Православный Саров

Подписаться на RSS-поток

Сергей Морозов: «Наша живопись тесно переплетается с верой»

18 июня 2018 года

Иконописцы мастерской «Новое Воскресение» из Палеха за полгода расписали в древнерусском стиле основной объем храма Святых Царственных страстотерпцев. На стенах и сводах площадью 1200 кв. м можно увидеть изображения около 150 святых, десять икон Божией Матери, около трех десятков многофигурных композиций. Живопись палешан отличает легкость и тонкость письма, тщательность проработки образов и гармоничные сочетания цвета, просветляющие душу смотрящего человека.

Палехские иконописцы не похожи на обычных художников богемного склада. Это простые и неприхотливые люди, большие труженики. У руководителя мастерской Сергея Морозова народный окающий говор, крестьянская степенность и основательность. Под его началом трудятся целые семьи и поколения художников. В Сарове работали вахтовым методом 12 человек из бригады.

Рассказывает Сергей Григорьевич Морозов:

— Упоминания об иконописцах села Палех в Ивановской области встречаются, начиная с XVI века. У нас из рода в род занимались иконописью и росписью храмов. А в Советское время придумали развернуть этот промысел в сторону декоративно-прикладного искусства, чтобы из-за границы качать валюту - на мировую революцию. Так появилась палехская лаковая миниатюра, которая уже в 1925 году завоевала золотую медаль на Всемирной выставке в Париже. Это искусство принесло палешанам мировую известность. В каждом доме есть расписная шкатулка или книга, иллюстрированная палехской миниатюрой. Благодаря декоративно-прикладному искусству сохранилась школа палехской живописи и, начиная с 1990-х годов, она вновь вышла на традиционный путь иконописи. Художники-палешане постоянно в разъездах, расписывают храмы по всей стране.

В нашей бригаде трудятся выпускники Палехского художественного училища разных лет. Мы держимся канонической иконописи, пишем в технике лессировки, т. е. накладываем один цвет на другой, добиваясь нужного оттенка. Как нас учили в училище — чтобы цвет загорелся изнутри иконы, задышал, его надо три-четыре раза «поплавить жидко», наложить друг на друга как будто слои цветной прозрачной слюды. Так цвет становится объемным, оживает. Это идет от мастеров древнерусской иконы: Дионисия, Андрея Рублева. Сначала я не понимал, почему один цвет красивый, а другой — вроде такой же, но плоский и неживой. А все дело в лессировке. Спасибо, старшие художники научили, и теперь уже я это объясняю молодым.

В разновозрастном коллективе происходит наставничество, молодежь набирается опыта, работает на лесах в труднодоступных местах. Мы вместе трудимся уже десять лет, понимаем друг друга с полуслова. Конечно, бывают творческие разногласия, споры. Например, молодой художник говорит, что у него есть свое мнение. Я отвечаю, что это хорошо, но все равно ему нужно вписаться в общую идею. Мы — единый коллектив, и стараемся прийти к общему знаменателю. Все художники в бригаде — люди верующие, все причащаются. Без веры иконы не пишутся.

Наша живопись тесно переплетается с верой, в ней точно так же должна ощущаться недосказанность и тайна, близость горнего мира и Божественной Премудрости. Используем обратную перспективу. Это когда на иконе дом или голову человека видно одновременно с трех сторон. На иконе изображаем не то, что видим, а то, что чувствуем...

В Сарове нам впервые довелось расписывать Царский храм, хотя уже писали и икону святых Царственных страстотерпцев, и сюжеты с их участием (например, в росписи Елисаветинского храма в с. Дивеево).

Архитектура Царского храма нестандартная, она диктовала нам необычные решения в иконописи. Например, в барабане купола между окон маленькое расстояние, поэтому не получилось написать там пророков Ветхого Завета. Мы сделали это внизу, написав на сводах притвора икону «Похвала Богородице», и пророки очень удачно вписались в эту, сложную по форме поверхность. Рядом с ними нашли место и для св. прав. Иова Многострадального, в день памяти которого родился Государь Николай Александрович.

В основном объеме храма были всего две прямые стены большой площади. На них мы разместили сюжеты коронации Царской четы и их участия в перенесении св. мощей прп. Серафима Саровского. Самостоятельно разработали иконографию сюжетов на основе исторических материалов, картин и фотографий. Мы много читаем, изучаем жития изображаемых святых. Это часть нашей работы.

