Православный Саров

Подписаться на RSS-поток

Алла Бородина: «Мы идем от культуры»

12 ноября 2013 года

7 ноября Саров посетила А. В. Бородина, автор первого школьного учебника по основам православной культуры, который развился в целое направление. За 20 лет ею был создан учебно-методический комплекс из более чем сорока книг и всевозможных пособий в бумажном и электронном виде. Алла Валентиновна провела две встречи с педагогами города.

Первая встреча состоялась со школьными учителями, которые преподают или готовятся преподавать в следующем году один из модулей курса «Основы религиозной культуры и светской этики» (ОРКСЭ), а вторая – с педагогами, повышающими свою квалификацию на базе Саровского физтеха, в основном, с воспитателями детских садов. А. Бородина познакомила собравшихся с историей создания сквозного (с 1 по 11 класс) школьного курса «Основы православной культуры» (ОПК), с его главными особенностями и возможностями. Также Алла Валентиновна рассказала о своем новом учебнике по ОПК для четвероклассников в рамках курса ОРКСЭ, рассчитанного на один год преподавания. А еще – о программе для дошкольников «Культура и творчество в детском саду».

Главная функция школы

А. Бородина еще в 1990-е гг. начала разрабатывать историко-культурологический курс «История религиозной культуры», где подразумевалась именно православная культура. В таком курсе назрела необходимость. Когда не стало прежней советской идеологии, учителям пришлось задуматься о том, какой должна быть школа. Появились спецшколы, где детей ускоренно обучали тем или иным предметам. Но в советское время перед школой ставились гораздо более важные задачи, например, сохранение здоровья учеников, воспитание личности. Алла Валентиновна, которая в те годы была директором московской школы, поняла, что «знания – это не самое важное. Главная функция школы – передача культуры и социального опыта. Наши дети должны не уехать за границу, а успешно социализироваться в России. Уметь найти себя, приобрести профессию, создать семью, быть нравственными людьми».

А. Бородина убеждена, что в России все должны знать основы православной культуры, независимо от семейной традиции. Даже детям мигрантов, которых так много в Москве, нужно привить минимальный культурный уровень, чтобы они могли ориентироваться в нашей стране, которую их родители избрали для проживания. Им в этом нужно помочь. Она рассказала, как писала первый учебник вместе со своими учениками. Теперь он выдержал уже шесть переизданий. Учебник получился живой, интересный. Он работает на повышение культурной и духовной планки ребенка и используется в разных регионах, даже в русскоязычных школах Австралии и США.

По словам автора, содержание курса было революционным не только для государственной школы, но и для церковной среды, поскольку раньше религиозное содержание изучалось только в рамках предмета «Закон Божий». Но он не дает возможности так заинтересовать ребенка, как культурология.

А. Бородина: «Ленин, Берия, Дзержинский имели пятерки по предмету «Закон Божий», но что толку? А когда я спрашивала своих учеников о религиозных традициях в их семье, они не могли ответить. – «Да, бабушка верующая». – «А какой веры, конфессии». – «Нашей. Как у всех». Полная слепота. Дети не понимали разницы, не знали, во что верит их бабушка. Им это было просто неинтересно…

Культурологический подход к преподаванию ОПК в государственной школе предпочтительней еще и потому, что современная культура (поведения, мыслей и чувств) не терпит назидания. Запретные нормы не работают. Возможен диалог, сотворчество. Если учитель становится на позицию сотворчества, это интересно учителю и ребенку. Надо расширять культурное поле ребенка, впустить в его мир то, чего он не знает. Но на ученика нельзя давить, агитировать. Мы ничего не навязываем. Не учим детей, например, молиться, но объясняем текст молитвы. Мы, учителя, можем передавать все знания, но не должны подменять священника с его проповедью». Алла Валентиновна обсудила с учителями тонкие нюансы того, что делать можно, а что – нельзя.

