12 июня 2013 года
Во время каникул перед родителями встает проблема, чем занять детей. Мы задались вопросом, а что интересного происходит летом в Городской центральной детской библиотеке им. Пушкина? Об этом (и не только об этом) мы побеседовали с заместителем директора библиотеки Татьяной Михайловной Плохотник.
Т. Плохотник:
– У нас уже третий год работает площадка «Творческая мастерская читателя», цель которой – привлечь детей к чтению. Работа строится следующим образом: ребята выразительно читают по ролям небольшие произведения, потом идет творческая работа по ним, что-то делается своими руками. В прошлом году дети читали рассказы С. Сахарнова и составляли по ним синквейны (прим. – Стихотворение из пяти нерифмованных строк, составленное по определенным правилам. Развивающая методика, учит сжатому анализу текста). По этим работам видно, как дети относятся к тому или иному персонажу. В прошлом году на такие встречи приходило до 30 человек.
А этим летом мы будем читать произведения современных российских писателей, пишущих для подростков – участников книжной серии «Для тех, кому за 10». Сюда отбирают, как правило, воспоминания авторов о своем детстве. Эти книги – победители различных конкурсов, они подходят как для детского, так и для семейного чтения, через них осуществляется связь поколений. После занятия по книге Ольги Колпаковой «Большое сочинение про бабушку» мы попросим ребят узнать у своих родных кулинарные рецепты: как сахар варили, как хлеб пекли. Там постоянно проводятся параллели – как жили тогда, и как сейчас...
В марте в Саров приезжал писатель Юрий Ничипоренко, и у нас завязался проект с издательством «Ж.У.К.» – литературный конкурс «В десятку». У Юрия Ничипоренко – замечательные рассказы, написанные от лица мальчишки. Александр Дорофеев – любимый ученик известного детского писателя Юрия Коваля, у них идут параллели в творчестве. Писатель Ксения Драгунская – дочь Виктора Драгунского, автора «Денискиных рассказов» – тоже пишет изумительные рассказы: веселые, озорные и очень добрые. Этих авторов объединяет то, что они не утратили способность воспринимать окружающий мир глазами детей, подмечать то, что взрослые обычно не замечают. А детям это очень близко и понятно, мы с ними читаем эти произведения с наслаждением…
Конечно же, я пришла посмотреть на «Творческую мастерскую читателя». Во время первого занятия, 5 июня, читали рассказы Михаила Есеновского. Он по профессии – физик, но неожиданно начал писать рассказы и стихи. В рассказах говорится, как ребенок преодолевает свои страхи, и они превращаются во что-то смешное. Затем ребята инсценировали рассказ по ролям и сняли видеоролик. В конце творческой мастерской удивились: «Неужели все? Так быстро все закончилось!» В библиотеке очень уютно. Привлек внимание слоган: «Читайте детям не нотации, а книги» (Г. Остер).
А на следующий день, в день рождения Пушкина, состоялся большой концерт. Дети, которые в этот день пришли в библиотеку, мелом расписали аллею возле нее цитатами из стихов. Стихи поэта в виде выставки, оформленной вырезанными силуэтами, украшают библиотеку и снаружи. Все это изготовили юные читатели. Теперь идут ребята мимо библиотеки, и через стекло читают стихи Пушкина. Неплохо придумано. Но продолжим разговор с Т. М. Плохотник…
– Почему некоторые книги, которыми мы зачитывались в детстве, не вызывают интереса у современных детей?
– Сейчас сильно изменился язык. Иногда дети перестают читать просто потому, что им многие слова и ситуации непонятны. А раз непонятно, то и неинтересно. Мы сталкиваемся с тем, что дети не знают значения простых слов из нашего словарного запаса. Поэтому большая проблема с классикой. Нужна серьезная работа родителей, чтобы разъяснять непонятные слова.
Мы устраивали в библиотеке дискуссионные салоны, где проводили параллели между классическим произведением и его экранизацией. Например, разбирали повесть Пушкина «Барышня и крестьянка», которую сейчас многие учителя убрали из школьной программы. Мы обсуждали, как молодые люди знакомятся сейчас, и как это было в эпоху сословных ограничений. Подростки начинали понимать это произведение. И если они его не читали ранее, то мы до последнего момента не говорили, что это – Пушкин. Дети испытывали шок, когда узнавали фамилию автора. – «Надо же! Пушкин, и вдруг все так современно и понятно!» А читать самостоятельно, без разъяснений, им сложно…
Сейчас появилось много хороших писателей. Мы на лето дали задание всем библиотекарям: читать новые книги и готовить аннотации для родителей – в формате видео и в печатном виде. Ведь родители часто спрашивают, что бы почитать новенького. Рекомендую очень хорошие литературные сайты: «Папмамбук» и «Электронные пампасы». Там новые произведения и рецензии на них. «BiblioГид» – методический сайт Российской государственной детской библиотеки, там тоже – неплохие рецензии.