Роспись храма получилась интересной, на ней представлено очень много дивеевских и нижегородских святых, также много святых новомучеников. Это и святой врач-страстотерпец Евгений Боткин, разделивший участь Царской семьи, и сщмч. Серафим (Чичагов), возглавлявший саровские торжества в 1903 году.

Наша живопись это — учебник православия. Придет человек, который ничего не знает, начнет рассматривать изображения и читать подписи к ним. Это — пророк Иезееииль, а это — царь Давид. По сюжетам можно изучать житие свт. Николая Чудотворца: как его привели учиться в школу, как постригали в монахи, как он творил чудеса.

Чтобы полюбить какого-нибудь святого, нужно сначала узнать о нем. Я с большим интересом прочитал житие сщмч. Алексия Порфирьева, образ которого написал в Царском храме. Нижегородский священник Алексий Порфирьев был образованным пастырем и церковным педагогом, миссионером и общественным деятелем, его очень уважали и любили. Он дважды встречался с Государем Николаем II во время его визита в Нижний Новгород в 1896 и 1913 гг., имел награды из собственного кабинета Его императорского Величества. Отец Алексий был расстрелян накануне первой годовщины Октябрьской революции, 6 ноября 1918 года, вместе с епископом Балахнинским Лаврентием (Князевым) и губернским предводителем дворянства Алексием Нейдгардтом. Думаю, что теперь саровчане увидят его изображение в храме, заинтересуются и поищут о нем информацию в интернете.

Когда пишешь образ святого, перед глазами оживает целый пласт истории. Недостаточно посмотреть на фотографии черты его лица. Чтобы передать взгляд и выражение лица, нужно знать, что это был за человек, какой имел характер, о чем думал.

Помните, как на иконе Преображения Господня в испуге мечутся апостолы? Они Спасителя не узнали после Преображения. И наша живопись должна быть сродни этому. Но не все это понимают, иногда говорят: «А почему у вас святой не похож? Почему не такой, как на фото?» Люди добрые, на фотографии запечатлен один момент, а на иконе нет времени. Святой оттуда смотрит на нас, окруженный золотым фоном, который символизирует нетварный свет Царствия Божия. Бывает трудно объяснить, что радость канонической живописи в несиюминутном и неземном. Это проходит сквозь века. Андрей Рублев у греков взял, а мы — у Рублева.

В Царском храме мало окон и естественного освещения. Для того, чтобы живопись была светлой, мы выбрали очень необычный, жемчужно-серебристый колорит. Этот фон задает остальные краски. На стенах декоративные вставки «под мрамор» также выполнены в жемчужной цветовой гамме. Это наше маленькое открытие, такого мы еще не делали. Впрочем, с появлением новых технологий и материалов иконописная традиция должна только обогащаться.

Обычно живопись быстро «забивается» свечной копотью. Но мы покрываем ее специальным защитным лаком, и краски используем самые лучшие и дорогие. Думаю, что сажа долго не испортит этот жемчужный колорит, особенно если свечи будут не парафиновые, а качественные, восковые...

Мне кажется, новый храм встал очень удачно, на своем месте. Здесь будет много прихожан. Пока мы расписывали храм, люди постоянно заходили посмотреть, как идет работа. Они заинтересованы в этом храме. Вообще нам очень понравилось в Сарове — и сам город, и люди. Мы рады, что Господь привел поработать на святой саровской земле.

Иконы / 20171207-Встреча с инокиней Агнией (Смирновой)
Иконостас
Иконостас
Новомученица Татиана Гримблит
Новомученица Тати...
Святой Иоанн Предтеча
Святой Иоанн Пред...
Прп. Серафим Саровский
Прп. Серафим Саро...
Прп. Сергий Радонежский
Прп. Сергий Радон...
Спас на убрусе
Спас на убрусе
1 2 3

Нравится 0

При использовании любых материалов ссылка (гиперссылка) на сайт Православный Саров обязательна

Текст, фото М. Курякиной

Write a comment

  • Required fields are marked with *.

If you have trouble reading the code, click on the code itself to generate a new random code.