Православный Саров

Подписаться на RSS-поток

«Просто этот человек жил в Духе Святом…»

16 марта 2019 года

27 февраля в библиотеке им. В. Маяковского прошел вечер памяти схиигумена Иеронима (Верендякина). Предлагаем вашему вниманию самые яркие воспоминания о батюшке Иерониме, которые прозвучали на этой встрече.

Светлана Михайловна Шанина:

— Так Бог управил, что становление Санаксарского монастыря и нашего саровского прихода храма Всех Святых протекало одновременно. При храме сразу образовалась воскресная школа, и мы все на большом автобусе поехали в Санаксар. Там состоялось наше первое знакомство с отцом Иеронимом. Ни дети, ни родители еще практически не были воцерковленными. Дети потом мне говорили: «Это настоящий святой, Светлана Михайловна!» Он сразу так много дал детям, что завязалась наша дружба, которая длилась до самой кончины батюшки. Мы ездили туда всей школой в каждый Рождественский и Великий пост. Ехали как на праздник, потому что нас ждал отец Иероним. И он радовался, что видит так много детей.

Все хотели исповедоваться только у него. А после службы отец Иероним выходил и с нами беседовал — уставший, но радостный, с таким светлым лицом, что этой любви хватало всем, кто слушал его. И до сих пор эти, уже выросшие дети вспоминают его слова. Например, на вопрос, как надо молиться, он ответил: «Деточки, читайте Псалтирь, хотя бы одну «Славу» в день. И эта «Слава» заменит все молитвы, которые можно читать часами». Он только один раз это сказал, но когда он дал такое благословение, дети приходили в воскресную школу и говорили: «Светлана Михайловна, мы читаем по одной «Славе» в день». Думаю, это осталось у многих на всю жизнь.

Однажды под Рождество ночью прошел страшный ледяной дождь, и к утру был сплошной каток. Я всех обзвонила, чтобы родители решили, отпускать ли детей в поездку. И что вы думаете? Ни один не отказался поехать в Санаксар. И как батюшка Иероним радовался, что мы приехали в этот жуткий гололед!

А в другой раз мы из-за непогоды приехали уже к концу службы и опоздали к исповеди и Причастию. Но после литургии батюшка Иероним повел сорок детей к себе в келью на помазание. Детки разулись перед входом, уж и не знаю, как мы там уместились. Батюшка велел келейнику нести все, что есть. Он с нами говорил, всем подарил конфеты и пряники. Его любовь явилась для нас великим чудом и утешением. Никто даже не расстроился, что мы не причастились в монастыре. Также батюшка подарил всем иконки еще не прославленного Государя Николая II и сказал: «Ему нужно молиться. Скоро это будет святой». Пора было уходить, а он продолжал что-то доставать и дарить. Это и большие иконы, которые мы потом повесили в школе. Мне подарил кувшин для святой воды, он у меня стоит до сих пор. Батюшка утешал нас, как только мог, это была любовь нескончаемая. От него шел духовный свет. И такая тишина была у этих детей, которые уже устали, и им бы впору побегать. А они сидели и смотрели на него, как на икону.

Не могу умолчать и о том, что было лично со мной. Моя дочь тяжело заболела. Мы выкрали ее из больницы и повезли в Санаксар. Ей предстояла сложная операция, после которой могло уже никогда не быть детей. Батюшка Иероним сказал ей: «Ты ничего не бойся, все будет хорошо. Мало того, я буду молиться, и ты родишь». В это никто не верил, но у нас действительно родилась Мария, в полгода мы привезли ее к батюшке Иерониму на благословение. И каждый день мы поминаем его в своих молитвах, хоть он еще и не прославлен. Конечно, хочется, чтобы его причислили к лику святых…

Наместник Рождество-Богородичного Санаксарского монастыря архимандрит Иннокентий (Руденко):

— Духовная жизнь монастыря основана на молитве, таинствах и на усилии человека удержать благодать Божию в любых, даже самых сложных обстоятельствах. И первое, куда обращается монах, это — к духовнику, потому что чаще всего сам справиться со своими страстями, немощами и переживаниями не может. И если наместник монастыря это — отец, то духовник — мать. К кому, как не к матери каждый человек прибегает за утешением? И мы в монастыре так же обращались к братскому духовнику. Он имел дар утешения, всегда молился и любил людей.

Вечером братия часто приходили к нему в келью на исповедь, и каждый из нас бывал утешен. Порой пока сидишь в очереди, и перед тобой пройдут несколько братий, все вопросы разрешатся сами собой. Являешься туда весь в смятении, а когда подойдешь к батюшке, уже чувствуешь, что скорби на душе нет, и он просто разрешает некоторые твои недоумения, а иногда просто прочитает молитву и отпускает…

Враг часто действует на нас через мысли. А в присутствии батюшки помыслы теряли свою силу над нами. Казалось бы, неразрешимая проблема, серьезный конфликт, но подходишь к нему, и сердце отпускает. Он своей молитвой примирял многих. Держал нас своей молитвой…

Исторически сложилось так, что наш монастырь всегда был заштатным, не имея никакого содержания еще в старое, дореволюционное время. Он должен был быть закрыт, но по милости Божией прп. Феодор Санаксарский выхлопотал, чтобы его оставили с условием, что братия своими силами будет заботиться о благосостоянии обители. И монахи всегда своими трудами добывали все необходимое. С 1991 года Санаксарский монастырь стал возрождаться, а без духовника братство не живет. Батюшка Иероним для многих явился первым человеком, к которому спешили за советом и утешением. Как духовник он всегда за литургией молился за братство и еще за многих людей. У него были большие помянники, по которым он совершал свое молитвенное служение.

