29 марта 2014 года
По благословению игумении Сергии мы посетили Дивеевскую монастырскую православную общеобразовательную школу и побеседовали с ее директором – инокиней Наталией (Лялюшко).
Но сначала мы столкнулись с тем, что у школы два разных адреса. Охранники монастыря направили нас на ул. Полевую, 15. Там, в небольшом двухэтажном здании матушки-директора не оказалось. Зато увидели множество мальчиков в строгой школьной форме, сидящих за трапезой. Шел обед. Вокруг детей хлопотали послушницы в фартуках. Чувствовалось, что ребятишки окружены вниманием и заботой. Сестры позаботились и о нас – дали провожатого в корпус для девочек по ул. Школьной, 12.
Раздельное обучение
Особенность школы – раздельное обучение. В других епархиальных образовательных учреждениях обучение смешанное, и учредителем выступает Нижегородская епархия. А в Дивеевской монастырской школе учредитель – монастырь в лице матушки игумении. До революции при женских монастырях были приюты либо школы для девочек, поэтому и в эту школу изначально мальчиков не принимали.
Инокиня Наталия: «В Дивеево приезжают жить люди из разных уголков бывшего СССР. Возникла необходимость обучать и мальчиков. Жители обращались с прошениями к владыке Георгию до тех пор, пока тот не благословил брать мальчиков, а матушка Сергия решила, чтобы было раздельное обучение. Сейчас старшие мальчики – пятиклассники, а девочки – с 1 по 10 класс. А до этого времени мальчиков принимали только на экстернат. Новый закон об образовании его упразднил, введя такую форму, как семейное образование. Эти ребята учатся дома, частично посещая занятия в школе.
Нет отдельных учебников для мальчиков и девочек. Но девочки, например, учат русский язык по учебнику Разумовской, который более нацелен на развитие устной речи, а для мальчиков взяли учебник, основанный на логике, которая у них лучше развита. По математике у мальчиков учебник с арифметическим уклоном. Это – дополнительный труд для учителя, который должен освоить две программы, но ничего, справляемся…»
Задала вопрос об итогах раздельного обучения. Директор считает, что их подводить рано – еще только пятый класс. Она видит плюсы и минусы у каждого вида обучения.
Инокиня Наталия: «Для меня как для директора школы проблема состоит в том, что для мальчиков нужны педагоги-мужчины. А где их взять? Когда в классе учатся мальчики и девочки, они друг друга уравновешивают. А здесь – у мальчиков свои амбиции, и не каждая женщина может с ними справиться.
А плюс – в том, что дети могут развиваться независимо друг от друга. Это дает возможность учителю делать разные воспитательные акценты: у девочек – на том, что они – будущие матери, а мальчики – будущие воины, защитники, главы семей… И спрос с них другой. Когда ко мне приходят пятиклассники разбирать какие-то конфликты, я призываю их как мужчин самих решить проблему. И они начинают думать. А дальше они уже знают, что я отвечу и, не дожидаясь, находят выход из порой непростых ситуаций. Обычно бывает как? В семье мы все решаем за детей. И если мать одна воспитывает мальчика, то это – проблема, которая проявится к 7-8 классу».
Первые в епархии
Монастырская школа начала работать с 1996 года. Она выросла из воскресной школы при монастыре (куда приезжали и дети из Сарова), и которую вел нынешний митрополит Ставропольский и Невинномысский, а тогда просто иеромонах – Кирилл (Покровский).
Эта школа была первой из образовательных учреждений епархии. Она располагалась в монастырском здании, где сейчас находится поликлиника. Там было всего четыре учебных кабинета. В 1999 году школа переехала в двухэтажное здание по ул. Полевой, а в 2003 году – была официально зарегистрирована и получила первую лицензию на ведение образовательной деятельности. В новом здании школа размещается с прошлого, 2012-2013 учебного года. Монастырь выделил корпус прямо за Святой канавкой. В новом здании сразу открыли 10-11 классы, они были не каждый год из-за нехватки площадей.
