Православный Саров

Подписаться на RSS-поток

Осмысление отечественной истории

2 июня 2022 года

Своими впечатлениями от участия в работе ХХХ Международных образовательных чтений поделился учитель логики и древних языков Саровской православной гимназии Евгений Александрович Гнатенко.

Петр I оставался верующим православным человеком

Во время пленарного заседания, которое традиционно проходило на территории Московского Кремля, Его Святейшество, Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл обратился к собравшимся участникам чтений (а их было около шести тысяч человек) с речью, в которой объяснил значение реформ Петра Великого в жизни Русской Церкви и государства.

Вопреки существовавшим в эпоху русской революции резко негативным оценкам («Святотатственная рука нечестивого Петра свела первосвятителя Российского с его векового места в Успенском соборе»), Его Святейшество сделал акцент на позитивной роли первого российского императора. Он отметил, что «невзирая на ряд неоднозначных государственных решений, Петр Алексеевич оставался верующим православным человеком. Не стоит забывать о том, что при нем в новую столицу государства были перенесены мощи св. блгв. князя Александра Невского, которого царь очень почитал. Несмотря на некоторые сложности, с особым сыновним чувством относился Петр и к свт. Митрофану Воронежскому. Благоустройство Высоко-Петровского монастыря в Москве и строительство Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге, освящение Андреевского флага как символа российского флота и наречение первых российских кораблей именами апостолов Петра и Павла — вот лишь малая часть значимых деяний Петра Великого, совершенных им во благо России и свидетельствующих о нем как о православном правителе, сознававшем ценность веры и христианской духовной культуры для жизни народа».

Два секуляризма

Говоря о секуляризме и религиозности в жизни нашей страны, Его Святейшество указал на то, что есть два разных секуляризма. Один секуляризм, разграничивая компетенции Церкви и государства, восходит к идеалу симфонии, идущему еще от Византии, и вполне приемлем. Но есть и такой секуляризм, который пытается, по слову Патриарха, «отделить от души человека религиозную веру», и представляет собой ни что иное, как воинствующий атеизм. И против такого секуляризма Церковь призвана бороться.

О внешнем и внутреннем

Мне показалось очень интересным, что, говоря о сложных вопросах исторического бытия России и Церкви, Патриарх нашел время и для разговора о таких, казалось бы, незначительных вопросах, как одежда христианина. «Не будем обманываться: ни традиционная одежда, ни традиционная внешность не делают нас учениками Христовыми. Некоторым кажется: чем длиннее платье, чем оно темнее, тем спасительнее. Не хочу говорить: пожалуйста, откажитесь навсегда от такого рода одежды; но просто хочу подчеркнуть, что одежда не спасает, как не спасают внешние проявления религиозности, если нет подлинной веры, которая споспешествуется добрыми делами», — отметил Патриарх Кирилл.

Сектоведческие исследования

Под руководством владыки Филарета, епископа Дальнеконстантиновского, викария Нижегородской епархии, и бессменного лидера сектоведческих исследований в России профессора Александра Леонидовича Дворкина прошла секция «Секты, государство и пандемия».

Сам Александр Леонидович сделал обзорный доклад, посвященный деятельности сект в России за последний год и мерам, которые принимало Российское государство, когда представители сект нарушали законодательство РФ.

Лично для меня был очень интересен доклад протоиерея Алексия Слюсаренко (см. https://www.youtube.com/watch?v=8tpgTBrZq30), посвященный теме русской интеллигенции, оторванной от народа и внедряющей разрушительные идеи в массовое сознание. Рассуждая о сектантском отношении к общественным вопросам, который подметили у русской интеллигенции еще авторы знаменитого сборника «Вехи» (1909), отец Алексий перешел к теме церковной интеллигенции, отмечая, что церковность, глубокая вера во Христа способна изменить в лучшую сторону мировоззрение даже заблудившегося в сектах и высокоумных построениях человека.

Литература в контексте истории

На базе Библиотеки имени А. Ф. Лосева прошло заседание научно-практического семинара «Наследие нашего прошлого: уроки литературы в контексте русской истории». Примечательно, что заседание проходило в День славянской письменности и культуры, когда мы вспоминаем дело святых братьев Кирилла и Мефодия. В этот же день в 1988 году окончилась земная жизнь великого русского философа А. Ф. Лосева (монаха Андроника). Не случайно один из докладов был посвящен последней работе Лосева «Реальность общего: слово о Кирилле и Мефодии». Философ размышляет о том, что в его воцерковлении огромную роль сыграл домовый храм во имя свв. Кирилла и Мефодия в Новочеркасской классической гимназии, где прошли его школьные годы. Я был однажды в Новочеркасске, посещал эту гимназию, побывал и в храме (сейчас там гимназический музей). Храм находился на втором этаже гимназии и был, что называется, в шаговой доступности для любого гимназиста. Коридор гимназии, дверь – и ты в храме.

Запомнилось выступление Наиры Костанян, человека с огромным опытом преподавания русской литературы (кстати, участницы всех тридцати Рождественских чтений, с самых первых). Она рассказала о своем опыте прочтения неизвестной мне до этого работы Ивана Шмелева «Куликово поле», говорила о том, как эту работу воспринимают учащиеся православной гимназии.

Бережливость в сфере просвещения

Митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий возглавил секцию, посвященную теме бережливого сознания. Она объединила за одним столом представителей власти и Церкви, людей самых разных профессий, в основном, конечно, педагогов. Владыка Георгий поделился воспоминаниями о том, как он сам пришел к этой теме, какие аргументы заставили его в свое время более внимательно присмотреться к самому явлению бережливости, которое он противопоставил расточительности, снабдив свою речь евангельскими примерами. Представители власти в своих докладах коснулись практической стороны вопроса, делали экскурсы в историю России, и даже провели кропотливый анализ контекстов, где появляется слово «бережливость». Обсуждались и спорные вопросы, связанные с темой бережливости, например, возможность переноса идеологии бережливости из сферы промышленности в сферу просвещения.

В целом ХХХ Рождественские чтения оставили самые лучшие впечатления. Несмотря на сложный период в развитии нашего общества, опыт и идеи, восходящие к личности Петра Великого, великого преобразователя и просветителя России, вселяют веру в великое будущее нашей страны.

Православная гимназия / 2013 год / 20130916-публичный доклад Суздальцевой
 
 
 
 
 
 

Нравится 0

При использовании любых материалов ссылка (гиперссылка) на сайт Православный Саров обязательна

Е. А. Гнатенко

Write a comment

  • Required fields are marked with *.

If you have trouble reading the code, click on the code itself to generate a new random code.