Чтобы ни случилось, он никого не осуждал, подавая нам в этом великий пример. Глядя на него, мы твердо знали, что и делами монастыря, и обстоятельствами нашей внутренней жизни — всем управляет Господь. Все в руке Божией, а не во власти людей, через которых возникали различные неустройства и искушения. Мы приучились — нужно немножко помолиться и потерпеть, и все разрешится…

Современные монастыри мало похожи на древние христианские общины, но самое главное сокровище, которое нам даровал Господь, это — любовь наших духовных отцов. Мы — счастливые люди, что видели человека святой жизни, который дал нам пример, как нужно жить и любить ближних. И эта любовь, согревающая сердца, не прошла даром. Она переливалась в нас, помогая нам формироваться, как пастыри и монахи.

Возле его келейки собиралось по 50-60 паломников и, особенно в последние годы, когда у него не хватало сил общаться с каждым из них, он говорил: «Пожалуйста, читайте Евангелие и Апостол. Там все есть. И Господь все вам откроет и переменит вашу жизнь». Люди слушали старца, он имел неоспоримый авторитет свыше, потому что имел любовь. А если у человека есть любовь, то он никогда не обидит другого, не оскорбит, не осудит, поймет, всегда выслушает, вытерпит немощи, сможет принять ближнего и сказать ему то, что Господь положит на сердце.

К батюшке приезжало много людей, по 10-15 автобусов, и братия порой были недовольны, потому что лишались тишины и уединения. Но когда их самих Господь утешал через духовника, они становились мягче и уже не обращали внимание на столпотворение, которое было у нас при жизни батюшки Иеронима…

Вспоминается такой момент. Когда мы узнали, что в Подмосковье преставилась современная подвижница схимонахиня Нила, я сообщил об этом батюшке Иерониму. Ожидал, что он выскажет сочувствие или что-то скажет об усопшей. А он просиял в лице. Такая радость бывает только на Пасху, и я понял, что матушка спаслась. Отцу Иерониму были открыты многие тайны, скрытые от нас. И он совсем по-другому воспринимал эту жизнь. Его необычная радость, покой и мир переходили к нам и на исповеди, и во время разговора, после чего мы какое-то время ходили в состоянии благодати. Вот что делает молитва человека любящего!

Архивариус Санаксарского монастыря игумен Венедикт (Кулешов):

Я был человеком книжным, мучимым многими помыслами и вопросами. Пришел к вере в зрелом возрасте, читая христианскую литературу. Прежде всего я искал в христианстве любовь. Во многих книгах я ее не нашел, но увидел в живом человеке, живущем во Христе, это был схиархимандрит Макарий (Болотов), духовный наставник многих старцев, в т. ч. и отца Иеронима. Воздействие такого человека определяется не его знаниями, не жизненным или даже духовным опытом, а присутствием в нем Святого Духа, который проявляет себя через любовь к людям. Этим же свойством обладал и отец Иероним.

В 1995 году я пришел в Санаксарский монастырь для исправления себя. Моим духовником стал схиархимандрит Питирим (Перегудов), с ним я общался до конца его жизни. Отец Питирим то вразумлял меня, то, бывало, стукнет по голове крестом. Но иногда он был в отъезде, и тогда я шел на исповедь к старцу Иерониму. С ним все было по-другому. Идешь со смущающими помыслами (начатками неправильных духовных состояний) и по мере приближения к нему почти физически ощущаешь, как все рассеивается…

Для меня в старце Иерониме было главным не то, что он говорил, а его любовь… Откуда это у него? А это не его, это через него Святой Дух действовал. Думаю, что не за какие-то подвиги, а за его смирение. Шесть лет рядом со мной жил этот подвижник, и я ни разу не видел его не то, чтобы раздраженным, но даже просто в смятении духа, хотя это был живой и темпераментный человек. Его ничто не могло вывести из себя. Как такое возможно? А просто этот человек жил в Духе Святом…

Наша история / 2012_Выставка Преодоление Москва
 
 
 
 
 
 
2-я часть рисунка девочки Ани Рыжовой
2-я часть рисунка...
Кукла, изображающая священника
Кукла, изображающ...
Кружка, изготовленная из латунного потира
Кружка, изготовле...
Один из эскизов значка Союза воинствующих безбожников
Один из эскизов з...
Один из эскизов значка Союза воинствующих безбожников
Один из эскизов з...
 
 
Антирелигиозный плакат
Антирелигиозный п...
 
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

Нравится 0

При использовании любых материалов ссылка (гиперссылка) на сайт Православный Саров обязательна

Подготовила М. Курякина, фото автора и из архива

Write a comment

  • Required fields are marked with *.

If you have trouble reading the code, click on the code itself to generate a new random code.