В связи с переездом школы в этом году был особенный наплыв первоклассников, набрали класс мальчиков и два класса девочек. В монастырской школе – как и в сельской – учатся дети из окрестных деревень, но численность классов меньше из-за площади помещений: в классах – до 12 мальчиков и до 15 девочек.
Монастырская школа в январе 2014 года успешно прошла аккредитацию с 1 по 9 класс. У членов выездной комиссии невольно вырвалось: «Вот бы в нашей стране было больше таких школ…» Сейчас там учатся 186 детей, и работают 30 педагогов – для села немало. В следующем году будет 11-й класс, и снова нужно будет пройти аккредитацию. За все годы работы школа выпустила 85 учеников.
Здесь были Царственные мученики
В школе все сияюще новое, никаких обшарпанных стен. Перед богато убранной бисером иконой Божией Матери «Прибавление ума» зажжена лампада. Тут перед первым уроком прочитывают молитвенное правило. А молитвы перед каждым уроком – по классам. На стенах – детские рисунки и работы духовника школы, о. Александра Травина, который увлекается художественной фотографией. Повсюду забавные плакатики – «мотиваторы», повышающие настроение и побуждающие к доброму.
Прошлись по школе. Ее директор рассказала, что это здание было построено в 1890 году, в нем находился литографический корпус. На первом этаже размещались мастерские, а на втором – жили сестры. В 1927 году монастырь был закрыт. Перед этим работала правительственная комиссия по описи и оценке всех монастырских зданий. Литографический корпус комиссия нашла в отличном состоянии. Было решено передать его Дивеевской СОШ, что и выполнили. Сельская школа находилась здесь до 2004 года, пока неподалеку не построили новое большое здание.
Девять лет шел капремонт освободившегося корпуса. Он примечателен тем, что здесь в 1903 году после торжеств прославления батюшки Серафима побывала Царская семья, заехавшая в Дивеево на полдня. Есть свидетельства посещения Государем с супругой живописной мастерской, где рисовали на камне. Теперь на этом месте актовый зал школы, и там еженедельно проходят молебны. А мы застали урок музыки, которую преподает А. Пителяк (рук. Саровской дружины витязей). Алена Юрьевна – молодой учитель. Она влюблена в эту школу, и каждый день ездит на работу из Сарова.
«Господи, помилуй!» – с таким монастырским приветствием мать Наталия заходит в классы. И мы вслед за ней. Кабинет технологии для девочек. Ученицы встают. Все опрятны, в школьной форме и головных платках. Под руководством монахини Капитолины рисуют хохломскую роспись. В основном в школе работают учителя-миряне, но есть и несколько сестер обители.
Очень понравилась уютная библиотека. Библиотекарь Татьяна Александровна рассказала о юных книгочеях, которых за уши не оттянешь от книжки. С радостью показала новые крутящиеся полки для детских подписных журналов. Для мальчишек – особые издания: «А почему?», «Мир техники» и др. Комплектация библиотеки дело ответственное, его приходится курировать директору. Она посетовала, что сложно подобрать приличные книги для подростков. Считает важным читать с ребятами о выдающихся людях России. Страна должна знать своих героев.
Осмотрели кабинеты для начальной школы. Новые парты, оригинальные классные уголки. Дети сочиняют, рисуют, экспериментируют, придумывают смешные истории, пишут вопросы учителю, а он отвечает юным почемучкам. Девочка рассказала трогательное стихотворение о Родине.
Удивили разноцветные стены в коридорах. Задняя стена в классах – другого цвета, либо на тон темнее, часто она несет смысловую нагрузку. Например, в кабинете физики – солнечная система во всю стену и надпись «Познание законов природы – есть познание Бога. Джеймс Джоуль». В кабинете географии – карта полушарий.
