Православный Саров

Подписаться на RSS-поток

Подготовка звонарей

1 февраля 2016 года

Ученики Саровской православной гимназии имеют редкую возможность обучиться звонарскому искусству. Открыт класс с несколькими установками, на которых гимназисты постигают азы звона. На вопросы, связанные с самими колоколами и с обучением на них, ответил Глеб Витальевич Комаревский, который собрал установки и занимается с гимназистами.

— Зачем для обучения нужно несколько колокольных наборов? Можно ли обойтись, например, одним?

— Можно. Но тогда будущий звонарь сможет играть только на одном, причем, точно таком же наборе. В нашей стране двух одинаковых колокольных ансамблей не существует. Так сложилось исторически: русский звон основан не на игре мелодий, а на ритмическом рисунке; колокола не подбираются «чисто в ноту». Поэтому ученику требуется овладеть и общими принципами, и конкретными приемами, универсальными при игре на любом наборе, с которым предстоит иметь дело в жизни. Для этого нужно либо много ездить по стране и учиться у местных звонарей, либо пойти по пути создания в одном месте колокольных тренажеров для различных звонарских техник.

— И каким техникам можно учить на уже имеющихся тренажерах?

— Если говорить специфическим языком, то «двойке», «тройке» и «четверке» в зазвонной группе (правой рукой); в подзвонной группе (левой рукой) — через звонарский пульт тремя-четырьмя колоколами или напрямую двумя колоколами; одним или двумя благовестниками через педали.

— Этого достаточно, чтобы ребята после курса обучения смогли подняться на колокольню и начать играть?

— Поскольку мы занимаемся в помещении, уровень громкости не тот, что должен быть на настоящей колокольне. Колокола, которые используются сейчас в качестве благовестников, на настоящей колокольне войдут, скорее всего, лишь в середину подзвонной группы. Если говорить проще, ребятам будет не хватать навыка управления тяжелыми колоколами (сотни килограммов, тонны). Если же им предстоит играть на относительно легких передвижных звонницах, то полученных навыков вполне хватит.

— Планируется ли создание в гимназии полноценной колокольни?

— Вопрос, скорее, к учредителям гимназии. Выскажу свою точку зрения. Конечно, для полноценного обучения необходим максимально полный набор, включающий тяжелые благовестники. Такой набор невозможно «запереть» в помещении. Однако создание настоящей колокольни — дело дорогостоящее. Это с одной стороны.

С другой стороны, надо быть реалистами и понимать, что такое многочасовой учебный звон в центре жилого района. Согласитесь, когда ребенок учится играть на фортепиано, это не вызывает радости у соседей за стенкой. При этом соседи могут любить фортепианную музыку. Аналогично с колоколами: я не встречал людей, которым бы не нравился красивый и своевременный колокольный звон, но часами слушать учеников может или настоящий фанат, или тот, кто их обучает.

— И какой выход из данной ситуации?

— Проводить максимум подготовительных занятий в специальном закрытом помещении, как это сейчас и происходит. А полноценный «тяжелый» колокольный набор разместить на невысокой звоннице, на внутреннем дворе гимназии. При этом часть стен, обращенных к жилым домам, необходимо сделать глухими. То есть звук должен «накрывать» территорию гимназии. Звонить по общим церковным праздникам, когда звонят другие колокольни, а также во время мероприятий самой гимназии. Кроме этого, учеников нужно чаще возить на уже действующие колокольни и звонницы.

— Обучение для гимназистов обязательно? И с какого возраста оно начинается?

— Обучение исключительно по желанию. Конечно, любой ребенок хочет подергать за веревочки и понажимать педали, чтоб раздался громкий звон. Но необходимо понимать, что у ученика должна быть определенная физическая и интеллектуальная степень развития. Практика показала, что для ребенка младше 11-12 лет это скорее игра, чем обучение. Оптимально было бы начинать учить старшеклассников, то есть 9-11 классы, но сейчас в гимназии старший класс — седьмой. И у семиклассников, кстати, неплохо получается.

