Православный Саров

Подписаться на RSS-поток

Учитель от Бога

27 сентября 2018 года

27 сентября отметила свое 70-летие одна из первых прихожанок храма Всех Святых, первый директор приходской воскресной школы Светлана Михайловна Шанина. Мы попросили рассказать о ней ее друзей и коллег.

Марина Евгеньевна Куванова:

Мы трудились вместе со Светланой Михайловной в Доме ученых. Она там возглавляла отдел, готовила музыкальные вечера. Тогда к нам в город артисты не приезжали, все делалось своими силами. Светлана Михайловна писала великолепные сценарии и вдохновенно вела эти вечера, у нее очень красивая и грамотная речь — заслушаешься. Но для меня она не столько профессионал, сколько настоящий, невероятно добрый и преданный человек. Когда случалась беда, она оказывалась рядом по зову и без зова, забывая о себе. В трудную минуту жизни она стала мне опорой, практически выходила. Из доброты проистекают все ее поступки...

Анна Дмитриевна Яковлева:

Более десяти лет Светлана Михайловна отдала Профессионально-творческому училищу искусств (ПТУИ), с момента его образования в 1994 году. Это было время творческого поиска и полета фантазии. Педагогам нужно было с нуля создавать научно-методическую базу своей деятельности. У нас работали звезды саровского театра, заслуженные артисты и художники. Учреждение было экспериментального типа, причем, исключительно для подростков, начиная с 13-14 лет. Обучали их три года с прицелом на дальнейшую профессию.

Светлана Михайловна преподавала ученикам театрального отделения историю искусств. Она на своих уроках формировала общую культуру детей, стремясь максимально расширить их художественный кругозор. Часто давала открытые уроки для учителей, и это был эталон педагогического мастерства. Участвовала в научных конференциях, выступала, писала статьи. Стала победителем первого конкурса «Учитель года», который проводился в училище в 1999 году.

Тогда не было мультимедийных средств. Сейчас бы эти уроки велись с экраном, роликами и презентациями, а тогда были только альбомы по искусству и завывающий проигрыватель. Тем не менее, учитель достигал своих целей.

Светлана Михайловна это не только высококлассный учитель, но и воспитатель с большой буквы. Она была классным руководителем или куратором воспитанников. Это значит, что она была их мамой и другом, знала их жизнь, мечты и проблемы. Стремилась предельно бережно обращаться с тонкими, ранимыми детскими душами, и я как завуч часто узнавала о каких-то проблемах уже после того, как они были ею улажены. Она не пользовалась авторитарными методами, а все регулировала мудрым педагогическим вмешательством в ситуацию: советом, душевным разговором, убеждением родителей.

Подростки ее обожали. Она побуждала детей мыслить и грамотно выражать свою точку зрения. В том, что ее ученики выбрали путь искусства, во-многом вклад Светланы Михайловны. Это актеры Александр Суворов и Екатерина Клочкова, художник Андрей Клочков, нынешний директор ДШИ-2.

Она принимала большое участие в жизни нашей школы как очага культуры. Разработала и организовала ряд культурных проектов. Я до сих пор помню ее музыкально-литературные композиции, посвященные творчеству Пушкина. Горели свечи, звучал ее мягкий голос, зал проникался музыкой стиха. У нее был огромный багаж знаний и высокая культура слова.

Светлана Михайловна это — разносторонний человек высокой культуры, и она умела зажечь интерес к культуре у многих людей. Была очень требовательна к себе, тщательно готовилась к урокам. Никогда не позволяла себе кричать, срываться на детях, хотя они и шалили, и хулиганили. Всегда была сдержанна, умела найти нужный тон и подход к каждому ребенку. Поэтому ее дети состоялись и в жизни, и в профессии. Я думаю, что именно религиозный стержень помог ей стать сильным учителем и духовно богатым человеком, к которому тянулись многие. У меня есть подаренный ею Новый Завет, которым до сих пор пользуюсь. Православной литературы тогда не было, а она однажды принесла целый ящик книг и раздала коллегам.

