутов были обращены из язычества в Православие.

 

Современником преподобного Германа был преподобный Серафим Саровский. Он тоже знал игумена Назария, который последние годы своей жизни провел на покое в Саровской пустыни и был духовником братии, скончавшись в 1809 году. Встречались ли лично преподобные Герман и Серафим, неизвестно. Однако в Америке их часто сравнивают друг с другом, поэтому иконы этих святых «встречаются» на одном иконостасе. Батюшку Серафима в США почитают как выходцы из России, так и американцы, благодаря изданию книг с житием и поучениями Преподобного, которые стали популярны.

 

Чаще всего американские приходы составляют верующие разных национальностей, поэтому обычно храмы освящаются в честь хорошо известных общеправославных святых. Таких как Николай Угодник, апостолы Петр и Павел, Георгий Победоносец. Преподобный Серафим Саровский – новый святой. Однако в его честь в Америке тоже строятся храмы, что свидетельствует о почитании Преподобного: в калифорнийских городах Санта-Роза и Монтерей, в г. Океаносе в штате Мичиган; в Си-Клифе, районе Нью-Йорка; в г. Далласе в штате Техас; строится храм в г. Бойсе, штат Айдахо. Расскажем о некоторых из них. 

 

После Второй мировой войны в Калифорнию, в г. Монтерей приехала небольшая группа русских эмигрантов, которые стали работать преподавателями русского языка в Армейской школе иностранных языков (ныне Институт иностранных языков Министерства обороны). Ездить на воскресные службы в русские храмы Сан-Франциско было далеко, и мало кто имел свои машины. Иногда на большие праздники из Сан-Франциско приезжал священник. Службы сначала проходили в католическо-протестанской часовне Армейской школы языков, а затем прихожане снимали помещение в соседнем г. Сисайде.

 

Когда у прихода появился постоянный священник, встал вопрос о постройке своего храма. Хотя материально эти люди жили очень скромно, но в 1951 году они приобрели участок земли в г. Сисайде и приступили к строительству. Многое сделали своими руками: спроектировали и вручную изготовили купола, построили и расписали иконостас. Трудились в свободное от работы время, горя желанием поскорее закончить и украсить храм. И вот, наконец, настал торжественный день официального открытия храма. 22 июня 1952 года митрополит Анастасий (Грибановский), предстоятель РПЦЗ, с сонмом духовенства освятил храм, в который привезли также чудотворную Курскую Коренную икону Божией Матери. Еще один светильник православной веры загорелся в Русском Зарубежье! За последнее десятилетие ряды прихожан пополнились новоприезжими из бывших республик Советского Союза и других стран с православной верой, а также  – американцами…

 

Надо отметить, что Курская Коренная икона «Знамение» – это главная святыня Зарубежной Церкви. Она была обретена еще в 1295 году, в окрестностях Курска, сожженного татаро-монгольскими полчищами Батыя, при корне дерева. Эта икона прославилась многими чудесами. До октябрьской революции она находилась в Курской Коренной пустыни, а в холодное время года – в специально выстроенном для нее Знаменском соборе города Курска. Ее переносили крестным ходом. В 1767 году во время такого крестного хода Курскую Коренную икону занесли переждать ливень во двор к Мошниным. От нее получил исцеление отрок Прохор Мошнин, будущий святой Серафим Саровский.

 

Во время Гражданской войны икона была вывезена из России сначала в Европу, а затем, в 1951 году, в США. Курская Коренная икона «Знамение» посещает православные приходы, считаясь одигитрией рассеянного по миру русского народа. В 1966 году во время молитвы перед ней скончался святитель Иоанн, Шанхайский и Сан-Францисский чудотворец. В 2009 году  после восстановления единства Русской Православной Церкви икона впервые после 90-летнего перерыва была привезена для поклонения в Россию, сначала в московский Храм Христа Спасителя, а затем в Курск. С 1957 года она постоянно находится в Нью-Йорке, в Знаменском соборе Русской Православной Церкви Заграницей…

 

Приход во имя преподобного Серафима Саровского в г. Си-Клифе (Нью-Йорк) также был основан в 1953 году русскими беженцами, которые после бедствий и скитаний в период Второй мировой войны осели в Америке. Сначала богослужения совершались в домике священника, а в теплые дни в саду и на улице. В том же году состоялась закладка храма. Строительные работы велись силами прихожан, в основном, по выходным дням. Некоторые из них, работая уборщиками в больницах или на фабриках у станков, с трудом заработанные гроши жертвовали на Божие дело. Храм был построен в 1959 году.