Как же быть с принципом «светскости» образования? Многие его неправильно трактуют, понимая как запрет говорить на религиозные темы, противопоставляя церковному. На  самом же деле «светский» вовсе не означает «неверующий». А. Бородина: «Что такое светское общество? Это – этикетная культура, когда люди не открывают свой внутренний мир первому встречному. Применительно к образованию это означает, что соблюдается свобода учителя и ребенка. Свобода говорить или не говорить о своих убеждениях». Когда зашел разговор об учебниках по основам светской этики, А. Бородина в связи с этим отметила, что термин «светская этика» появился в 2009 году, когда создавали этот учебник, а такой науки – «светская этика» – не существует.

Нельзя обойти тему святости

А. Бородина: «ФГОС дает возможность почти 30 % учебного времени отдать школьному компоненту. За счет этого можно создавать «лицо школы». И это может быть систематическое изучение ОПК, ведь всего один год обучения (по часу в неделю) не позволяет глубоко познакомить детей с этим предметом. Ребенок не знает евангельские сюжеты, он в музее не понимает, что изображено на картинах. Почему художник Иванов 20 лет работал над полотном «Явление Христа народу»? Почему для него был так важен этот сюжет? А почему у вас в городе стоит памятник прп. Серафиму? За какие заслуги, что он сделал?

Говоря о культуре с детьми, нельзя обойти тему святости. Святость – это главное, это – центр всей жизни. Сначала бывает духовный подвиг, а только потом он обрастает культурой. О святости надо говорить, чтобы сформировать уважение, чтобы ребенок понимал – нельзя разрушать то, что он не создавал. Из чего нам воспитать уважение? Не из толерантности же, которая себя дискредитировала. Мы можем опереться только на религиозные основы, другого у нас нет. Но почитать святое мы не можем заставлять».

По мнению А. Бородиной, наиболее эффективно, когда этот курс преподается систематически, с 1 по 11 класс. Он прошел апробацию во всех классах государственных школ. При желании можно вести такой кружок, факультатив, связанный с музыкой или ИЗО. На этот понятийный аппарат сможет опираться любой учитель гуманитарного цикла. Известный педагог А. В. Елисов, победитель регионального конкурса «За нравственный подвиг учителя», который не раз проводил семинары в Сарове, высказался как практик, что ни один другой комплект ОПК не соответствует той глубине и планке, которую задала А. В. Бородина.

Во время встреч гостья пыталась завязать диалог с учителями, получить обратную связь.

– Я хочу услышать вас. Мне интересен каждый регион…

– Какую пользу вы видите от этого предмета? Новые ФГОС требуют воспитания детей, а курс ОПК может стать центральным в этой систематической работе…

– Понимаете разницу между православной культурой и основами православной культуры? Правильно. Разница в глубине подхода…

– А есть ли православная культура в базовых предметах? Да. Есть в литературе, истории и краеведении. Какую бы гуманитарную область вы ни взяли, никуда не уйти от православной культуры. Например, если говорим на уроке Москвоведения про Казанский храм, то надо объяснить, что это значит. Рассказать об этой чудотворной иконе, о  традиции почитания икон, о том, что такое святость. Какую тему не возьми, обязательно упрешься в это. Как вы с этим справляетесь?   

– Нас выручают культурологические рамки предмета. Культура дает богатый материал, множество образов. С помощью этого курса мы можем осуществлять духовно-нравственное и патриотическое воспитание, а также поднять на новый уровень качество базового гуманитарного образования. Мы можем приобщить ребенка к культуре, дать толчок его развитию и творчеству. Во-многом, это происходит благодаря языку, который используется в религиозном курсе. Сейчас некоторые дети разговаривают матом. А духовная и историко-культурологическая лексика – это тот инструмент, на котором можно передать все. Мы выстраиваем вокруг ребенка другое культурное пространство, расширяем границы его мысли, потому что «граница моего языка означает границу моего мира».

Особенность учебно-методического комплекса А. Бородиной – особое внимание к слову, он направлен на наращивание лексики. Работе со словом посвящены многие задания в рабочей тетради по ОПК.

 Что дает знание православной культуры?

