Православный Саров

Подписаться на RSS-поток

Преподобный Серафим во Франции

12 января 2011 года

Наш земляк-саровчанин иерей Николай Никишин, с 1977 года живущий во Франции, стал свидетелем и непосредственным участником событий, так или иначе связанных с именем преподобного Серафима Саровского. Мы хотим рассказать вам об этом. А также – о таком удивительном феномене нашего времени, как почитание батюшки  Серафима в Западной Европе.

Чтобы понять это, необходимо обратиться к истории русской эмиграции, благодаря которой Запад узнал о Православии. Самая большая по численности и разнообразная по составу русская диаспора сформировалась в конце 20-х гг. прошлого века во Франции. По мере адаптации за рубежом, русские эмигранты в местах своего проживания начинали возводить православные храмы. Одним из первых русских православных приходов в Париже стала церковь преподобного Серафима. Она была устроена в 1932 г. протоиереем Димитрием Троицким в одном из бараков по улице Лекурб и в 1933 г. освящена. Строители сохранили деревья, которые росли во дворе, оставив в крыше отверстия для стволов. Одно дерево оказалось в середине церкви, другое – в алтаре. Главной святыней храма является икона преподобного Серафима с частицей его мощей, частью камня, вывезенного из Царского Села, на котором саровский подвижник молился 1000 дней и ночей, частью мантии святого старца и небольшим количеством муки, раздаваемой когда-то в Дивееве.

В Монжероне, пригороде Парижа, на территории старинного поместья Мулэн де Санлис в 1961 г. также был возведен храм преподобного Серафима Саровского. В XI в. Санлис, представляший собой типичную средневековую крепость, окруженную лесами, стал резиденцией Анны Ярославны, младшей дочери Великого Киевского князя Ярослава Мудрого, в 1049 г. выданной замуж за французского короля Генриха I. Красивая, умная и образованная королева основала в Санлисе женский монастырь, у которого были в Монжероне земли и мельница – Мулэн де Санлис. В 1954 г. это поместье приобрела активная деятельница русской эмиграции во Франции в период после Второй мировой войны С.М. Зёрнова. Здесь был устроен, точнее переведен из Вильмуассона, детский дом для детей-сирот русских эмигрантов второй волны. Попечением госпожи Зёрновой для воспитанников приюта в поместье был построен храм в честь преподобного Серафима Саровского. Иконостас храма создал крупнейший иконописец русского зарубежья инок Григорий (Круг). Особенностью иконописных образов отца Григория является их молитвенный настрой, углубленность, чистота. Одним из таких образов, созданных им для храма в Монжероне, является икона преподобного Серафима. Светоносный старец, коленопреклоненный, с воздетыми к небу руками, предстоит в молитве ко Господу. Несмотря на многие трудности, скромный православный приход храма батюшки Серафима в Монжероне и ныне существует – живет небогато, но дружно.

В начале XXI в. русские эмигранты, оказавшиеся во Франции после распада СССР, основали в честь преподобного Серафима православную общину в Бордо.

Исторически сложилось так, что на Западе среди покинувшей Россию интеллигенции преподобный Серафим стал любимым святым. Пережив ужасы революции и гражданской войны, русские эмигранты воцерковились уже за границей. До революционных потрясений интеллигенция в массе своей была заражена неверием и критически настроена по отношению к Церкви. Торжества 1903 г. по прославлению преподобного Серафима Саровского мало коснулись этой образованной части общества. Таким образом, для русских эмигрантов первой волны почитание преподобного Серафима не было результатом следования традиции, они узнали великого святого уже за рубежом. Цель жизни всякого христианина как стяжание Духа Святого, изложенная батюшкой Серафимом в беседе с Мотовиловым, оказалась для них теперь наиболее понятной и близкой. Впоследствии русские эмигранты открыли преподобного Серафима западному миру, который тогда почти ничего не знал о России.