При нем была организована приходская школа, где детям преподавали Закон Божий, русский язык, историю и родиноведение. Школа ставила маленькие пьесы к Рождеству, и группа колядников объезжала к празднику русские дома в районах Лонг Айлэнда и в Нью-Йорке. Потом стали устраивать более крупные спектакли в зале местной американской школы. Было организовано сестричество, которое взяло на себя послушание убирать храм, следить за облачениями, готовить воскресные обеды, а также – заботу по сбору средств для нуждающихся в России и Зарубежье.

Среди святынь храма – камилавка св. прав. Иоанна Кронштадтского, иконы Нерукотворного Спаса и Пресвятой Богородицы, которые находились при Государе Императоре Николае II в Екатеринбурге. Иконы были переданы в 1957 году сестрой Государя Великой княгиней Ксенией Александровной. Этот образ Нерукотворного Спаса описан в книге Н. А. Соколова «Убийство Царской Семьи». А Великой княгиней Ольгой Александровной, которая являлась почётным шефом лейб-гвардии Ахтырского полка, была пожертвована Ахтырская икона Божией Матери.

В Серафимовском храме в г. Си-Клифе любили молиться и совершать богослужения приснопамятные митрополит Анастасий (Грибановский) и митрополит Лавр (Шкурла). Святитель Иоанн (Максимович), частица святых мощей которого хранится в Серафимовском храме, неоднократно совершал здесь Божественную литургию. Архиепископа Аверкия (Таушева), совершившего осенью 1953 г. освящение закладки храма в сослужении тогда еще иеродиакона Лавра, а потом и его великое освящение (с участием иеромонаха Лавра), называли «крестным отцом» русской церкви в Си-Клифе. Здесь много лет подвизался отец Митрофан (Зноско-Боровский), ставший впоследствии епископом Бостонским.

В настоящее время планируется устроить в Серафимовской церкви в Си-Клифе храм-памятник. Начата роспись храма, которая посвящена 1000-летнему пути Русской Православной Церкви: от Крещения Руси до восстановления ее единства (после подписания 17 мая 2007 года Акта о каноническом общении между Московским Патриархатом и Русской Зарубежной Церковью).

На боковых стен алтаря будут изображены: преп. Серафим Саровский; святитель Митрофан Воронежский; святитель Алексий, митрополит Московский и всея Руси; святитель Иоанн Шанхайский и Сан-Францисский; преподобный Антоний Римлянин; мч. Лавр; прпмч. Афанасий, игумен Брестский; преп. Онуфрий Великий. В алтарной апсиде будет изображена икона Божией Матери «Знамение» – одигитрия русского рассеяния, а на потолке над иконостасом – Вознесение Господне, поскольку в этот праздник был подписан Акт о каноническом общении. В основной части храма, от притвора до главного купола, на фоне событий нашей истории и наиболее известных храмов и святынь России и Русского Зарубежья будут изображены угодники Божии: cв. ап. Андрей Первозванный; равноапостольные Владимир и Ольга; святые Киевской и Московской Руси; святые синодального периода; Святейший Патриарх Тихон; новомученики и исповедники Российские и подвижники Зарубежной Руси.

Над главным входом в Серафимовский храм в г. Си-Клифе – мозаичная икона преп. Серафима Саровского, над которой сделана надпись «Не нам, не нам, а имени Твоему» (Пс 113, 9). Этим стихом руководствовались православные русские люди, которые потрудились во славу Божию для того, чтобы создать этот храм на американской земле…

Православная миссия преп. Серафима Саровского в Торонто (крупнейшем городе Канады, административном центре провинции Онтарио) была организована в марте 2000 года. В 2006 году миссия получила статус полноценного прихода ПЦА. Приход расположен в русской части Торонто, поэтому он стал духовным центром для нескольких тысяч русскоговорящих православных христиан. Его ядро составляют эмигранты из Москвы, Санкт-Петербурга, Киева, Минска, Одессы, Риги  и Израиля. К приходу также тяготеет грузинская община Торонто.  