Алла Валентиновна постаралась донести до педагогов мысль, что без этого предмета они вынуждены многое не досказывать. На встрече в СарФТИ была показана видеозапись урока в 7 классе обычной московской школы. Молоденькая учительница, которая прошла обучение на курсах по ОПК, на уроке литературы разбирала древнерусский памятник – «Повесть о Петре и Февронии». Было удивительно, какие глубины смысла и символики она сумела поднять, и как дети живо на это реагировали. На следующем уроке ученики зачитывали свои домашние сочинения, которые показали, насколько хорошо они усвоили, что такое идеал православной семьи, хотя класс был очень пестрым по составу, в нем были представители разных народов. Нас в школе так не учили литературе. Что-то проходили, но по большей части – мимо.

Действительно, без курса ОПК литературу можно преподавать только в выхолощенном виде. Часто уровень преподавания не соответствует уровню наших классиков, чье мировоззрение опиралось на духовные начала. Не зная этого, нельзя понять их творчество. «В чем смысл романа Достоевского «Преступление и наказание»? – поинтересовалась А. Бородина у студентов, вчерашних школьников. Те не смогли ответить, потому что ничего не поняли. А по словам самого Ф. М. Достоевского, главная идея этого произведения «православное воззрение, в чем есть православие». Знание основ православной культуры позволяет прочесть произведение совсем по-другому. А без глубины не получится качественного образования...

Для чего же нужно повышать качество гуманитарного образования ребенка? Многие еще помнят некое пренебрежение к гуманитарным дисциплинам в советской школе. Вот физика и математика – это да!

Позволю себе небольшое отступление. В 1990-е годы мне довелось брать интервью у одного саровского старшеклассника – призера международной олимпиады по химии. Им гордилась школа и весь небольшой город. Из разговора выяснилось, что кроме химии он ничем не интересуется, художественных книжек не читает, ему это незачем. Жизненные цели у юного дарования были конкретные: окончить в Москве престижный вуз, куда его брали без экзаменов, и уехать из «этой страны» за рубеж. Он уже в мыслях был там. Его не научили любить Родину. И сколько таких отличников-вундеркиндов осело по заграницам?

А. Бородина: «Исторически сложилось, что русская культура формировалась на основе православных ценностей, наши идеалы – из православия. Русская культура является частью мировой культуры, причем ее главная особенность – духовность. Почему мы должны этого стесняться?»

Перекос в образовании – вещь небезобидная. Мы живем в эпоху информационных технологий. Жизнь усложнилась. И мы видим, что в информационных потоках полезные и вредные сведения перемешаны, их стало трудней различать. Без гуманитарных знаний дети беззащитны перед злом, которое обрушивается на них через разные информационные каналы.

Новый учебник ОПК

В саровских школах уже второй год в четвертых классах в рамках курса ОРКСЭ преподают ОПК по учебнику о. Андрея Кураева, который был выпущен издательством «Просвещение». До сих пор это был единственный учебник ОПК в саровских школах. А теперь возникла альтернатива – учебник А. Бородиной, который вышел весной 2013 года в издательстве «Русское слово». К написанию последнего учебника ее сподвигло следующее обстоятельство. 31 января 2013 года Минобразования издало приказ об изменении содержания учебников ОРКСЭ, были утверждены 29 тем. А. Бородина и написала учебник ОПК по этим темам, например, туда вошли разделы о церковном искусстве, которых не было ранее. Учебник ненавязчивый. В нем идет постепенное погружение в предмет: от простого к сложному, к более глубокому пониманию религиозного содержания, которое осталось в памятниках культуры. Автор как опытный педагог-практик сопроводила учебник программой, рабочей программой, методичкой для учителя и рабочей тетрадью на печатной основе для ученика. Теперь учителям не придется самим распечатывать задания к уроку. И еще одно новшество. Если раньше обучение ОПК было безотметочное, то теперь работу ученика можно оценивать «по желанию». В рабочей тетради ученика предусмотрена оригинальная система оценки заданий – самоконтроль ученика.

– Чем отличается содержание вашего нового учебника от учебника о. Андрея Кураева?