Начиная с 20-х гг. XX в. во Франции было издано несколько жизнеописаний Саровского подвижника и чудотворца, совершенно разных по стилю и по личному осмыслению подвига преподобного Серафима. Эти книги написали выдающиеся представители русской эмиграции: философ и мыслитель Владимир Ильин; митрополит Вениамин (Федченков), тогда еще епископ, основатель храма Трех святителей в Париже, один из наиболее выдающихся церковных иерархов XX в.; протоиерей Димитрий Троицкий; писательница Валентина Зандер (урожденная Калашникова), жена Льва Зандера, профессора Свято-Сергиевского богословского института, ученика протоиерея Сергия Булгакова; писательница и общественный деятель Ирина Горяинова.

С 50-х гг. XX в. появились жизнеописания батюшки Серафима на французском языке. Особенное распространение получили отдельные издания его беседы с Н.А. Мотовиловым о цели христианской жизни. Как правило, иностранцы не представляют исторического контекста жизни преподобного Серафима и знают о святом подвижнике только из этой беседы с Мотовиловым. Для все большего числа этнических европейцев духовный опыт преподобного Серафима Саровского становится лествицей, ведущей к Небу.

Преподобный Серафим не владел иностранными языками, не имел философского образования и не писал книг. Он стремился к уединению, к очищению внутренней клети души. Но уже после своей кончины, и особенно во второй половине XX века, батюшка Серафим по Промыслу Божию перешел конфессиональные границы и стал почитаться на Западе, в т.ч. среди инославных. Сейчас во Франции существует около десяти переложений жития преподобного, написанных французами для различной читательской аудитории (детей, юношества, широкой публики, научных монографий и т.д.). Один из крупнейших современных католических монашеских орденов «Эммануэль», основанный в 1972 г., официально считает своим небесным покровителем преподобного Серафима Саровского.

В живописных окрестностях Бургундии, в местечке Бюсси, действует православный женский монастырь в честь Покрова Божией Матери, в котором подвизаются большей частью чистокровные француженки и англичанки. Они настолько почитают батюшку Серафима, в 1960-е гг. они воспроизвели в саду келию преподобного, желая как можно глубже проникнуть в духовный подвиг русского святого.

В 90-е гг. XX в. преподобный Серафим вошел и в культурную жизнь Франции. Актриса и драматург Катрин Фанту-Гурнэ, по ее собственным словам, во сне получила указание написать о батюшке Серафиме киносценарий с тем, чтобы он был экранизирован русским режиссером и чтобы съемки происходили в Сарове. Для нее это было настолько неожиданным, что она пришла за советом к русскому священнику, протоиерею Борису Бобринскому, в то время декану Свято-Сергиевского богословского института в Париже. Отец Борис порекомендовал обратиться к Наталье Хвостовой, двоюродной сестре Алексея Арцыбушева, который принадлежал к известной в Дивееве семье Арцыбушевых, благодетелей монастыря до революции. В 1993 г. Наталья Хвостова и Катрин Фанту-Гурне посетили Дивеево. В результате киносценарий был создан, но пока он еще не воплощен в жизнь. Однако вышла театральная пьеса о преподобном Серафиме под названием «Помоги!» («Pomogui!») с подзаголовком «Вопль человечества». Ее премьера состоялась в Париже в 2007 г. в присутствии первой делегации культурной общественности Сарова во главе с мэром города А.Г. Орловым. До сих пор эта постановка пользуется неизменным успехом у публики.

В начале XXI в. почитание преподобного Серафима на Западе принесло удивительные плоды. Русский святой стал своего рода связующим звеном между людьми разных христианских конфессий. И сейчас батюшка Серафим помогает улаживать, казалось бы, неразрешимые проблемы межконфессионального взаимодействия.

