16 марта 2019 года
27 февраля в библиотеке им. В. Маяковского прошел вечер памяти схиигумена Иеронима (Верендякина). Предлагаем вашему вниманию самые яркие воспоминания о батюшке Иерониме, которые прозвучали на этой встрече.
Светлана Михайловна Шанина:
— Так Бог управил, что становление Санаксарского монастыря и нашего саровского прихода храма Всех Святых протекало одновременно. При храме сразу образовалась воскресная школа, и мы все на большом автобусе поехали в Санаксар. Там состоялось наше первое знакомство с отцом Иеронимом. Ни дети, ни родители еще практически не были воцерковленными. Дети потом мне говорили: «Это настоящий святой, Светлана Михайловна!» Он сразу так много дал детям, что завязалась наша дружба, которая длилась до самой кончины батюшки. Мы ездили туда всей школой в каждый Рождественский и Великий пост. Ехали как на праздник, потому что нас ждал отец Иероним. И он радовался, что видит так много детей.
Все хотели исповедоваться только у него. А после службы отец Иероним выходил и с нами беседовал — уставший, но радостный, с таким светлым лицом, что этой любви хватало всем, кто слушал его. И до сих пор эти, уже выросшие дети вспоминают его слова. Например, на вопрос, как надо молиться, он ответил: «Деточки, читайте Псалтирь, хотя бы одну «Славу» в день. И эта «Слава» заменит все молитвы, которые можно читать часами». Он только один раз это сказал, но когда он дал такое благословение, дети приходили в воскресную школу и говорили: «Светлана Михайловна, мы читаем по одной «Славе» в день». Думаю, это осталось у многих на всю жизнь.
Однажды под Рождество ночью прошел страшный ледяной дождь, и к утру был сплошной каток. Я всех обзвонила, чтобы родители решили, отпускать ли детей в поездку. И что вы думаете? Ни один не отказался поехать в Санаксар. И как батюшка Иероним радовался, что мы приехали в этот жуткий гололед!
А в другой раз мы из-за непогоды приехали уже к концу службы и опоздали к исповеди и Причастию. Но после литургии батюшка Иероним повел сорок детей к себе в келью на помазание. Детки разулись перед входом, уж и не знаю, как мы там уместились. Батюшка велел келейнику нести все, что есть. Он с нами говорил, всем подарил конфеты и пряники. Его любовь явилась для нас великим чудом и утешением. Никто даже не расстроился, что мы не причастились в монастыре. Также батюшка подарил всем иконки еще не прославленного Государя Николая II и сказал: «Ему нужно молиться. Скоро это будет святой». Пора было уходить, а он продолжал что-то доставать и дарить. Это и большие иконы, которые мы потом повесили в школе. Мне подарил кувшин для святой воды, он у меня стоит до сих пор. Батюшка утешал нас, как только мог, это была любовь нескончаемая. От него шел духовный свет. И такая тишина была у этих детей, которые уже устали, и им бы впору побегать. А они сидели и смотрели на него, как на икону.
Не могу умолчать и о том, что было лично со мной. Моя дочь тяжело заболела. Мы выкрали ее из больницы и повезли в Санаксар. Ей предстояла сложная операция, после которой могло уже никогда не быть детей. Батюшка Иероним сказал ей: «Ты ничего не бойся, все будет хорошо. Мало того, я буду молиться, и ты родишь». В это никто не верил, но у нас действительно родилась Мария, в полгода мы привезли ее к батюшке Иерониму на благословение. И каждый день мы поминаем его в своих молитвах, хоть он еще и не прославлен. Конечно, хочется, чтобы его причислили к лику святых…
Наместник Рождество-Богородичного Санаксарского монастыря архимандрит Иннокентий (Руденко):
— Духовная жизнь монастыря основана на молитве, таинствах и на усилии человека удержать благодать Божию в любых, даже самых сложных обстоятельствах. И первое, куда обращается монах, это — к духовнику, потому что чаще всего сам справиться со своими страстями, немощами и переживаниями не может. И если наместник монастыря это — отец, то духовник — мать. К кому, как не к матери каждый человек прибегает за утешением? И мы в монастыре так же обращались к братскому духовнику. Он имел дар утешения, всегда молился и любил людей.