А. Бородина: – Идейная концепия совершенно другая, отличная от  идеологии толерантизма. Мы идем от культуры. Показываем, что сама культура содержит в себе духовные начала, на которые мы должны ориентироваться. Она сама подпитывает любовь и уважение к ближнему как к самому себе. В том числе, и к другим народам (вспомним евангельскую притчу о милосердном самарянине, который был представителем другого народа). Здесь достаточно содержания, поэтому не надо лукавить, перекраивать историю, бояться упоминать того или другого исторического деятеля. Все можно. Просто надо сказать, что если в прошлом наши народы воевали, то сейчас мы живем иначе, сейчас мы вместе, мы – граждане одной страны и нам нужно учиться любить друг друга. Я считаю, что из нашей отечественной культуры и истории можно брать гораздо больше материала. А социальные проблемы, сама современная жизнь дает немного материала для воспитания любви, стремления к содружеству: теракты(Москва их сколько пережила!); войны, их национальные и религиозные мотивы; убийство и последующие события в Бирюлеве; убийства священников и всегда безрезультатные поиски преступников…  И в этих условиях еще и циничные поиски русского шовинизма, постоянные попытки передергивать информацию и обвинять самих же пострадавших. Кроме исторической духовности – православия, у нас ничего нет, только в ней, в Евангелии можно черпать примеры, ориентиры на добро, на самосовершенствование, любовь, терпимость, справедливость, милосердие.

Другое отличие нашего учебника – очень четкие формулировки. Это уже оценили другие специалисты. Если в учебнике А. В. Кураева мы читаем определение духовности, в которое не вошла религия, что тут скажешь? Мы же говорим, что слово «духовность» происходит от слова «дух», т. е. от религиозного содержания. Другое дело, что религиозное содержание вышло за пределы собственно религии, оно теперь есть в литературе и искусстве. Поэтому современный человек прикасается к миру духовности не только на богослужении. Об этом мы тоже говорим. Но мы должны говорить правду. Даже четвероклассникам.

– В связи с приказом Минобразования, получается, прежние учебники устарели. Что же теперь, учителя должны поменять учебники?

А. Бородина: Они меняются по инициативе школы. Но я думаю, что нужно слышать самих учителей, чтобы они могли выбирать. Это очень плохо, что школам насильно навязывают пособия, которыми учителя не хотят и не смогут пользоваться, эти учебники будут продолжать лежать в школах, а педагог будет крутиться, чтобы провести полноценный урок. Я не хочу ручаться за другие учебники. Я сделала комплект, удовлетворяющий последним требованиям, которым удобно пользоваться и по нему легко работать... 

Учителя заинтересовались возможностью приобретения учебников. Для более глубокого ознакомления см. сайт Аллы Валентиновны Бородиной «Основы православной культуры» (http://borodina.mrezha.ru/), который содержит информацию о книгах и учебных пособиях, контакты, а также раздел мультимедиа.

Прежде чем посетить Саров, Алла Валентиновна встречалась с педагогами Дивеевского района и, по ее отзывам, встретила там большую заинтересованность. А. Бородина: «У вас, наверное, не слишком распространён курс ОПК, потому что вы живёте в очень благополучном в социальном отношении городе, поэтому еще пришло осознание необходимости этого предмета».

Справка. Алла Валентиновна Бородина – кандидат культурологии, педагог, филолог, публицист, автор и разработчик учебных курсов «История религиозной культуры» и «Основы православной культуры», автор первого учебника «Основы православной культуры» и около сорока других учебно-методических пособий.  Президент Межрегионального общественного фонда содействия развитию образованию и  культуры «Основы православной культуры». Член Президиума центрального совета движения «Народный собор». Член Союза писателей России, награждена орденом прп. Сергия Радонежского III степени Русской Православной Церкви и рядом других наград.

 

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
1 2 3 4 5

 

Нравится 0

При использовании любых материалов ссылка (гиперссылка) на сайт Православный Саров обязательна

М. Курякина, фото А. Виноградовой

Write a comment

  • Required fields are marked with *.

If you have trouble reading the code, click on the code itself to generate a new random code.