Православный Саров

Подписаться на RSS-поток

«Задача педагога – не окорнать небесные семена веры, врожденные ребенку»

1 января 2013 года

26 декабря завершился обучающий семинар для педагогов дошкольных детских учреждений по социокультурной программе «Истоки», который провела Ольга Сергеевна Абрамова, методист межрегионального центра внедрения курса «Истоки» из Вологды, где по данной программе в детских садах и школах работают уже 17 лет. О.С.Абрамова приезжает в Саров по приглашению Саровского благочиния.

В нашем городе это уже третий семинар по «Истокам», с педагогами детских садов – второй. В занятиях приняли участие более трех десятков воспитателей. Последний день семинара по традиции всегда завершается «ресурсным кругом» – это такая форма общения, когда все его участники садятся в круг, чтобы видеть и слышать друг друга.  Педагоги, общаясь сами в семинарском ресурсном круге, учатся проводить его с родителями и детьми.  По очереди высказывая свое мнение о семинаре и своем месте в продвижении программы «Истоки», воспитатели  единодушно благодарили Ольгу Сергеевну за искреннее и теплое общение, за массу полезных знаний.  Высказывались в основном те, кто уже сам пробовал заниматься по этому социокультурному курсу, они ощутили на себе, как им не хватало знания тонкостей и деталей методики.

После семинара, когда всем педагогам были вручены сертификаты об обучении, нашему корреспонденту удалось задать несколько вопросов Ольге Сергеевне. 
– Этот семинар – второй для педагогов дошкольных учреждений, какие вы видите отличия между начинающими и продолжающими, каков предварительный итог?

– На семинаре присутствовало 32 педагога, из них только 5 слушали меня второй раз, а 27 знакомились с программой. Для меня главный итог состоит в том, что gрограмма людей задевает, выводит на серьезные размышления о своей жизни, об изменениях в образовании. Мы подошли к пониманию важности этого дела.  Хочу сказать, что коллектив мне очень понравился. Интерес был заметен всегда. Невзирая на то, что сейчас по детским садикам идут новогодние утренники, педагоги старались отпроситься и прийти, получить информацию, поучаствовать. Мне понравилась активность педагогов – провели сегодня четыре различных активных занятия, и они попробовали себя во всех возможных формах.

– Как вы думаете, почему тех, кто пришел во второй раз, только пятеро? Не все после прошлого семинара взялись за дело?

– Существует такое понятие как «социокультурное время» – это время от момента получения первичной информации до созревания мотивации «хочу и буду это делать». Это время у каждого разное. Кому-то достаточно прожить несколько дней, чтобы осознать: «без этого я больше не могу жить». Кому-то нужны годы, а некоторым – десятилетия. Кто-то чувствует в себе силу и готов взять программу сейчас и сразу, у кого-то есть опасения. У всех разное социокультурное  время и его нельзя торопить, нельзя искусственно тянуть людей туда, куда они пока не готовы идти.

– Педагоги, которые уже занимаются по «Истокам», высказывались, что им не хватает литературы, всего три книжки на группу. Скажите, как решаются аналогичные проблемы в вологодских детских садах? Вы предлагаете родителям купить книги, убеждаете их,  что программа принесет пользу всей семье?

– Обязательно. Конечно, эта «Книга для развития» все время «ходит» между детским садом и семьей, между родителями и ребенком.  Книга рассчитана и на родителей, и на всю семью. Если в группе она читается только в трех семьях,  нужного эффекта от взаимодействия воспитателя с родителями не будет. Программа рассчитана на тесное взаимодействие с семьей. 

– Сколько денег надо потратить семье для полной обеспеченности занятий по программе «Истоки» за год?

– Во 2-й младшей группе приобретаются на год три книги, примерно 80-100 рублей за каждую. 300 руб. в год для семьи – это не так много. Все покупают детям раскраски, а они гораздо дороже.  Например, глянцевая раскраска с героями американских мультиков стоит 110 руб., и я вижу – люди берут, даже не думая о том, что она после закрашивания будет выброшена (не говоря уже о ее сомнительной полезности – авт.). А наши книги идут в семейную библиотеку и пригодятся потом другим подрастающим деткам. В них необходимые для развития русские народные сказки даны в своем первоначальном  духовном контексте.