В 2009 году при приходе образовалось Православное братство св. прп. Германа Аляскинского. Его основные направления работы: помощь в обеспечении богослужений и обустройстве храма; распространение Слова Божия; популяризация основ Православия в провинции Онтарио; обучение основам православной культуры всех желающих; организация православных детских праздников и паломнических поездок, помощь больным, престарелым и прочим прихожанам; все виды поддержки новых иммигрантов и беженцев; помощь в переводе документов, в поиске работы и адаптации к жизни в Канаде; сотрудничество с другими православными организациями Канады и России…
  

Санта-Роза – небольшой городок севернее Сан-Франциско, в штате Калифорния. Там существует многонациональный православный приход, объединяющий представителей разных народов: греков, арабов, румын, сербов, македонцев и, конечно, самих американцев. Приход был образован русскими эмигрантами первой волны, которые после революции бежали из России через Сибирь, Маньчжурию и Китай. Некоторое время они пожили в Китае, г. Харбине, где у них завязались дружеские связи, кое-кто вступил в брак, образовались новые семьи. Около 20 таких эмигрантских семей составили костяк прихода. Они сумели собрать необходимые деньги и за два года, с 1934 по 1936, построить храм Покрова Пресвятой Богородицы. При храме начала действовала приходская школа и сестричество, занимающееся социальной работой.

Санта-Роза – город, растущий быстрыми темпами. И приход к 1990-м годам вырос настолько, что возникла необходимость в еще одном храме. В 1996 году был возведен храм прп. Серафима Саровского. Он построен по типу византийской базилики, внутри расписан прекрасными фресками, при нем есть звонница. Особенность этого православного прихода – активная миссионерская деятельность. За последние годы множество американцев приняли там святое Крещение, найдя именно в святой апостольской Церкви полноту христианской веры…

В г. Бойсе, столице штата Айдахо, американский миссионерский приход РПЦЗ во имя прп. Серафима Саровского был образован в 1991 году. Его создали как русские, так и американцы. Основная задача прихода – миссионерство, поэтому богослужения, в основном, проводятся на английском языке и, частично, на  церковно-славянском.

В г. Окемос (штат Мичиган) есть православная Миссия во имя прп. Серафима Саровского, принадлежащая РПЦЗ. Первое богослужение состоялось в октябре 2004 года. 16 декабря 2009 г. Серафимовская Миссия приобрела большое помещение, в котором прихожане планируют устроить храм, церковную школу, библиотеку и др. Здание нуждается в серьезном ремонте, который ведется, в том числе, силами прихожан. В настоящее время богослужения временно проводятся в Епископальной церкви св. ап. Павла в г. Лансинге.

При Миссии существует братство блгв. князя Александра Невского и сестричество блаж. Матроны Московской. Действует приходская школа, где преподаются «Основы Православия», и летний лагерь. Много усилий прихожан направлено на сохранение русских культурных традиций, неразрывно связанных с Православием.  Для этого проводятся различные мероприятия, отмечаются церковные и гражданские праздники.  Священником Григорием Джойсом издается миссионерский листок «Жизнь миссии», ведется свой Интернет-сайт.

В 60 км на север от г. Монреаля, в г. Роудоне, есть православный приход прп. Серафима Саровского. Он находится под омофором ПЦА, Канадской епархии. Его начало было положено в 1955 году, когда священник Олег Болдырев начал строить часовню на собственном участке рядом с домом. Часовня была освящена в 1956 году. В 60-е годы она была перенесена на соседний земельный участок. Следующим планом o. Олега было создание русского православного кладбища в Роудоне наподобие кладбища Сент-Женевьев-де-Буа под Парижем. В 1961 году кладбище было устроено на приобретенном участке земли, покрытом лесом. В 1967 году на кладбище воздвигли памятник всем русским воинам, погибшим в Первой и Второй мировых войнах. Он называется «Русскому Воину — Слава». Немногим позже был воздвигнут еще один памятник  — «Памяти всех жертв безбожного коммунизма с 1917-го года». В июне 2005 года Монреальская общеказачья станица имени атамана Каледина воздвигла третий памятник, посвященный 30 000 казакам, убитым и замученным в советских «гулагах».