В школе все продумано до мелочей. Обычно классы бывают заставлены шкафами. Здесь этого нет, но много света, воздуха и зелени. Половина окон выходит на Святую канавку. После уроков мы там встретили малышей со школьными ранцами. На душе потеплело. Дети сами пришли на Канавку, никакой принудиловки… Инокиня Наталия: «С прошлого года по воскресеньям по благословению митрополита Георгия в Казанском храме совершается литургия, где ученики сами читают, поют и алтарничают. Поскольку в Дивеевских храмах очень много народа, то ребята обычно бегают на улице, либо видят ноги впереди стоящих взрослых. Матушка Сергия говорит, что наша задача привить детям вкус к молитве, ввести их в церковную жизнь посредством литургии.
Тут все настоящее
В школе есть краеведческий музей. Не удержалась от вопроса: «Это настоящие экспонаты?» – «Когда владыка освящал нашу школу, тоже спросил: «А у вас тут вообще что-то настоящее есть?» И был удивлен услышать, что в основном все экспонаты настоящие».
Стенд с наконечниками стрел и фрагментами керамики сформирован из личной коллекции бывшего директора музея. Часть экспонатов подарили друзья школы. Золотоордынские кирпичи – плинфу, монгольские монетки и украшения XIV века дети привезли с раскопок городища Сарай-Бату в Астраханской области, где была первая столица Золотой Орды. На стенде палеонтологии между окаменелостей и раковин – один из самых ценных экспонатов – фрагмент греческой амфоры VI-IV века до н. э., найденной в Крыму. Дети провели исследовательскую работу, консультации с московским археологом, узнали о быте Древней Греции и греческой колонии Пантикапей, находившейся в районе г. Керчь. Интересный экспонат – стакан, какие раздавали на Ходынском поле в честь коронации Государя Николая II. Также в набор входили конфеты, фунт орехов и колбаса. Из-за этих подарков возникла давка с человеческими жертвами...
Главная экспозиция музея посвящена Великой Отечественной войне. За несколько лет были собрано и описано много экспонатов, проведены просветительские мероприятия. Музей стал лауреатом Всероссийской историко-литературной премии «Александр Невский» (г. С.-Петербург).
Школьный музей ведет большую исследовательскую работу. Первый проект назывался «У войны не женское лицо». Директор школы, учитель начальных классов Л. Г Казанцева и девочки собирали материал о женщинах Дивеевского района – участницах войны, встречались с ними. Следующий проект посвящен подводной лодке «Курск», его задача – рассказать о подвиге наших современников. Ребята посетили памятные места в Белгороде, Курске и Москве, связанные с АПЛ «Курск», встречались с отцом погибшего подводника Б. А. Мурачевым, который в молодости сам был подводником.
Планируется расширение музея, он будет называться Музеем мужества, его смысловым центром станет диорама Сталинградской битвы. Будет и раздел, посвященный подвигу в наше время.
Дети в Сарове очень загружены. Занимаются музыкой, спортом, творчеством, участвуют в конкурсах. В основном они нацелены на индивидуальные успехи, личный рост. Стали бы они разгадывать загадку осколка греческой амфоры, опрашивать бабулек – ветеранов войны или изучать подвиг моряков-подводников? Не уверена…
Директор монастырской школы открыта к сотрудничеству и готова провести экскурсии по музею для ребят из Сарова. Звоните, договаривайтесь!
Главный показатель – какими людьми станут выпускники.
– Мать Наталия, мы помним масштабы восстановительных работ в Дивеевском монастыре. Но всего через пять лет после открытия монастырь учредил школу. Какие задачи ставились перед ней? Стать преемницей дореволюционной школы или другие, новые задачи?
– Мы часто говорим, что до революции все было так хорошо. И образование, и воспитание. Но, если бы все было хорошо, не было бы революции…
Возродить то, что было в прежней монастырской школе, – нереально. Это была церковноприходская школа-приют, где жили девочки от 2 до 14 лет, все их содержание, пищу и одежду обеспечивал монастырь. Преподавали сами сестры и монастырское духовенство. В свободное от занятий время девочки учились рукоделию: вязать, вышивать, шить. Они получали минимальное образование, жили по монастырскому уставу, несли различные послушания. Например, ежедневно по очереди четыре девочки ходили на монастырское правило, где во время поминовения благотворителей стояли на амвоне на коленях, с воздетыми ручками.