– Многие воспитатели отмечали важность ресурсного круга. Что это такое, зачем он нужен? 

– Это  форма работы с детьми и родителями, при которой организуется открытая коммуникация и, кроме того, в круге формируется ресурс успеха каждого участника. Особенность проведения занятий по программе «Истоки»: мы принимаем  каждый ответ, не исправляем, не говорим, что он не прав. Мы принимаем человека (взрослого или ребенка) таким, каков он есть. Поэтому участник круга не боится быть не понятым, ему дается право на ошибку. Когда он чувствует, что его слово было важным для всех, то с каждым занятием все больше и больше формируется в нем ресурс успеха. 

– А если дается явно ошибочный ответ, с вашей точки зрения как воспитателя или преподавателя? Вы оставляете без внимания?

– Сначала идет оценка ребенка: «я думаю так». Потом  взаимооценка с другим ребенком: «мы вместе в паре думаем так». А экспертную оценку – социокультурный опыт народа  – представляет педагог, который говорит: «А теперь послушайте внимательно, как нужно было выполнить это задание…». Экспертная оценка – это неоспоримый опыт народа. У ребенка есть возможность услышать три вида оценки и сравнить их. При этом педагог оценивает опосредовано, а не прямо, не в лоб. Пусть малыш сказал неправильно, но он в итоге услышал правильный ответ и сравнил со своим. При этом никто ему не сказал, что он плохой.

– Вот сейчас на завершающем ресурсном круге педагоги высказывали опасения о подаче некоторых тем, которые имеют религиозный контекст. Например, о святом Сергии Радонежском. По мнению воспитателей, родители не захотели бы, чтобы их детям в подготовительной группе это рассказывали. Рановато мол...

– Я сказала в ответ, что любой культурный человек в России должен знать, кто такой Сергий Радонежский.  Мы часто боимся, думаем, что дети не готовы что-то воспринимать. А они открыты и готовы. Прекрасный русский педагог Константин Дмитриевич Ушинский говорил: «Небесные семена веры врожденны ребенку и задача педагога – не окорнать его». А когда мы не включаем духовный контекст ни в детском саду, ни в семье, разве мы не поступаем противоположно словам Ушинского? С другой стороны, я понимаю опасения педагогов - не всем знакомо содержание темы. И поэтому рождается страх, тогда как сама тема очень благодатна и ложится на душу детей прекрасно.

– Другие  педагоги сами возразили коллегам. Они напомнили, в каком городе мы живем. О святом Серафиме Саровском деткам рассказывают безо всякого страха в самом младшем возрасте. Батюшка Серафим и преподобный Сергий – это два духовных столпа России.

– Образ Сергия Радонежского никогда и никем не заменить, и с ним рядышком всегда Серафим Саровский. Даже в храме их иконы часто вблизи, бывает, что и изображают их на одной иконе вместе. Это надо помнить, между ними можно провести параллель. Хотя конечно, я хорошо понимаю воспитателей, которые высказали откровенно  свои опасения из-за недостаточной готовности к занятиям. Поскольку содержания в таком глубоком, ценностном плане в нашем с ними образовании не было. Педагоги часто не знают, с какой стороны подойти к материалу. Сама я с программой «Истоки» работаю вот уже 13-й год, но недавно, осознавая, что у меня мало знаний духовных и религиозных, стала посещать курсы  при Вологодском духовном  училище. Думаю, что нам всем еще многому надо учиться.

– У вас есть планы приехать в Саров еще?

– Если Бог даст и если это потребуется.

 
 
 
 
 
 
 

Нравится 0

При использовании любых материалов ссылка (гиперссылка) на сайт Православный Саров обязательна

Текст и фото А.Виноградовой

Write a comment

  • Required fields are marked with *.

If you have trouble reading the code, click on the code itself to generate a new random code.