Православный Саров

Подписаться на RSS-поток

Дети ловят каждое ее слово

5 марта 2023 года

2023 год указом Президента России объявлен Годом педагога и наставника. Хочется рассказать об одном из таких наставников — художнике-иконописце Надежде Николаевне Королевой, которая занимается с детьми в иконописной студии «Лики» при духовно-научном центре Саровского монастыря.

Занятия проходят в монастырской иконописной мастерской, которая размещается в старинном намоленном здании. Там царит какая-то звенящая тишина. Все помещение заставлено иконами и детскими работами. Выстроились в ряд одинаковые образки с поясным изображением батюшки Серафима — подарочный фонд для гостей Нижегородской епархии. Заказы и незавершенные работы, кисти и краски. Старинные иконы, принесенные на реставрацию, и у каждой — своя история. Горит лампада перед образом Спасителя, а когда-то на этой иконе рубили мясо, все шпонки сзади были изрублены топором. Иконописная мастерская — место необычное и завораживающее. Детишки, видимо, тоже чувствуют особый молитвенный дух и сосредоточенно молча рисуют или лепят. Посторонние разговоры здесь не приняты, ведь иконы пишутся с молитвой. Лишь изредка педагог дает указания или подправляет рисунок. Голос у Надежды Николаевны звучит настолько тихо, что надо прислушиваться. Однако дети ловят каждое слово, сразу исполняют сказанное, и педагогу не приходится повторять дважды.

Темы для детских работ педагог черпает из годового круга православных богослужений, как это происходит и в воскресных школах. Детей немного, самые маленькие из них — первоклашки. Ребятишки зимой рисуют заснеженные храмы и Рождество, лепят ангелов из затвердевающего пластика, весной — пасхальные композиции, пробуждение природы, расписывают декоративные яйца, делают своими руками поделки в подарок братии монастыря. Не спеша осваивают разные художественные техники и элементы иконописи. Вообще здесь все делают с молитвой и не спеша. Девятилетним воспитанникам Надежда Николаевна уже доверяет роскрашь настоящих икон (первый красочный слой внутри контура), дальше — больше.

Иконописная студия для детей работает при Саровском монастыре с 2016 года. Как правило, туда приходят подготовленные ребята, которые параллельно занимаются в художественной школе или во Дворце детского творчества. Можно увидеть работы выпускников студии «Лики». Старшеклассницы под руководством Надежды Николаевны копировали иконы XIX века, писали сложные композиции, прп. Серафима с медведем. Выставка их работ проходила в музее духовно-научного центра Саровского монастыря. Некоторые из ее выпускниц получают высшее художественное образование. Так, Елизавета Фадеева учится на архитектора, Александра Орехова — на реставратора.

После урока дети молятся и, по сложившейся традиции, пьют чай вместе с Надеждой Николаевной — не отпускать же их домой голодными. Двое собственных ее детей выросли и разъехались, и теперь Господь послал учеников. Когда свои дети еще были малы, они находились рядом и смотрели, как мама работает, все впитывали, как губка. Любили подниматься на леса, когда мама расписывала храмы. Сын Коля мастерил чудесные объемные макеты храмов. Дочь Таня помогала в работе, замечательно рисовала и даже становилась лауреатом Всероссийского конкурса «Красота Божьего мира», а теперь она учится на дизайнера. Супруг во всем поддерживает Надежду Николаевну, а это очень помогает и в работе, и в жизни.

Но расскажем и о самом педагоге, который уже 25 лет передает свой опыт ученикам.

В 1998 году Надежда Королева вернулась в родной Саров после многолетней учебы. У нее за плечами были саровская Детская художественная школа, Санкт-Петербургский лицей при Академии художеств и иконописное отделение Московской Духовной Академии. В Сарове начала преподавать в ДХШ и Детской академии рукоделия. Потом директор воскресной школы священник Александр Брюховец (тогда еще мирянин) пригласил Надежду Николаевну вести кружок иконописи. Туда потянулись не только дети и подростки, но и взрослые люди. Кружок действовал до начала 2008 года, прекратив свое существование из-за наплыва большого объема работы. Зато в эти годы сформировалась группа единомышленников, бригада иконописцев. Они проектировали иконостасы, писали и реставрировали иконы.