В 14 лет они выбирали: остаться в монастыре либо уйти в мир и выйти замуж. Т. е. их не готовили к монастырю. Так же и у нас. Когда матушка игуменья в 1996 году благословила нести послушание в школе, она поставила перед нами задачу – вырастить верующих образованных людей. Ту же задачу ставит и правящий архиерей, и Святейший Патриарх: чтобы из православных учебных заведений выходили грамотные люди, способные занимать ответственные посты и менять мир в лучшую сторону. Выберет ли выпускник монашество или путь мирянина – все равно, лишь бы был порядочным верующим человеком. Это – в идеале. А жизнь вносит коррективы, и мы не всегда получаем то, что хочется...
Быть первыми всегда сложно. Приходилось напрямую выходить на министерство образования, и там тоже не знали, как с поступать с негосударственной школой, но относились с пониманием и готовы были помогать. Сейчас в государстве изменилось отношение к Церкви, законодательная база. Последний закон об образовании, действующий с 1 сентября 2013 года, дает православным школам «зеленый свет». Времена и люди меняются, но работать все равно становится сложнее.
– В чем эта сложность?
– Меняется мир. В наше время было легче разобраться, где правда, а где ложь; что такое хорошо и что такое плохо; что можно делать и что – нельзя. А сейчас эти рамки настолько размыты, что когда ко мне приходят родители с какими-то проблемами, я им говорю, что мы должны, прежде всего, пожалеть детей. В школе мы говорим одно, на улице они видят совершенно другое, а в Интернете – третье. Даже нам, директорам школ, учителям, родителям, имеющим высшее образование, жизненный опыт и опыт педагогической работы, не всегда сразу удается разобраться и проанализировать нововведения в системе образования, в тех событиях, которые происходят вокруг. А представьте, каково детям, когда все это обрушивается на них, и они не могут сориентироваться, как им себя правильно вести. Наша задача – научить их жить в этой лавине зачастую негативной информации и при этом оставаться людьми.
– Почему вам нравится работать с детьми?
– Потому что они умеют становиться лучше. Со взрослыми гораздо сложнее. В свое время о. Андрей Торопов говорил, что мне придется воспитывать не только детей, но и их родителей, а это – дело невозможное. Зачастую родители пытаются реализовать в детях то, чего сами не достигли. Еще недавно были неверующими, а из детей хотят сделать маленьких святых. Иногда родители первоклассницы говорят: «Она у нас будет монахиней, вот, привели ее к вам». Кстати, сейчас это уже стало реже. А в целом, когда меня спрашивают, отличаются ли наши дети от учеников мирской школы, я отвечаю, что не работала в светской школе. Но наши педагоги, имеющие такой опыт, говорят, что отличаются.
– Учителя школы тоже приезжие?
– У нас всего один местный учитель. Остальные – так же как и дети – приехали в Дивеево со всего бывшего Советского Союза. Конечно, все люди привносят свою культуру, обычаи и взаимоотношения. Это обогащает, хотя работать бывает сложно. Школа расширяется, и в этом году мы набрали много молодых учителей.
– Почему часть давно работающих учителей не имеет квалификационной категории?
– Аттестация педагога – дело добровольное. И если, допустим, учитель начальных классов всю жизнь проработал в школе, и его выпускники учатся на «4» и «5», мне неважно, какая у него категория.
– Что дает государственная аккредитация монастырской школе?
– Она подтверждает, что мы даем тот уровень образования, который приемлем в государстве. У нас гербовая печать, мы выдаем выпускникам аттестаты государственного образца. Это важно для статуса. Мы это хорошо прочувствовали на себе, когда до 2003 года не были зарегистрированы, что породило всевозможные домыслы, скандальные публикации в газете «Саров» и даже судебные разбирательства в течение трех лет. Кроме того, аккредитация дает право на дополнительные государственные субсидии, при этом сократится нагрузка на монастырь, потому что содержать школу – это очень дорого.
