28 августа 2016 года
За богослужениями в Саровском монастыре возносятся молитвы о «всечестном казачестве». А что это такое? Из истории мы знаем, что раньше казаки стояли на рубежах России, охраняя их, а чем занимаются казаки сегодня? Об этом удалось поговорить с представителями казачества, которые побывали в августе на святой дивеевской земле.
Ослики Пресвятой Богородицы
Командир группы казачьего конвоя при Табынской иконе Божией Матери из г. Магнитогорска Челябинской области Георгий Ильиных рассказал, что святой образ сопровождают именно казаки Оренбургского казачьего войска. Оно расположено в Челябинской, Оренбургской, Екатеринбургской, Тюменской, Омской и Курганской областях, занимает часть Казахстана и Башкирию.
Георгий Ильиных:
– К сожалению, сейчас в церкви редко можно увидеть казака. Святейший Патриарх Кирилл в Новочеркасске сказал: «Почему я не вижу казаков в храме? Если они не ходят в храм со своей семьей, значит, нужно оставлять эти места для других…» Мы тоже так считаем. Поэтому казаки круглый год идут крестным ходом с Табынской иконой Божией Матери, сменяя друг друга. Посещают храмы, больницы, воинские части, тюрьмы и колонии.
Продолжительность вахты зависит от того, насколько далеко находится та или иная епархия от дома. Как правило, это один-два месяца, но, например, на Дальнем Востоке мы были три с половиной месяца, т. к. оттуда не наездишься. В прошлом году мы провели в крестном ходе девять из двенадцати месяцев. Приезжали домой на пару недель, и снова в путь. Это наш образ жизни, который мы избрали – служение Пресвятой Богородице. За всякую работу платят, а тут – все на добровольных началах. Хотя у всех нас есть семьи и дети. Но Господь и Пресвятая Богородица как-то питают.
Не все желающие казаки могут сопровождать крестный ход, т. к. дело это непростое, сопряжено со многими искушениями, идет постоянный духовный бой. Вы спрашиваете, чувствуем ли мы какую-то отдачу. Не могу сказать. Мы обычные люди, может быть, еще хуже и греховнее многих. Возможно, Пресвятая Богородица собрала нас здесь, чтобы дать шанс исправиться. Да и зачем здесь отдача? Пусть она лучше будет потом, в Царстве Небесном.
Некоторые говорят: «Как вам тяжело!» А у нас каждый день Пасха. Каждый день мы приходим в новый город или село, в новый храм. И везде люди встречают Пресвятую Богородицу. А мы с Ней, Ее ослики. Как Господь ехал на ослике, так и мы Ее везем. И, конечно же, радуясь Богородице, ветви кидают и под наши ноги. В основном люди откликаются на святыню всей душой…
По словам Георгия, казаки очень любят батюшку Серафима и при каждой возможности стараются заехать в Дивеево: на Святую канавку и к его мощам. «Всегда помогает батюшка Серафим, – говорит казак. – Когда уезжаешь из Дивеева, такое чувство, что там оставил все свои скорби, уходишь окрыленным…»
Не бывает казака в отставке
На сборы «Православный воин» впервые приехали воспитанники ВПК «Отчий край» из г. Гатчины, Ленинградской области. В этой команде серьезная дисциплина, инструктора говорят тихо, и им не приходится повторять команду дважды. По словам руководителя клуба Владимира Жилина, многие воспитанники учатся в кадетских корпусах, затем идут в военные училища. У клуба есть за городом своя база, дом, переделанный в храм, духовник.
В. Жилин рассказал, что клубу «Отчий край» 18 лет: «По милости Божией мы выжили назло врагам, хотя как нас только не называли, даже фашистами. В последнее время отношение властей поменялось благодаря тому, что мы первыми в Санкт-Петербурге и Ленинградской области занялись Постами №1 – в дни военных праздников дети с карабинами стоят на охране памятников подобно роте почетного караула, показывают навыки строевой подготовки. Не очень заметно, когда мы бегаем по лесам и болотам, обучая ребят военным премудростям, а это красиво смотрится, и детям приятно».
Сам Владимир Михайлович родом из забайкальских казаков. Он нашел рукописные воспоминания своего отца о том, как воспитывали казачат в былое время, и отправил этот документ в Забайкальский краеведческий музей в Чите, где его с благодарностью приняли. В. Жилин: «Помнишь корни – человек, не помнишь – перекати-поле. Куда ветер подует, туда тебя и понесло». Этот очень пожилой человек, бывший офицер, не считает себя в отставке, а несет службу в рядах казачества, передавая молодежи свой боевой опыт.