Вечером братия часто приходили к нему в келью на исповедь, и каждый из нас бывал утешен. Порой пока сидишь в очереди, и перед тобой пройдут несколько братий, все вопросы разрешатся сами собой. Являешься туда весь в смятении, а когда подойдешь к батюшке, уже чувствуешь, что скорби на душе нет, и он просто разрешает некоторые твои недоумения, а иногда просто прочитает молитву и отпускает…
Враг часто действует на нас через мысли. А в присутствии батюшки помыслы теряли свою силу над нами. Казалось бы, неразрешимая проблема, серьезный конфликт, но подходишь к нему, и сердце отпускает. Он своей молитвой примирял многих. Держал нас своей молитвой…
Исторически сложилось так, что наш монастырь всегда был заштатным, не имея никакого содержания еще в старое, дореволюционное время. Он должен был быть закрыт, но по милости Божией прп. Феодор Санаксарский выхлопотал, чтобы его оставили с условием, что братия своими силами будет заботиться о благосостоянии обители. И монахи всегда своими трудами добывали все необходимое. С 1991 года Санаксарский монастырь стал возрождаться, а без духовника братство не живет. Батюшка Иероним для многих явился первым человеком, к которому спешили за советом и утешением. Как духовник он всегда за литургией молился за братство и еще за многих людей. У него были большие помянники, по которым он совершал свое молитвенное служение.
Чтобы ни случилось, он никого не осуждал, подавая нам в этом великий пример. Глядя на него, мы твердо знали, что и делами монастыря, и обстоятельствами нашей внутренней жизни — всем управляет Господь. Все в руке Божией, а не во власти людей, через которых возникали различные неустройства и искушения. Мы приучились — нужно немножко помолиться и потерпеть, и все разрешится…
Современные монастыри мало похожи на древние христианские общины, но самое главное сокровище, которое нам даровал Господь, это — любовь наших духовных отцов. Мы — счастливые люди, что видели человека святой жизни, который дал нам пример, как нужно жить и любить ближних. И эта любовь, согревающая сердца, не прошла даром. Она переливалась в нас, помогая нам формироваться, как пастыри и монахи.
Возле его келейки собиралось по 50-60 паломников и, особенно в последние годы, когда у него не хватало сил общаться с каждым из них, он говорил: «Пожалуйста, читайте Евангелие и Апостол. Там все есть. И Господь все вам откроет и переменит вашу жизнь». Люди слушали старца, он имел неоспоримый авторитет свыше, потому что имел любовь. А если у человека есть любовь, то он никогда не обидит другого, не оскорбит, не осудит, поймет, всегда выслушает, вытерпит немощи, сможет принять ближнего и сказать ему то, что Господь положит на сердце.
К батюшке приезжало много людей, по 10-15 автобусов, и братия порой были недовольны, потому что лишались тишины и уединения. Но когда их самих Господь утешал через духовника, они становились мягче и уже не обращали внимание на столпотворение, которое было у нас при жизни батюшки Иеронима…
Вспоминается такой момент. Когда мы узнали, что в Подмосковье преставилась современная подвижница схимонахиня Нила, я сообщил об этом батюшке Иерониму. Ожидал, что он выскажет сочувствие или что-то скажет об усопшей. А он просиял в лице. Такая радость бывает только на Пасху, и я понял, что матушка спаслась. Отцу Иерониму были открыты многие тайны, скрытые от нас. И он совсем по-другому воспринимал эту жизнь. Его необычная радость, покой и мир переходили к нам и на исповеди, и во время разговора, после чего мы какое-то время ходили в состоянии благодати. Вот что делает молитва человека любящего!
Архивариус Санаксарского монастыря игумен Венедикт (Кулешов):
— Я был человеком книжным, мучимым многими помыслами и вопросами. Пришел к вере в зрелом возрасте, читая христианскую литературу. Прежде всего я искал в христианстве любовь. Во многих книгах я ее не нашел, но увидел в живом человеке, живущем во Христе, это был схиархимандрит Макарий (Болотов), духовный наставник многих старцев, в т. ч. и отца Иеронима. Воздействие такого человека определяется не его знаниями, не жизненным или даже духовным опытом, а присутствием в нем Святого Духа, который проявляет себя через любовь к людям. Этим же свойством обладал и отец Иероним.
В 1995 году я пришел в Санаксарский монастырь для исправления себя. Моим духовником стал схиархимандрит Питирим (Перегудов), с ним я общался до конца его жизни. Отец Питирим то вразумлял меня, то, бывало, стукнет по голове крестом. Но иногда он был в отъезде, и тогда я шел на исповедь к старцу Иерониму. С ним все было по-другому. Идешь со смущающими помыслами (начатками неправильных духовных состояний) и по мере приближения к нему почти физически ощущаешь, как все рассеивается…
Для меня в старце Иерониме было главным не то, что он говорил, а его любовь… Откуда это у него? А это не его, это через него Святой Дух действовал. Думаю, что не за какие-то подвиги, а за его смирение. Шесть лет рядом со мной жил этот подвижник, и я ни разу не видел его не то, чтобы раздраженным, но даже просто в смятении духа, хотя это был живой и темпераментный человек. Его ничто не могло вывести из себя. Как такое возможно? А просто этот человек жил в Духе Святом…
Нравится | 0 |
При использовании любых материалов ссылка (гиперссылка) на сайт Православный Саров обязательна