В настоящее время часовня и русское кладбище числится приписным приходом  старейшего в восточной Канаде Русского православного собора святых апостолов Петра и Павла в Монреале, который отпраздновал в 2007 году свой столетний юбилей.

Богослужения в церкви Серафима Саровского совершаются только летом, от Пасхи по сентябрь. Остальное время года службы проводятся в скиту Преображения Господня, который находится возле храма. Приход придерживается старого стиля и совершает богослужения на церковнославянском и французском языках.

Батюшка Серафим известен в США не только среди русской эмиграции. Об этом свидетельствует прекрасный златоглавый однокупольный собор высотой 21 м в г. Далласе, штат Техас. На Пасху 2001 года он был освящен во имя преподобного Серафима Саровского. Это – кафедральный собор Южной епархии ПЦА, которая занимает самую большую территорию, охватывая 15 американских штатов. Она простирается от Нью-Мексико до Джорджии и от Вирджинии до Флориды.

 

Решение о строительстве собора было принято в день рождения преподобного Серафима – 1 августа 1998 года. А все строительство, включая отделку, заняло два с половиной года.  При проектировании собора были взяты за образец две жемчужины русского белокаменного зодчества XII века: собор святого Димитрия Солунского во Владимире и церковь Покрова на Нерли в Боголюбово. Иконы для двухярусного иконостаса выполнил опытный украинский изограф Владимир Григоренко, который работает преимущественно в стиле русского «золотого века» - иконографии XIVXV веков.

 

А православный приход во имя преподобного Серафима Саровского образовался намного раньше, в 1954 году. Его возглавил священник Димитрий (Ройстер), ныне архиепископ Южной епархии, живущий на покое неподалеку от собора. В 50-е годы это был уникальный приход: не этнический, миссионерский и использующий английский язык в качестве богослужебного. До этого все православные общины были моноэтническими и ни одна из них не использовала исключительно английский язык. Принципиальной установкой Архиепископа Димитрия было нести  свет Православия народам Америки на понятном для них языке. Правда, в настоящее время в соборе один раз в месяц совершается Литургия на церковно-славянском языке.

 

Несмотря на критику со всех сторон, необычный приход рос и укреплялся. Сегодня он насчитывает сотни верующих различных национальностей: русских, греков, эфиопов, румын, арабов, сербов, осетин,  китайцев, американцев. Значительная часть прихожан – мексиканского происхождения, многие из числа новообращенных в Православие. Основатель прихода, архиепископ Димитрий, будучи профессором испанской литературы, перевел не испанский язык текст православной Литургии и написал несколько богословских книг для испаноязычных американцев, которых так много на юге США. Сейчас в Далласе имеются еще три церкви, отпочковавшиеся от прихода Cерафима Cаровского: святой Варвары (в 1979 году), святого Саввы (в 1987 году) и в 1989 году – церковь Преображения Господня (испаноязычная). Активность Православия в Техасе во многом обязана усилиям духовенства собора святого Серафима.

 

Описанные выше приходы во имя преподобного Серафима Саровского имеют свои web-сайты  http://noon.org/stseraphims/ и http://www.stseraphim.org/. Их легко узнать по иконам преподобного Серафима и его знаменитому высказыванию о стяжании мирного духа. На английском языке оно звучит: «Acquire the spirit of peace and a thousand souls will be saved around you».

Нравится 0

При использовании любых материалов ссылка (гиперссылка) на сайт Православный Саров обязательна

Текст подготовила М.Курякина

Write a comment

  • Required fields are marked with *.

If you have trouble reading the code, click on the code itself to generate a new random code.