Православный Саров

Подписаться на RSS-поток

Шуйская Одигитрия

17 ноября 2017 года

Саровчанин Борис Макарьянц составил и издал книгу «Шуйская Одигитрия», посвященную истории, почитанию и иконографии Шуйской иконы Божией Матери.

Богато иллюстрированный трехсотстраничный исторический очерк стал итогом десятилетних исследований Бориса Леонидовича. Он вышел как раз к празднованию 350-летия со дня прославления чудотворного образа Пресвятой Богородицы, которое отмечалось в 2017 году. Это научное издание можно назвать справочником по Шуйской иконе. Автор изучил написанное его предшественниками; побывал во многих храмах и музеях; познакомился со специалистами; работал в архивах древних рукописей. Хотя Борис Леонидович по профессии не историк или искусствовед, а врач-кардиолог клинической больницы № 50. Откуда же у него возник интерес к Шуйской иконе?

Продолжатель дела прадеда

В семейном архиве Бориса Леонидовича сохранилась книга, изданная в 1883 году в г. Шуя — «Сказание о чудесах, бывших от Шуйской-Смоленской иконы Божией Матери, в точности списанное со старинной рукописи, хранящейся при церковной библиотеке Шуйского Воскресенского собора, и переведенное с церковно-славянского на русский язык священником Евлампием Правдиным». Издателем книги или, как сейчас говорят, спонсором, был купец Иван Иванович Турушин, прадед Бориса Леонидовича по материнской линии. Турушины являлись прихожанами Воскресенского собора, а о. Евлампий был их духовником.

В этой купеческой семье одна за другой родились четыре дочери, но отец мечтал о наследнике. Тогда Иван Иванович издал обетную книгу, и ее выход совпал с рождением сына. Всего в семье родилось 11 детей и последним, четвертым, сыном был Николай — дед Бориса Леонидовича. Выходит, без чудесного вмешательства его самого могло бы и не быть?

Старинная книжка до поры до времени не вызывала любопытства. Но когда Борис Леонидович ее прочел, то его как врача особенно заинтересовали случаи чудесного исцеления разных заболеваний по молитвам перед Шуйской иконой. А особенно этот образ прославился тем, что избавил жителей Шуи в 1655 году от эпидемии чумы.

Тут Господь и поймал его пытливый ум на крючок. Известно много случаев, когда исследователь начинает изучать чудеса непредвзято, в целью докопаться до истины, а в результате приходит к вере. Так случилось и на этот раз.

«Самоначертанный образ»

Существуют сотни Богородичных икон, но Шуйскую не спутаешь ни с какой другой. На ней Богомладенец Христос держит себя за пятку. Символически это восходит к ветхозаветному Первоевангелию, когда Бог проклинает змея и говорит ему: «И вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту (Быт. 3:15)».

Как пишет исследователь: «В отличие от протоптипа Одигитрии, имеющего лишь оберегающий жест Богоматери, иконография шуйского извода дополнена жестом Спасителя, который левой ладонью сам прикрывает правую стопу. Так обозначена способность Богомладенца самостоятельно оградить себя (свою пяту) от нападения «древнего змия».

Как же возник столь необычный образ?

Это было во времена царствования Алексея Михайловича Романова. В городе Шуя в течение 42-х дней продолжалась моровая язва (эпидемия чумы), которая унесла жизни половины населения города. Шуяне, стремясь переменить гнев Божий на милость, давали многие благочестивые обеты, а прихожане посадской Воскресенской церкви согласились собрать средства на новую Смоленскую икону Божией Матери. Обетную икону взялся написать Герасим Иконников. Трижды мастер наносил на левкас типовую прорись Смоленской иконы, но невидимая рука трижды исправляла его. В итоге Герасим счел это действием Промысла Божия и закончил образ по исправленному начертанию. Люди стали молиться перед новой иконой и вскоре во всем городе эпидемия пошла на спад. При этом прекратились не только новые случаи заражения, но даже и заболевшие быстро шли на поправку.

Любимая народом икона

Рассказывает Борис Макарьянц:

Для меня стало неожиданным, что престол храма, освященный в честь иконы в Шуе — не единственный. Оказалось, что это не просто местночтимая икона, но имеющая общероссийское признание. За три с половиной столетия этот образ Божией Матери стал любимой народной иконой Нижнего Поочья и Верхнего Поволжья.

Престолы в честь иконы Божией Матери Шуйской в разное время были устроены в трех крупных поволжских городах: Ярославле, Нижнем Новгороде и Костроме, а общее число престолов во славу Шуйской святыни к началу ХХ века было не менее десяти. Не все они сохранились до наших дней.