В центре Парижа, в католической церкви Сен-Лё-Сен-Жиль покоятся мощи святой равноапостольной царицы Елены. После почти 200-летнего забвения святыня была обнаружена в 1997 г. под сводом этого храма священником Николаем Никишиным, тогда диаконом православной церкви Трех святителей в Париже. Ссылаясь на опыт Святой земли, где различные христианские конфессии имеют возможность поклонения общехристианским святыням, православные стали добиваться разрешения совершать перед мощами святой Елены Божественную литургию. Начались переговоры с католической церковью. Однако дело не двигалось, поскольку во Франции таких прецедентов еще не было. Одним из членов приходского совета храма Сен-Лё-Сен-Жиль была вышеупомянутая Катрин Фанту-Гурнэ, горячая почитательница преподобного Серафима. В 2000 г. она по приглашению директора саровского театра посетила город, связанный с именем преподобного Серафима. Переговоры о совершении православного богослужения перед мощами святой равноапостольной царицы Елены в храме Сен-Лё-Сен-Жиль вел отец Николай Никишин. Госпожа Фанту-Гурнэ, узнав, что священник родом из Сарова – места подвигов преподобного Серафима, увидела в этом знак того, что наступило время батюшке Серафиму появиться во Франции. Она предложила устроить в католическом храме, в том месте, где находятся мощи святой царицы Елены, православный придел в честь преподобного Серафима, чтобы русские люди могли поклоняться святыне во всей церковной полноте своего богослужения. Катрин сумела убедить настоятеля храма в правильности такого решения. Таким образом, начиная с 2005 г., чудесным заступлением батюшки Серафима православные получили возможность совершать Божественную литургию у мощей святой царицы Елены.

Зимой 2010 г. православная делегация во главе с архиепископом Нижегородским и Арзамасским Георгием впервые посетила Францию с трехдневным визитом. Владыка Георгий был весьма удивлен, узнав, что в католическом храме, расположенном в центре Парижа, существует православный придел в честь преподобного Серафима. Высокопреосвященнейший Георгий отслужил молебен перед мощами святой равноапостольной царицы Елены. В совместной молитве приняло участие духовенство Корсунской епархии и прихожане православных русских приходов Парижа.

Заслуживает внимания история с поклонением Терновому венцу Спасителя, который хранится в соборе Парижской Богоматери (Нотр-Дам-де-Пари). И здесь помог батюшка Серафим! В 2004 г. отец Николай Никишин начал переговоры с настоятелем собора о предоставлении православным возможности служить молебны перед Терновым венцом, который даже для католиков выносится на поклонение только один раз в месяц и несколько раз в течение Великого поста. Секретарь настоятеля базилики Сакре-Кёр (второго по значению католического храма Парижа), госпожа Эвлин Дюман в 2003 г. во время празднования 100-летия со дня прославления преподобного Серафима посетившая Дивеево и ставшая свидетельницей великого торжества, пожелала почтить батюшку Серафима. Она помогла решить все организационные вопросы для совершения богослужения православными из России перед одной из величайших христианских святынь. С тех пор представители Московской патриархии получили право в пятницу Крестопоклонной седмицы совершать молебен перед Терновым венцом Спасителя.

В декабре 2006 г. богослужения перед Терновым венцом совершил Блаженнейший Владимир, митрополит Киевский и всея Украины, а в октябре 2007 г. – Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II в рамках их официальных визитов во Францию. Святейший Патриарх Алексий II отметил высокий уровень взаимопонимания, достигнутый здесь между православными и католиками: «Убежден в важности дальнейшего развития двусторонних отношений между нашими Церквями в духе любви и взаимоуважения, – подчеркнул Российский Первоиерарх. – Это особенно важно сегодня, когда наши Церкви вынуждены отвечать на многочисленные вызовы современности». Во многом такое взаимопонимание было достигнуто благодаря тому, что французы узнали и полюбили батюшку Серафима.

Свято-Успенский Мужской монастырь - Саровская пустынь / 2023 год / 20230712-Совещание по восстановлению Саровского монастыря
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Нравится 0

При использовании любых материалов ссылка (гиперссылка) на сайт Православный Саров обязательна

Текст и фото - Марии Курякиной

Write a comment

  • Required fields are marked with *.

If you have trouble reading the code, click on the code itself to generate a new random code.