Православный Саров

Подписаться на RSS-поток

Саровчане снимают фильмы о заброшенных нижегородских храмах

12 августа 2022 года

Неисповедимы пути Господни. Они могут привести от маленького, практически случайного любительского видеоролика к полномасштабному проекту, получившему президентский грант. В гостях у газеты «Новый город» побывали Александр Гусихин и Роман Сванидзе – авторы проекта православного творческого объединения «МiР» «Урочища Нижегородской области».

В 2017 году Александр Гусихин, инженер-исследователь института физики взрыва РФЯЦ-ВНИИЭФ, во время путешествия между Сасово и Ермишь увидел необыкновенную картину: в ста метрах от дороги стоит полуразрушенный храм, залитый солнцем. «Мне захотелось рассмотреть его поближе, - делится впечатлениями Александр, - и я пробрался внутрь». Не удержался и снял видеосюжет на фотоаппарат, а потом смонтировал небольшой фильм - образ разрушающейся церкви в поле не отпускал. Захотелось оставить о нем память для людей. После было снято еще 25 любительских роликов о заброшенных церквях.

Однако в то время Александру еще не думалось об объединяющей мысли всех фильмов, о серии работ. Идея пришла, когда он познакомился с Романом Сванидзе, о котором слышал как об известном в Сарове авторе-исполнителе. На музыкальной теме они и сошлись. Когда Роман посмотрел сюжет об одном храме, понял, что фильму не хватает озвучки. Так и родился дуэт авторов проекта.

«Очень красивые были съемки, но мне хотелось узнать также и историю этого храма», - вспоминает Роман.

«Место оказалось урочище Федотово. Огромный храм с удивительной архитектурной особенностью: у него две колокольни (одна разрушена, вторая сохранилась) и обе - ниже самого храма! Хотя обычно бывает наоборот», - рассказывает Александр. Вообще, во время поездок саровчане видели много церквей необычной архитектуры.

В Нижегородской области 75 заброшенных храмов. Про какие-то из них Роман с Александром уже сняли сюжеты. Признаются, что в идеале, конечно, хотелось бы снять про все, но объять необъятное невозможно - для этого не хватит ни сил, ни времени. Поэтому Роман предложил сузить задачу и для проекта выбрал храмы в урочищах - то есть те, которые некому и не для кого восстанавливать, ведь жизнь в населенных пунктах, где они стоят, давно прекратилась. Как правило, вокруг таких церквей даже остовы домов не сохранились. «Чистое поле и храм. Иногда там даже погостов рядом уже нет, - рассказывает Роман Сванидзе. - Считаю, важно сохранить память о таких местах. В нашей области урочищ, где сохранились храмы, всего десять. Кажется, локальный проект, но все равно масштаб огромный. При этом попутно мы сняли еще несколько сюжетов, и есть планы на места, которые нас «зацепили» во время поездок».

Материал для четырех видеофильмов был отснят осенью, а затем возникла необходимость в помощи и поддержке.

Роман Сванидзе: «Мы обратились в несколько грантовых фондов, и фонд президентских грантов нас поддержал. Грант мы получили, потратив его на приобретение более совершенной техники. Самое интересное, что мы не были одиноки. Сегодня разрушенные церкви снимают многие. Вместе с нами финансирование получил масштабный проект по фотофиксации всех разрушенных храмов нашей области и поиску исторической информации о них в архивах. Еще один проект был направлен на помощь энтузиастам на местах, которые хотели бы восстанавливать заброшенные храмы. Для таких людей организуют мастер-классы и проводят консультации те, кто уже имеет за плечами подобный опыт».

Как продвигается работа над созданием фильма? В идеале должно быть несколько съемочных дней, рассказали энтузиасты, - режиссерская раскадровка, подробный сценарий, и т.д. Но в жизни так не получается. Заранее определить, что, как и где должно сниматься, обычно не удается. Однако, как считают сами авторы, им Господь помогает.

Александр Гусихин: «Все отснятое хорошо ложится на сценарий - не всегда идеально, конечно, но в таком подходе тоже есть свои преимущества. Возможно, будь у нас все заранее продумано, какие-то вещи могли ускользнуть. Иногда стихийно, не по плану отснятый материал рождает идеи, которые вряд ли пришли бы нам в голову во время «теоретической» разработки материала.

В разных видеосюжетах разные акценты – где-то больше эмоционального фона, где-то – исторических фактов, а где-то приводятся различные гипотезы».

После выезда «на натуру» начинается работа над сюжетом. Роман собирает материал по теме. «Поскольку времени, сил и умения работать в архиве у меня нет, я изучаю открытые источники. Иной раз приходится перечитать целую книгу, чтобы в итоге в сценарий вошло всего два слова, - рассказывает он. - Часто информация бывает весьма противоречивой. Например, история церкви в урочище Алферьево полна загадок. Ответы на них мы, конечно, не нашли, но удалось хотя бы вопросы систематизировать».

