К середине 70-х годов в Сарове начал зарождаться интерес к религиозной философии, Православию среди ученых и инженеров Ядерного Центра. Немалое влияние на это оказали встречи некоторых саровчан с православными москвичами. Вот, что рассказал об этом Владимир Михайлович Карюк:
– В 1974 году меня познакомили с верующими москвичами, близкими к искусству и науке. Их духовным наставником был гонимый в то время священник Дмитрий Дудко. Они были воцерковленными и давно общались. Оттуда мы начали постоянно получать православную литературу, которой в то время ещё не было в открытой продаже.
И у нас в Сарове стал собираться круг близких по духу и восприятию людей – И. Сидоров, В. Заярный, И. Травов, Н. Згодько, В. Иванов. Позже – А. Горбунов и др. …Мы вызывали недоумение соседей – молодые люди, вместо того, чтобы гулять, ездят в храм.
Велико было значение и доставляемой в город литературы, о чём говорит Евгений Михайлович Тарасов:
– Тогда нам открылось много имён – В.В. Розанов, А.Ф. Лосев, Влад. Соловьёв, И. А. Ильин. Это было интересно. Это словно давало дополнительную степень свободы.
В городе начал формироваться круг людей молодого возраста, в которых благодаря общению, книгам, поездкам в действующие церкви пробуждалось настоящее религиозное чувство.
– Основателем, центром притяжения молодёжной группы верующих был Владимир Михайлович Карюк. Вокруг него собирались те, кто приходил к Православию. И это движение постепенно нарастало – вспоминает В. В. Заярный.
Событиями, оказавшими большое воздействие на духовную жизнь Сарова, были празднование в июле 1988 года 1000-летия Крещения Руси, когда на торжествах в Арзамасе побывали многие саровчане, а также Торжества второго обретения мощей преподобного Серафима Саровского в июле-августе 1991 года в Дивееве, окончательно взломавшие лед атеизма. К тому периоду относится активизация в Сарове движения интеллигенции, направленного на познание христианства, изучение истории Саровской пустыни, осознание необходимости возрождения православной жизни во всех ее проявлениях.
Были организованы философский и исторический клубы, которые совместно с Городским Советом народных депутатов провели в июле-августе 1990 года в окрестностях Сарова Первые Всероссийские историко-философские чтения, посвященные памяти преподобного Серафима Саровского. Цель Чтений, заявленная в Обращении их участников: «Помощь делу возрождения исторической памяти и духовности русского народа». Среди участников чтений, собравшихся из Сарова (в тот время – Арзамас-16), Горького, Москвы, Кишинева и из Болгарии, были известные писатели, ученые, священнослужители, общественные деятели. Членами оргкомитета чтений были саровчане Ю. Т. Синяпкин, А. В. Федоров, А. А. Агапов, И. И. Ситников. В дальнейшем состоялись ещё несколько таких чтений.
Философский клуб (председатель А. В. Федоров), при содействии Отдела культуры, приглашал в Саров известных русских писателей, журналистов, деятелей культуры. Саровчане начинали лучше понимать значение Православия в жизни народа.
Одновременно с религиозно-философским направлением в Сарове развивалось и историко-краеведческое. Не все его участники впоследствии воцерковились, но объединившись в Историческое объединение «Саровская пустынь» (председатель А. А. Агапов), они вели активную поисковую и просветительскую работу, работали в архивах, опрашивали местных жителей. Общественный музей, организованный ИО «Саровская пустынь», был преобразован позднее в городской музей «Саровская пустынь». Участники Исторического объединения стали инициаторами историко-краеведческих конференций, экспедиций, выставок, которые пробуждали интерес саровчан к православной теме, помогали лучше познать свой удивительный город и Присаровье.
В 1998 г. вышла в свет книга А. М. Подурца «Саров: памятник истории, культуры, православия». В 2002 г. – получившая признание и в научном мире, и среди многочисленных читателей книга В. А. Степашкина «Преподобный Серафим Саровский: предания и факты».