— Думаете, им это пригодится в жизни?

— Смотря что понимать под термином «пригодится». Школьный курс литературы пригождается? Ответы могут быть разными, но читать умеют все. Уверен, любому православному человеку неплохо бы знать и отличать виды звона, хотя бы для того, чтобы понимать поводы, по которым этот звон раздается. Да и любому человеку, живущему в нашей стране. Православный колокольный звон – одна из немногих уникальных и неоспоримых черт, отличающих русскую культуру от любой другой.

Если же говорить о практической стороне вопроса — станут ли гимназисты профессиональными звонарями – хотел бы напомнить о таком забытом достижении советского образования, как УПК – учебно-производственном комбинате. Помните, в старших классах один день в неделю ходили обучаться какой-либо профессии: токарь, каменщик, швея, водитель? После двухлетнего обучения сдавались экзамены, присваивалась категория (квалификация или разряд). Знаю, многим в жизни это пригодилось.

Так вот, применительно к нашей ситуации: все звонари после обучения в митрополии сдают экзамены и получают соответствующее свидетельство. Было бы неплохо подготавливать гимназистов и по договоренности с Нижегородской митрополией сдавать такие экзамены. То есть ребята по окончании гимназии уже имели бы профильную специальность, подтвержденную документально.

— А могут ли обучаться не только ученики православной гимназии?

— Изначально так и задумывалось: создать площадку, где мог бы звонить любой желающий. Больших вложений для этого не требовалось. Я даже написал в городскую администрацию предложение о создании такого колокольного центра или мастерской. Необходимо было выделить участок (который и так полагается нашей многодетной семье) в удобном для этой деятельности месте или подобрать соответствующие помещения. Пока ждал какого-либо решения, у себя в гараже и в мастерских у знакомых собирал и настраивал передвижные установки. Чиновники приходили, смотрели, им нравилось, но дело с мертвой точки не сдвинулось. Идея в несколько усеченном виде реализовалась, когда ее под свое крыло взяли духовник и директор гимназии и благочинный Саровского округа.

На сегодняшний день помещение, в котором расположены колокольные наборы, находится в православной гимназии, большинство самих наборов гимназия уже выкупила, поэтому обучаются гимназисты. Причем мы не мешаем основным занятиям — звоним после окончания уроков.

Конечно, было бы неплохо, если бы и другие дети, например, из воскресных и музыкальных школ или из школы искусств так же могли посещать занятия. Еще одна группа, которой это совершенно необходимо, дети-инвалиды. Для некоторых из них игра на колоколах — единственный возможный вид творчества. Это же актуально и для взрослых инвалидов, особенно с дефектами речи или зрения.

— Это как-то перекликается с преданием о том, что звонари Саровской пустыни были слепыми?

— Возможно. Но, конечно, не все. Научить звонаря может только другой звонарь, который видит моторику обучающегося. К тому же колокола необходимо обслуживать. И еще, в Саровской пустыни звонили с двух ярусов – зрение было необходимо для визуального согласования действий.

— А люди с дефектами слуха могут научиться звонить?

— При игре на колоколах человек, во-первых, чувствует отдачу через веревки и тросы, во-вторых, воспринимает не только звук, но и вибрацию. На тяжелых колоколах могут играть люди с очень серьезными проблемами слуха.

— На какой срок рассчитано обучение звонарскому искусству?

— Если говорить о нынешних гимназистах, то простейшие звоны они смогут исполнять уже к этой Пасхе. Конечно, если у них не пропадет желание. Надеюсь, тот задор, с которым ученики звонят сегодня, останется, и в дальнейшем они будут совершенствоваться в колокольном искусстве долгие годы.

Православная гимназия / 2018 год / 20180330-В театральном музее им. Бахрушина (Москва)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Нравится 0

При использовании любых материалов ссылка (гиперссылка) на сайт Православный Саров обязательна

Write a comment

  • Required fields are marked with *.

If you have trouble reading the code, click on the code itself to generate a new random code.