Я удивился, когда обнаружил, что у Шуйской иконы не менее пяти календарных дней памяти в году. Причем это только общецерковные праздники, не считая местных. Она в нашей местности почиталась не меньше Казанской иконы Божией Матери.

Чудотворный список Шуйской иконы имелся в Павлове-на-Оке. Эта икона была хранительницей села, а затем и города Павлово. Кроме того, в павловском музее сохранилась рукопись Сказания об иконе. В Павлове в 1771 году в точности повторилось чудо прекращения эпидемии чумы, какое было в Шуе за сто лет до этого. Возникло народное почитание иконы. Причем именно день избавления Павлова от чумы, 15 ноября, стал основным календарным днем памяти Шуйской иконы, когда воздается честь только этому образу Божией Матери.

10 августа отмечалось 350-летие со дня прославления Шуйской иконы в 1667 году. Но, обнаружилось, что это прославление было уже вторым, общенародным. Сама же икона была известна еще за сто лет до этого. Она была личной святыней Ивана Грозного. Пока не удалось достоверно установить, но складывается впечатление, что именно с ней связано его венчание на царство...

О новой книге

В книге «Шуйская Одигитрия» три части. Первая — краеведческая, в ней собраны исторические сведения об иконе. Автор восстановил праздники этого образа в их хронологической последовательности и те события, в честь которых они были установлены.

Во второй части книги разбирается, какая же все-таки существует связь между Шуйской и Смоленской иконами. Восстановить ее оказалось очень непросто, исследуются богослужебные традиции. Долгое время были установлены празднования в честь Шуйской иконы, но не существовало отдельной службы в ее честь. Службу написал священник Николай Миловский только в 1924 году (после процесса по «Шуйскому делу», когда были расстреляны священники и миряне, не согласные с изъятием церковных ценностей). И уже в 1925 году ее благословили для общецерковного употребления. А до этого времени служба Шуйской и Смоленской иконам была одна и та же.

Третья часть книги — искусствоведческая, посвященная иконографии Шуйского образа Божией Матери. Здесь автор опирается не на слово, а на изображение, пытается понять логику иконописцев.

Каждый раздел сопровождают подборка иллюстраций и отдельные приложения.

Первый раздел завершает список всех известных рукописей со сказанием о Шуйской иконе. Интересно, что одна из них хранилась в Саровском монастыре, а сейчас находится в Российской государственной библиотеке древних актов (г. Москва). Вероятно, ее составил будущий восьмой настоятель Саровской пустыни иеромонах Исайя I (Зубков).

В этом архиве хранится большая часть сохранившейся библиотеки Саровского монастыря. Оказывается, в Сарове жили большие любители книжного дела. Они сами переписывали книги, переплетали и даже иллюстрировали их.

Впервые были опубликованы три новые исцеления от Шуйской иконы Божией Матери, взятые из Саровской рукописи 1783 года: исцеление слепого, обезноженной боярыни и священника, который был одержим нечистым духом за «неверствие». Он думал: «Какие де ныне от сея иконы чюдеса хотя де наперед и были а ныне де нет да и нечего ждать. И всуе де я пришел из села Гориц в Шую...»

Также в книгу вошел впервые опубликованный сборник свидетельств о чудесных исцелениях, которому уже 350 лет. Его составила Патриаршая комиссия, прибывшая в Шую в 1667 году для подтверждения чудес и прославления иконы. Они собрали и лично опросили людей, которые указали, что были исцелены, а также показания их знакомых. Люди исцелялись от глухоты и слепоты, от зубной боли, болезней сердца, ног, паралича, от умопомешательства, падучей болезни (эпилепсии) и одержимости нечистыми духами...

Новая книга передана в сектор духовно-нравственной литературы городской библиотеки. А вот ее фрагмент - О праздниках и престолах в честь Шуйской иконы Божией Матери.

До наших дней Шуйская-Смоленская икона дошла только в списках. Хранившийся в Шуе образ исчез в конце 1930-х годов. Но Борис Макарьянц пишет: «Не покидает надежда, что с возвращением доверия и сочувствия российского общества к отеческому преданию, вернется в Воскресенский собор, ставший кафедральным, и сама чудотворная Шуйская икона Божией Матери, являя новые примеры прощения и вразумления соотечественников».

Культура / 2014 год / 20141106-Правкнига Юлия Вознесенская
 
 
 
1 2

Нравится 0

При использовании любых материалов ссылка (гиперссылка) на сайт Православный Саров обязательна

Подготовила М. Курякина

Write a comment

  • Required fields are marked with *.

If you have trouble reading the code, click on the code itself to generate a new random code.