Делятся информацией и люди – бывшие жители урочищ, их потомки, священнослужители благочиний Нижегородской епархии, историки-краеведы – к примеру, директор Шатковского краеведческого музея Александр Алексеевич Инжутов.

На съемках случается всякое. Так, дорога в урочище Колпёнка походила на настоящий квест с элементами триллера. Роман и Александр сбились с пути и им пробираться пришлось лесными тропинками, заросшими травой по пояс. Александр был вынужден выходить из машины и осматривать землю – нет ли впереди ям. В открытые окна набивались рои слепней, лобовое стекло покрывал желто-зеленый налет пыльцы, на которую у Александра тут же началась сильная аллергия. Повезло еще, что стояла жаркая сухая погода, и машина не увязла в грязи. Но несмотря на все трудности, путешественники, прочувствовавшие сполна, что значит добираться в настоящее урочище, все-таки до места доехали.

А в Тоузаково энтузиастам пришлось пережить «нападение дронов».

Кроме широкоформатной профессиональной камеры, для съемок используется квадрокоптер, который Александру даже пришлось официально зарегистрировать в Росавиации, поскольку такой аппарат может подниматься в область летных путей. Как раз он и «напал» на хозяина во время съемок в Тоузаково. Оператор, увлекшись спортивным режимом работы техники, резко вернул квадрокоптер к себе и тот лопастями изрезал ему руки.

Съемки с разных ракурсов разной техникой добавляют роликам яркости. Монтаж фильма проводится в домашней студии. Александр применяет цветокоррекцию, пытаясь добиться идеального света и цвета при монтаже фильмов. Озвучивает видеосюжеты Роман. Его бархатный, со множеством обертонов голос, придает роликам особую выразительность. В фильмах используется музыка Г. Свиридова и А. Архиповского, которая прекрасно вписывается в общую концепцию. «На этом проекте мы растем», - признается Роман Сванидзе.

На сегодняшний день ребята смонтировали шесть видеосюжетов. По условиям гранта они должны выпустить десять видеороликов и один общий фильм, в котором в слегка урезанном виде будут представлены все храмы нижегородских урочищ.

Авторы проекта надеются, что их фильмы найдут своего зрителя. Конечно, видеосюжеты будут интересны тем, кто в этих местах жил, откуда родом их предки. Например, Ирина Ливанова сейчас живет на Урале, но имеет нижегородские корни. Когда она увидела в интернете ролик про Кирманы - село, которое официально числится «живым», однако жизнь в нем уже прекратилась, - тут же написала авторам: «До слез». Вообще, эти ролики побуждают людей записывать свои воспоминания о местах детства. Интересны видео будут и для православных людей, и для тех, кто любит и изучает историю своего края, своей малой родины. Да и для молодого поколения – старшеклассникам, студентам. В планах авторов не только выложить все ролики в интернет, но и предложить свои работы на региональные телеканалы.

Удивительно, но некоторые храмы, о которых сняты фильмы, возрождаются! В соцсетях Александр Гусихин познакомился с отцом Алексеем Весниным, настоятелем храма в поселке Мухтолово. Это настоящий профессионал в деле восстановления церквей: за его плечами опыт 17 храмов! Он зарождает в них жизнь: да, иногда в храме могут быть пока фанерные стены и бумажные иконы, но службы уже идут! К этой работе отец Алексей привлекает множество людей.

В одном из таких мест, в селе Заречное, Александр Гусихин и Роман Сванидзе сняли сюжет о первой после 1930-х годов литургии.

Так что в некоторых урочищах жизнь в храмах восстанавливается. Пусть пока не само село, но пути Господни неисповедимы. Происходят настоящие чудеса…

Но об этом авторы попросили не рассказывать. Надеемся, что совсем скоро мы сможем сами все увидеть благодаря видеосюжетам саровчан.

Посмотреть видеофильмы Александра Гусихина и Романа Сванидзе можно в соцсети ВКонтакте «Заброшенные церкви Нижегородской области» https://vk.com/club214818394

Текст Инессы Шевцовой, фото из архива А. Гусихина, материал опубликован в газете «Новый город» от 9.08.2022.

Посмотреть видеофильмы Александра Гусихина и Романа Сванидзе можно https://vk.com/club214818394 и https://www.youtube.com/channel/UCF1agmxgvndeQVmXeqhr..

 
 
 
1 2 3 4 5

Нравится 0

При использовании любых материалов ссылка (гиперссылка) на сайт Православный Саров обязательна

Текст Инессы Шевцовой, фото из архива А. Гусихина, материал опубликован в газете «Новый город» от 9.08.2022

Write a comment

  • Required fields are marked with *.

If you have trouble reading the code, click on the code itself to generate a new random code.
 
Загружается...