Православный Саров

Подписаться на RSS-поток

Уроки патриотизма в древнерусском стиле

18 декабря 2012 года

Мой собеседник - иконописец Александр Кузьмин (на фото - слева) - начинает разговор издалека. С тех времен, когда процветало иконописное искусство Палеха, Мстеры и Холуя (трех знаменитых иконописных центров, сохранившиеся образцы которых сейчас называют древнерусской живописью). После революции иконопись запретили, и возрождаться она стала уже не в канонической, а в академической, более современной манере.

Потеря исторической манеры писания иконы для верующих очень печальна - новые формы ближе к католическому стилю, поэтому не содержат в себе зова времен первых наших соотечественников-христиан, да и первозданного византийского духа. Поэтому художники из Сарова, братья Алексей и Александр Кузьмины, целью своего творчества поставили возрождение канонической иконы.  
И в этом весьма преуспели. На прошедшей недавно в Нижнем Новгороде всероссийской художественной выставке "Единение" были одобрены и отобраны для каталога их совместные работы - икона "Казанская Божия Матерь" (дерево, темпера, золото) и икона "Архимандрит Дионисий". Заметим, что "Единение" - проект Правительства России при поддержке Российской академии художеств - проходит раз в 4 года и отбирает лучшие из лучших художественных произведений со всей страны, посвященные идее патриотизма и духовности. Работы саровских иконописцев были отмечены епископом Выксунским и Павловским Варнавой, а также епископом Ставропольским и Невинномысским Кириллом (он долго служил священником в Нижегородской области, краткое время был наместником Саровского монастыря, а потом его избрали во епископы): "Очень рады, что вы не только поддерживаете, но и продвигаете каноническую живопись...". В 2011 и 2012 годах Митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий отметил труды братьев-изографов Архиерейскими Грамотами.
Александр Кузьмин: "Кстати, и образ Серафима Саровского сейчас живет только в академической иконе. Иконописцы делали попытки с 2000 года воплотить этот образ в каноне, но каждый раз получалось, на наш взгляд, что-то не то. Мы написали икону преподобного Серафима Саровского, как список с мироточивой иконы в храме Всех Святых, он находится сейчас в церкви Иова Многострадального (братья трудятся над росписью иконостаса кладбищенского храма. - И.Е.). И в другом случае мы постарались воссоздать канон, считая важным, чтобы истинный образ преподобного Серафима появился именно на саровской земле - наша икона сейчас находится в храме в честь Казанской Иконы Божией Матери на Зеленском съезде в Нижнем Новгороде. Кстати, отец Лев Юшков – настоятель храма святого Иова - радеет о древней иконописи, понимает важность канонического образа и популяризирует его".
Хочется немного рассказать о моих героях - это тот случай, когда с детства их любимым занятием было рисование. Причем первым раскрылся талант Алексея (и сейчас признанного лидера в семейном дуэте) - лет в пять он уже рисовал внушительные изображения белочек и зайчиков размером в ватманский лист. Но в художественную школу талантливый ребенок отчего-то не желал идти. Тогда мама прибегнула к помощи "тяжелой артиллерии" - сказала старшему сыну Саше: "Иди сам учиться, с тобой и он пойдет".
Сейчас Алексей и Александр Кузьмины члены Союза Художников России. Александр - член бюро секции храмового искусства в Нижегородском отделении Союза художников России.
Оба брата работают по 12-14 часов в день, создавая иконы для нижегородских и ставропольских храмов, и если бы силы позволяли, работали бы больше - настолько велика нехватка икон в России... Уже понемножку приобщают к своему искусству детей. Значит, мастерство будет жить.

Современная иконопись в Сарове / 2010.09.27 Переезд в новое помещение мастерской Н.Королевой
 
 
 

Нравится 0

При использовании любых материалов ссылка (гиперссылка) на сайт Православный Саров обязательна

Текст Ирины Егоровой, фото икон в храме Иова Многострадального Анны Виноградовой

Write a comment

  • Required fields are marked with *.

If you have trouble reading the code, click on the code itself to generate a new random code.