– Меня смущает коммунистическая идеология в неплохих советских книжках, на которых мы выросли. Стоит ли из-за этого совсем отказываться от них?
– Наоборот, эти книги дают повод рассказать детям о советском периоде истории, о его плюсах и минусах. Ведь они уже ничего этого не знают.
– Как привить детям интерес к чтению?
– Часто все идет от авторитета родителей: если они читают, то и дети читают, подражая им. Возникают общие интересы и разговоры. Сейчас, к сожалению, многие взрослые перестают читать.
После начальной школы обычно идет спад в чтении: у детей начинается новая жизнь, задают больше уроков. В 4-5 классах мы с сыном какие-то книги читали «в догонялочки». Т. е. он начинал читать, я у него забирала книгу на ночь, а потом он видел, что моя закладка впереди его, и это его подстегивало. Были и другие хитрости. Подкладывала интересные книжки. – «Что здесь делает эта книга?» – «Ой, прости, забыла». Иногда будто случайно читала какую-то мысль из «взрослой» книги, и мы ее обсуждали. Я дергала его постоянно, хотя ребенку это и не всегда нравилось. Но это – удел родителей...
К нам на творческие мастерские часто приходят дети, которым интереснее не читать, а поработать руками. Но, я думаю, что хоть что-то полезное они услышат. Есть дети, которые сами не возьмут книгу в руки, но любят, чтобы им почитали. Мы рады ухватиться за любую возможность, чтобы заинтересовать ребенка, спровоцировать интерес к книге. Но, конечно, библиотека все сделать не может. Некоторые детки признаются, что приходят в библиотеку потому, что тут с ними разговаривают. А дома этого нет. Разговор дает толчок – что почитать и обсудить. Получается, для того, чтобы приохотить детей к чтению, прежде нужно поработать с родителями…
– Как детская библиотека может работать с родителями?
– Такая работа ведется постоянно со школами и на абонементе дошкольника, где высококлассные специалисты разбираются и в литературе, и в педагогике. Родители маленьких детей – самые активные.
Два года пытаемся делать в библиотеке виртуальные родительские собрания. Но горожанам больше нравится обычный формат, хотя виртуальные собрания очень хвалят иногородние участники, для библиотек это – нечастая практика, и нас уже знают. Мы выступаем перед родителями 45 минут, а потом отвечаем на их вопросы полтора часа. Для родителей удивительно слышать, что важно прочитать не как можно больше, «от сих до сих», а как можно глубже, докопаться до смысла. Не все знают, что нельзя детей насильно заставлять читать, что это только отбивает интерес к чтению. Нужно цепляться за интерес ребенка и затем подбирать что-то близкое по содержанию…
– В школе нужно прочитать все «по программе», а у вас какие приоритеты?
– Многие считают, что надо пересматривать преподавание литературы в школе. Оно сейчас ушло в литературоведение – узкий профиль, который не нужен даже библиотекарям. Сами учителя говорят, что идет препарирование художественного текста вместо того, чтобы вызвать у детей живые эмоции на него. В Англии, например, убрали из школьной программы Шекспира, чтобы окончательно не убить интерес к этому автору, что, конечно, тоже спорно. Ясно одно, надо либо все подробно объяснять, либо не касаться вовсе. По программе дети совсем не читают хорошую детскую литературу, которую надо прочесть именно в детстве, чтобы она дала пищу для душевного роста.
Для нас главное – заставить ребенка думать. Книга – это диалог писателя с читателем. Некоторых литературных героев взрослые воспринимают негативно, а на детскую аудиторию они работают как надо: тот же хулиган Карлсон или Пеппи Длинныйчулок. У взрослого читателя и ребенка могут быть совершенно разные мнения. Иногда мы используем прием, когда один библиотекарь высказывает свое мнение, и дети с ним соглашаются, а второй – другое, и тоже – очень убедительно. Кого же слушать? Детям поневоле приходится думать самостоятельно, и приводить свои доводы.
– Правда ли, что сейчас люди перестали читать, или это просто штамп?
– На самом деле, никогда не было такого, чтобы все читали. Конечно, пока не придумали телевизор и интернет, читало больше людей, чем сейчас. Но как? Многие скользили по верхам, а настоящих вдумчивых читателей, способных глубоко анализировать текст и делать выводы, никогда не было много, по статистике – их всего 3-4% от населения страны. Мы наблюдаем у части детей резкую деградацию, а у части – взлет. Дело в том, что сейчас информационный барьер очень высок, нужно много узнать, чтобы чему-то научиться. Дети, которые не могут освоить такой объем информации, резко уходят вниз. Например, останавливаются на компьютерных играх, но не осваивают технологию поиска информации в Интернете. А кто-то воспринимает все современные возможности и совершает резкий скачок в развитии. Для нас это – гениальные дети. Поэтому сейчас процент настоящих читателей даже вырос, но ушла прослойка середнячков – тех, кто читал, чтобы скоротать время.
Твитнуть | Нравится | 0 |
При использовании любых материалов ссылка (гиперссылка) на сайт Православный Саров обязательна