Марина Юрьевна Козырева:

Светлана Михайловна была моим наставником, учила быть учителем. Передала мне часть своей нагрузки, и я стала преподавать историю народных промыслов. Приходила ко мне на уроки, подсказывала, помогала составлять план работы, делилась литературой. Также я стала учиться у нее вести экскурсии по выставкам работ наших педагогов и учащихся.

Мария Павловна Карпунина:

Когда я привела дочку в воскресную школу, Светлана Михайловна уже была ее директором. Если не было какого-то учителя, она преподавала вместо него, разбиралась во всем. У нее было много книг, она их приносила, показывала. Сначала занятия были в храме, а потом — в деревянном домике. Домик нам передали в плачевном состоянии, и мы дружно приходили после работы ремонтировать его. Меня избрали председателем родительского комитета, и я погрузилась в эти заботы.

Самыми интересными у нас были Рождественские и Пасхальные праздники. Детки их очень любили. Светлана Михайловна привлекала много творческих людей и сама умела все преподнести умно, красиво, ненавязчиво. Она находила большие залы, и праздники проходили не на приходском, а на высоком городском уровне. И это при том, что денег не было вообще, а с прихода мы не брали ни копейки. Время было трудное. Одна из наших родительниц обходила киоски-шайбы и собирала в полиэтиленовый пакет деньги на праздник воскресной школы. Кто-то конфет даст, кто-то печенья. Вот так мы начинали.

Матушка Татьяна Кузнецова:

Для меня педагоги это — люди с другой планеты. Уважаю их бесконечно. Мои дети учились в ПТУИ, сын обучался резьбе по дереву, дочь — профессии художника-декоратора, и у них обоих преподавала Светлана Михайловна. Когда был выпускной вечер, я от имени родителей готовила речь, а когда вышла, не смогла ничего сказать и расплакалась. Чувства переполняли. Настолько детям нравилось в этой школе, они шли туда, как домой, их окрыляла любовь, которую они там получали.

Светлана Михайловна — филолог, и она обо всем могла говорить прекрасно, как будто книгу читает. Я стала крестной ее внучки Маши. Светлана Михайловна воспитывала ее на произведениях Пушкина, всегда подмечала православные мотивы его творчества. Ставила малышку к окошку и просила ее описать, «что мы сегодня видим на красивой природной сцене».

Воскресная школа возникла на энтузиазме и желании людей жить с Богом. Из нашей воскресной школы вышли и священники, и монахи. Удивительное качество Светланы Михайловны — ее сибирская доброта, широкая душа. Я такого не встречала ни у кого. Кому она только не помогала! Даже совершенно чужим людям, не ожидая что-то получить назад. Уверена, что это все ей вернется сторицей. Ей многие звонят, чтобы поговорить, спросить совета. Она умеет поддержать и утешить человека.

Наталья Алексеевна Алексеева:

В душе Светланы Михайловны есть главные христианские добродетели: вера, надежда, любовь. Вера — верность. Она была верным чадом первого саровского священника протоиерея Владимира Алясова, который благословил ее организовать детскую воскресную школу. Надежда. Она всегда надеялась, что те ростки добра, которые она насадила в душе ребенка, взойдут и принесут плоды. Теперь дети выросли, и мы видим плоды. Любовь. Только с любовью можно достучаться до детской души. Вы не представляете, скольким ребятам она помогла. Они могли к ней обратиться в любое время дня и ночи.

И мы два года назад обратились к Светлане Михайловне за помощью — нужно было подготовить концерт ко Дню Победы в Духовно-научном центре Саровского монастыря. Она откликнулась и написала удивительный сценарий, собрала более полусотни самодеятельных артистов, детей и взрослых. Это был яркий и запоминающийся праздник. Потом мы не раз обращались к Светлане Михайловне, и она никогда нам не отказывала, ведь это нужно для людей.

Поздравляем Светлану Михайловну Шанину с юбилеем и наступающим Днем учителя. Многая лета!

Персоны / 20201218-Раина Елена Анатольевна
 
 
 
 
 
 
1 2

Нравится 0

При использовании любых материалов ссылка (гиперссылка) на сайт Православный Саров обязательна

Подготовила М. Курякина, фото автора, А. Виноградовой и из архива ДШИ-2

Write a comment

  • Required fields are marked with *.

If you have trouble reading the code, click on the code itself to generate a new random code.