В 2003 году в Сарове шла подготовка к торжествам по случаю столетия канонизации прп. Серафима Саровского, в сжатые сроки восстанавливали храм в честь батюшки Серафима. Надежда Николаевна вместе с другими художниками работала над росписью храма, писала орнаменты на стенах и под куполом, художники трудились по 10 часов в день. Работа эта требует не только художественного мастерства, но также хорошей физической подготовки и предельной собранности, ведь под куполом теряется ощущение высоты. Однажды художница чуть не сорвалась с лесов, на ярусе не хватало доски, и одно неловкое движение могло стоить ей жизни. Но даже после этого она не перестала заниматься любимым делом.

Это было историческое время. Полным ходом шло восстановление храмов. Жизнь менялась на глазах. У людей захватывало дух от причастности к этим событиям. Следующим в нашем городе возрождали храм Иоанна Предтечи. В 2006 году бригада художников покрыла стены венецианской розовой шпаклевкой и позолотила всю лепнину. Работы завершили к 300-летию Саровской пустыни и восстановлению монастыря, и Святейший Патриарх Алексий II освятил этот храм.

В 2008-2009 годах Надежда Николаевна участвовала в росписи приделов Казанского храма Дивеевского монастыря под руководством Алексея Анциферова, а также алтаря в нижнем приделе приходского Елизаветинского храма в с. Дивеево — в честь св. Иоанна Богослова. Писала лик Спаса Нерукотворного площадью около шести кв. м. Вместе с другими саровскими иконописцамибратьями Кузьмиными — делали настенную роспись. Художникам приходилось трудиться в очень напряженном режиме, чтобы успеть завершить роспись к намеченному сроку освящения храма. Эта работа дала ей бесценный опыт и понимание, как многому еще нужно самой учиться.

Надежда Николаевна на какое-то время отошла от преподавания, с головой погрузившись в работу, писала и реставрировала иконы. Особенно интересно ей было с нуля разрабатывать иконографию новомучеников, которым еще никто не писал икон, и подсмотреть негде. Работа творческая и интересная, поэтому саровские художники помогают друг другу, стремятся к профессиональному росту.

Надежда Королева для Саровской пустыни написала много аналойных икон; для храма Иоанна Предтечи — икону святых Царственных страстотерпцев, алтарную икону Иоанна Предтечи в полный рост; в храм преподобных Зосимы и Савватия — храмовую икону Соловецких святых с частицами их мощей и распятие; еще одно распятие в Успенский собор, а также большие иконы «Спас Нерукотворный» и «Исцеление Господом слепого» в киотах и много других работ, хорошо известных нашим православным прихожанам; расписала баптистерий прихода Пантелеимона Целителя. И, по-прежнему, художники выполняют частные заказы на иконы. Они – изящного письма, тщательно отделаны, украшены тонким орнаментом и золотым тиснением с использованием сусального золота.

Прошло время, и Надежда Николаевна по благословению наместника Саровского монастыря игумена Никона (Ивашкова) вернулась к преподаванию, о чем ни разу не пожалела. В студии «Лики» могут заниматься дети от 7 до 18 лет. Также она проводит эксурсии по мастерской для школьников города. Рассказывает им, что такое икона; показывает технологию ее создания. Это, конечно, отвлекает от работы, но Надежда Королева любит детей и готова уделять им время, терпеливо объяснять. А уж успехам юных художников она радуется, как собственным!

Надежда Николаевна с радостью относится к своему послушанию и благодарит Бога, который дал ей не только любимое дело, но и замечательных, талантливых учеников, общение с которыми приносит радость.

Духовно-научный центр в Сарове / 2024 год / 202412-На лекции Е. Мавлихановой о Первоначальнике Иоанне
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Нравится 0

При использовании любых материалов ссылка (гиперссылка) на сайт Православный Саров обязательна

Материалы подготовила М. Курякина

Write a comment

  • Required fields are marked with *.

If you have trouble reading the code, click on the code itself to generate a new random code.