20 апреля 2024 года
19 апреля в духовно-научном центре Саровского монастыря кандидат физико-математических наук, диакон Артемий Мусин провел встречу с учениками 5-11 классов и педагогами Саровской православной гимназии на тему «Христианство в видеоиграх и аниме».
Отец Артемий рассказал о том, какие можно найти христианские мотивы в видеоиграх и аниме. Впрочем, там также присутствуют идеи и верования других религий, причем, далеко не безобидные. По словам выступающего, ныне запрещенная секта Аум Сенрике заказывала аниме, через которые транслировала свои взгляды. Есть и православные энтузиасты, которые развивают миссионерский проект священника Павла Островского «Евангелие в манге», пытаясь использовать язык японских комиксов для проповеди христианства среди неверующей молодежи. Правда, в марте 2023 года на официальном сайте Синодального миссионерского отдела Московского Патриархата опубликовали заключение коллегии отдела, в котором говорится, что проект «Евангелие в манге» (в существующем на тот момент виде) входит в серьезное противоречие с принципами православного миссионерства и не может быть рекомендован для миссионерской работы.
На самом деле, культура аниме и видеоигр эклектична, она содержит различные религиозные атрибуты, но часто без духовного содержания. Например, если в игре сражаются армии монахов, драконов и инопланетян, мы же не будем всерьез говорить о каком-то христианском компоненте игры.
Основная идея докладчика состояла в признании факта, что дети погружены в виртуальный мир, родителям с этим бесполезно бороться, поэтому им следует возглавить процесс — смотреть вместе с детьми аниме-сериалы и компьютерные игры, обсуждая с ними эти явления современной массовой культуры.
В связи с этим вспомнился реальный случай из жизни, когда мои дети были школьниками младших классов. Девочкам нравился аниме-сериал, и я посмотрела вместе с ними несколько серий. Сюжет был захватывающий, дети погрузились в него целиком — сидели, открыв рот. Главные герои были смелые, борцы за справедливость, верные друзья — наверняка дети хотели быть похожими на них. Но каплей дегтя явилось то, что герои общались с некими могущественными духами. Мы стали беседовать с детьми о том, что мы — православные, а православие признает существование добрых и злых духов. Какой же дух изображен в мультфильме? Он побуждает героя к мести и наказанию якобы отрицательных персонажей. Выходило, что это скорей всего злой дух или бес. Рассказала о том, как опасно общаться с духами, которые хотят погубить человека. О том, как один человек послушался голоса духа, пошел и на Пасху убил трех оптинских монахов.
В результате разговора у детей испортилось настроение. Им не понравилась критика героев, которых они полюбили, и они уже не хотели смотреть мультфильм вместе с мамой. В итоге, после совета с мужем мы все-таки запретили детям смотреть этот сериал и объяснили почему. Надо сказать, что у детей тогда не было карманных гаджетов, просмотр осуществлялся на стационарном компьютере. Вы можете спросить, а если дети все-таки нарушат запрет родителей? Думаю, что в таком случае они понимают, что поступают плохо, и совесть их будет обличать. Массовая культура и гейм-индустрия много чего предлагают. Но устанавливать границы дозволенного — прерогатива взрослых, которые отвечают за здоровье ребенка, в том числе душевное и духовное здоровье.
Когда говорят о том, что хорошие родители должны разделять с детьми их увлечения, погружаясь вместе с ними в модную музыку, фильмы и игры, хочется спросить, а почему бы не наоборот? Почему бы ребенку не погрузиться в дела родителей: помочь маме приготовить ужин или папе починить велосипед? В нашем детстве не было такого, чтобы перегруженный родитель откладывал все свои дела, чтобы погрузиться вместе с ребенком в виртуальную реальность. Более правильным видится стремление родителей подтянуть ребенка на новый, более высокий уровень, а не опускаться до его уровня...
Отцу Артемию задали вопрос. Если в мультфильме или компьютерной игре присутствуют, как нам кажется, христианские мотивы, приближает ли нас это к Богу? Отец диакон ответил, что его лично не приближает и не отдаляет, поскольку для него это времяпровождение является вариантом досуга и отдыха. Но если эта продукция не приближает к Богу, то какой смысл отыскивать в ней зерно христианства? Рассматривать это как упражнение по практическому применению знаний в области православной веры? Или отыскивание христианских мотивов является оправданием игровой зависимости? Вопросов много, и искать ответы на них придется самим родителям.
Нравится | 0 |
При использовании любых материалов ссылка (гиперссылка) на сайт Православный Саров обязательна