Правильно говорит владыка Георгий директорам школ: «Я что, не знаю, куда вкладывать деньги, когда в епархии восстанавливаются храмы? Но я вкладываю более 78 млн рублей в год на православные гимназии». А благодаря тому, что мы прошли аккредитацию, государство сможет нам оказывать помощь. Владыка говорит, что главный показатель – как дети сдадут выпускные экзамены. А для меня главный показатель – какими людьми станут наши выпускники. Поэтому когда мы изучаем жизнь героев или святых, я нацеливаю детей именно на приобретение лучших человеческих качеств, примеривание их на себя.
– Следите за дальнейшей судьбой выпускников?
– Со многими мы переписываемся, интересуемся, как складываются судьбы. Тем более, что благодаря современным информационным технологиям тайны частной жизни уже практически нет. За одних выпускников я очень рада. А кто-то начинает взрослую жизнь с промахов и ошибок, однако полученный опыт православной жизни – это иммунитет, который поможет справиться с болячками юности.
В Дивеево люди едут спасаться, поэтому они часто ставят своих детей в жесткие рамки. Мне очень понравилось, как однажды матушка игумения сказала выпускникам: «Вы в школе получили все знания, учили Закон Божий с 1 по 11 класс, вы знаете больше нас. Осталось только, чтобы вы эти знания использовали в жизни. А если вы их не станете применять, тогда Сам Господь будет ставить вам ограничительные рамки, в которых вам придется идти. И я желаю, чтобы этих рамок, которые ставит Бог, у вас было меньше».
– Насколько понимаю, ваши ученики из верующих семей. Вы их как-то отбираете?
– Мы с духовником, протоиереем Александром Травиным, знакомимся с ребенком и его семьей. Основной критерий отбора – не в том, сколько букв знает ребенок или насколько бегло он умеет читать. Главное – какие у него родители, какие ценности в семье.
У нас – школа семейного типа, тепличные условия. Я знаю каждого ребенка по имени, знаю его родителей, стараюсь увидеть всех учеников в течении дня. И в этом – плюс маленькой школы. Когда она разрастается, это, к сожалению, утрачивается.
В современном обществе детям не хватает любви и обыкновенного семейного тепла. Многие не знают, что такое семья. Но все хотят ее иметь. В нашей школе мы решаем эту проблему следующим образом: в 10-м классе ввели предмет «Нравственные основы семейной жизни».
– Какие у детей послушания в монастыре?
– Дети помогают во время воскресной службы. На летней трудовой практике работают на монастырском огороде. Раньше была и осенняя трудовая практика, но мы ее отменили, т. к. нужно успеть пройти программу, а у нас и так выходных по случаю церковных праздников больше, чем в светских школах. Насильно никого не загоняем. Невольник не богомольник. Те дети, семьи которых живут при монастыре, участвуют в послушаниях независимо от школы. Было бы желание…
Горизонты
Сейчас рядом со школой строится большой корпус для мальчиков, спортивный и тренажерный залы, мастерские для мальчиков и помещение для военно-патриотического клуба. А в перспективе – под эгиду монастырской школы перейдет действующая при благочинии Школа ремесел. Там есть кружки ИЗО и иконописи, планируют открыть мастерские: ювелирную и резьбы по дереву. Кадры есть. После постройки нового корпуса Школа ремесел разместится в освободившемся здании по ул. Полевой, 15.
А недавно родители учеников вышли с инициативой – открыть в Дивееве филиал ПСТГУ, чтобы дети смогли получить образование, не выезжая в Москву. Инокиня Наталия: «Было же раньше в Дивееве, например, педучилище. Мы не знаем, как все сложится, но если батюшка Серафим говорил, что «Дивеево-то Лавра будет, Вертьяново – город, а Арзамас – губерния», почему бы и нет? У Бога возможно все…»
Нравится | 0 |
При использовании любых материалов ссылка (гиперссылка) на сайт Православный Саров обязательна