Казачья служба в наши дни
Казак Муромского казачьего хутора Алексей Медведев – гармонист-самоучка, исполняет свои, а также – народные и казачьи песни. Его отец, дед и прадед тоже играли на гармони, а теперь осваивает инструмент уже его внук.
Алексей рассказал, что казачеству в Муроме всего два года, и пока в него вошли около тридцати человек. Казаки постоянно дежурят в Карачарове на роднике прп. Илии Муромца, которого они очень почитают. По преданию, источник возник от ударов копыта богатырского коня Бурушки-Косматушки. Граница русских земель тогда проходила близ Мурома, и былинный богатырь охранял эту территорию. А теперь муромские казаки защищают святой источник от неблагоговейных посетителей, которые лезут освежиться. Казаки объясняют людям, что нужно надеть крестик, приложиться к иконе прп. Илии, поставить свечку. А кто хочет просто искупаться, того направляют к реке, благо Ока рядом. Также муромские казаки занимаются с ребятишками, организовали кадетский класс. А. Медведев: «Будь ты хоть трижды родовой казак, но если тебя нет в храме, то ты – ряженый. Казак это – состояние души, и в первую очередь – православная вера. Наш духовник на первом же круге сказал, что для казаков самое важное – молитва друг за друга и за Отечество и еще, для начала, чтобы все браки были венчанные…»
Казак Войска Донского Андрей Маснев из с. Верхний Мамон Воронежской области – отставной офицер, руководитель ВПК «Оплот» на базе Верхнемамонского Матвея Платова казачьего кадетского корпуса. В кадетском корпусе 150 воспитанников из Воронежской и Ростовской областей. Родители охотно отдают туда своих детей, поскольку там здоровый дух, нет никакой дедовщины. Донские казаки воцерковлены, поэтому кадеты-казачата принимают присягу в церкви, торжественно целуя знамя и крест.
Кроме кадетского корпуса местные казаки занимаются просветительской работой и следят за порядком: как дружинники совместно патрулируют с полицией на трассе М-4 «Дон», охраняют леса от пожаров и рыбные ресурсы Дона от браконьеров. Рыбнадзор выписывает штрафы, но если казаки поймают браконьера, который электроудочкой убивает мальков, то они его еще и проучат как следует, прежде чем сдать в полицию. Уже видны результаты такой воспитательной работы: вода стала чище, появились раки…
Атаман казачьего хутора с. Толстово-Васюковское Буденновского района Ставропольского края Борис Метлин руководит ВСПК «Казачья воля», в этом клубе занимаются 25 ребят. Проводятся соревнования по АРБ, военному многоборью и чисто казачьим прикладным видам спорта: рубка лозы шашкой, метание топора, ножа, гвоздей, пики, саперной лопатки, различные эстафеты и др.
Борис Васильевич: «Детьми надо заниматься, это наше будущее, тем более что мы готовим не столько спортсменов, сколько воинов, которые идут служить в армию. Выпускники нашего клуба служат в элитных спецподразделениях. Конечно, ребят за ухо в храм не приведешь, но мы их стараемся направлять к вере. У нас тренировки начинаются и заканчиваются молитвой. Господь помогает, и пацаны не так шкодят. А если не воспитывать детей, то за нас некому будет помолиться, свечку поставить».
Также терское казачество Ставрополья занимается охраной общественного порядка и земледелием. Б. Метлин: «Государство повернулось к казакам лицом, дало землю. Мы ее обрабатываем, и часть дохода идет на содержание военно-патриотического клуба, закупку необходимого оборудования».
В настоящее время казачество очень неоднородно. На Украине казаки воюют с обеих сторон. Одни казаки реестровые, другие – нет, но позиционируют себя как национальную гвардию. Одни считают, что настоящий только потомственный казак, другие – что казаком при желании можно стать. Да и сами казаки признают, что среди них есть много ряженых – тех, кто примазывается к движению, поскольку сейчас это направление активно возрождается, и государство туда направляет существенные финансовые вливания. Как же отличить настоящего казака? Наверное, можно выделить два критерия: православная вера и дух служения народу и родной земле. А как именно служить Отечеству, уже определяется местными условиями. Это и забота о святынях, и охрана природы, и военно-патриотическая работа с молодежью.
Нравится | 0 |
При использовании любых материалов ссылка (гиперссылка) на сайт Православный Саров обязательна