Прошел великий праздник Крещения Господня. Люди купались и пили крещенскую воду – великую агиасму. И много ее запасли, на целый год. Теперь у некоторых возникают вопросы, как правильно ее использовать и хранить? Существуют разные слухи и домыслы. Об этом разговор с протоиереем Александром Сухоткиным.
– Бытует мнение, что вода, освященная на молебне после литургии в Сочельник Крещения Господня, чем-то отличается от воды, освященной на следующий день, 19 января.
– На самом деле, это не так. Изначально воду освящали только в день праздника. Потом для удобства верующих был установлен водосвятный молебен в Сочельник. Чтобы они могли днем взять воду и отнести ее родственникам в соседнюю деревню, где нет храма. Эта традиция сохранилась до сего дня. Вода же ничем не отличается, по всем качествам и достоинствам она абсолютно одинаковая. Хотя из-за нашего суеверного отношения к святыням каких только мнений не услышишь! Кто-то превозносит воду, освященную в Сочельник, а кто-то, наоборот, говорит, что она не совсем крещенская. Некоторые утверждают, что водою можно кропить только строго определенные вещи, а другие никак нельзя. Кто-то говорит, что воду, освященную в Сочельник, пьют не натощак, а воду следующего дня – натощак. Повторюсь, что вода совершенно одинаковая и правила пользования ею – одинаковы. Пьют крещенскую воду натощак, за исключением болезни. В этом случае можно пить воду и умываться ею независимо от принятия пищи.
– Также есть благочестивый обычай считать всю воду освященной после полуночи.
– Так ли это происходит, никто не может сказать со стопроцентной уверенностью. Это – чудо Божие, и один Господь знает, когда и как Он его совершает. Однако мы, верующие люди, считаем, что это действительно так, и что вода пребывает освященной в течение трех дней – 19, 20 и 21 января.
– Некоторые боятся в эти дни использовать воду в хозяйственных нуждах и самим мыться, чтобы не осквернить святыню.
– Это – очередное заблуждение. Григорий Богослов в Слове на Крещение Господне написал, что воду можно использовать ничтоже сумняшеся так, как это было потребно всегда в любые остальные дни... В советское время был распространен обычай ставить на стол банку с водой и, помолившись, использовать ее после 12 часов ночи как крещенскую. Существовал обычай хранения крещенского снега (выпавшего в день Крещения). Его собирали в мешочки, убирали в холодные погреба и целый год хранили для обтирания младенцев и других целей.
– Некоторых людей смутило то, что в этом году в храмах впервые продавались бутылки с крещенской водой.
– Мы это сделали, откликнувшись на просьбы (и даже – требования) горожан, бывшие в прошлом году. Как правило, это – люди, которые спешат за водой с работы, в обеденный перерыв, не имея бутылок. Стоять в очереди у них нет времени, им удобнее взять уже приготовленную воду. Но кому-то это не понравилось, кто-то посчитал, что так делать нельзя. Возможно, у нас это не приживется. Хотя не мы это придумали. Обычай фасовки крещенской воды и выдачи ее за пожертвования бытует во многих регионах. В прошлом году мы наблюдали подобное в Екатеринбурге, где это уже в порядке вещей. Там освящают бутилированную воду, и она стоит за свечным ящиком круглый год. Каждый, кому надо, берет ее домой.
Мы приготовили не очень много бутылок, не зная, как они разойдутся. Ведь большинство людей идут за водой специально, чтобы налить ее в свои емкости. Кстати, в эти праздничные дни в приходских храмах ушло вдвое больше воды, чем в прошлом году. Берут помногу. Это радует, значит, людям действительно нужна великая агиасма. В этом году мы впервые напечатали памятку о крещенской воде, которая распространялась в храмах за пожертвования. Надеюсь, что она пригодится людям.
– Как правильно хранить крещенскую воду?
– Некоторые относятся к этому небрежно, наливают крещенскую воду в немытые бутылки, держат в сыром погребе. Святую воду лучше всего хранить в стеклянной или керамической посуде (пластиковые бутылки использовать для хранения нежелательно). Эту посуду нужно как-то подписать, пометить, чтобы никто по ошибке или в случае смерти владельца не вылил великую агиасму в неподобающее место. Нужно хранить ее отдельно в каком-нибудь темном шкафу и с благоговением использовать после прочтения соответствующей молитвы на принятие святой воды и просфоры.
– Когда прихожане после молебна приходят с крещенской водой домой, они первым делом окропляют свое жилище. По этому поводу возникает много вопросов. Что можно кропить, а что нельзя?
– Если когда-то священник освятил ваше жилище, то теперь вы самостоятельно окропляете свой дом крещенской водой, призывая на него благодать Духа Святаго во обновление предыдущего освящения. Точно так же обновляется освящение храма, который окропляется по окончании водосвятного молебна. Священник окропляет стены храма, алтарь, престол, жертвенник, богослужебные сосуды, а потом – народ.
И вы дома можете окропить все помещения, включая туалеты и чуланы. Смело окропляйте потолки, стены и пол (только по нему после этого не ходить, пока не высохнет). Впоследствии можно мыть пол, чистить и протирать от пыли мебель, которая была окроплена крещенской водой.
Окропление жилища – это древний благочестивый обычай. Точно такой же, как и обычай ставить над входной дверью крестик от свечи, принесенной из храма после чтения 12 Евангелий в четверг Страстной Седмицы. Раньше каждый обычай имел смысл, ныне многими позабытый. Например, для чего раньше люди брали домой освященную вербу? Хозяйка этой веточкой выгоняла первый раз весной коров в поле, чтобы передать им Божье благословение. Раньше люди стремились освятить все свои дела и житейские попечения…
– Как вы относитесь к попыткам дать естественнонаучные объяснения особых свойств крещенской воды?
– Еще в советское время были написаны научные работы на эту тему. Ученые проводили исследования, желая доказать, что крещенская вода – самая обыкновенная, а священники обманывают народ. Но они пришли к выводу, что после чина Великого освящения структура и свойства воды действительно меняются, и в ней погибают микробы. Но изменением свойств воды нельзя объяснить, почему один человек получает исцеление, а другой нет. Как измерить действие Духа Святаго на воду и на болящего? Нет таких измерительных приборов и методик. Исцеление происходит не потому, что человек выпил измененную воду, а потому, что Сам Господь изменил этого человека посредством воды. Без Божественного вмешательства ничего не может произойти.
– Почему же воздействие крещенской воды на людей столь различно?
– Не нужно забывать о том, что любая вода – это объект веры. Если человек не верит в благодатные свойства крещенской воды, то никакой пользы она ему не принесет. Если же человек с верой принимает святую воду, то может получить исцеление различных болезней. «По вере вашей да будет вам», – говорит нам Святое Евангелие.
Некоторые люди воспринимают воду как средство магического действия. Они считают, что если прочитали молитву, допустим, «Царю Небесный», дали ребенку попить крещенской воды, то он сразу же должен выздороветь. Но нельзя относиться к крещенской воде как к волшебной палочке. Исцеляет не вода, а Господь. Он видит сердце человеческое, его веру, а главное – необходимость совершения того или иного чуда.
Беседовала М.Курякина