18-20 марта 1998 года, Москва - Сергиев Посад
С 18 по 20 марта 1998 года Всемирный Русский Народный Собор провел в двух древнейших и известнейших русских обителях, московском Свято-Даниловом монастыре и Свято-Троицкой Сергиевой лавре, Соборные слушания на тему «Вера и знание: наука и техника на рубеже столетий». К участникам слушаний обратился глава Собора Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II. Слушания также приветствовали руководители высших органов законодательной и исполнительной власти России. Среди основных докладчиков были президент Российской академии наук Ю. С. Осипов, министр науки и технологий Российской Федерации В. Е. Фортов, председатель Отдела внешних церковных сношений Московской патриархии митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл.
Участники слушаний, священнослужители и богословы Русской православной церкви, ученые, представители творческой интеллигенции, общественные деятели, преподаватели и студенты московских духовных академии и семинарии, провели разностороннее обсуждение следующих проблем: богословское осмысление нынешних реалий науки и техники, духовно-нравственные основы профессиональной деятельности, новые технологии и будущее человечества, этика служения в российской науке, судьба научно-технического и культурного достояния России в XXI веке. В ходе соборного обсуждения участники слушаний пришли к обобщающим выводам.
Религиозное постижение мира как творения Божия не отрицает правомерности научного познания его закономерностей. Противостояние же науки и религии наблюдается в тех случаях, когда они формулируют ультимативные суждения о предметах, выходящих за пределы их ведения.
Условием плодотворного взаимодействия представителей науки и религии является признание естественных возможностей и границ данных сфер духовного и интеллектуального труда человека. История свидетельствует, что нарушение этих пределов, с какой бы стороны оно ни исходило, наносит существенный ущерб духовному развитию человеческого сообщества, создает предпосылки для внедрения и распространения оккультизма, суеверия и тоталитарных сект. Сегодня необходимо настаивать на тактичном, бережном отношении науки и религии к пограничным проблемам их деятельности.
В истории имели место примеры как вторжения религии в сферу научного познания, так и претензий науки на роль единственного источника знаний. Горький опыт уходящего века показывает, что вытеснение религии на периферию человеческого бытия во многом предопределило кризис современной цивилизации.
Перед современным религиозным сознанием, в первую очередь православным, стоит задача: утверждение границ религиозного и научного опыта и противодействие неправомерной экспансии наукоцентричного мировоззрения.
События 1917 года прервали эволюционный ход русской истории. Многие научно-технические достижения России, целый пласт духовной культуры и традиций оказались сознательно изъяты из народной жизни при советской власти. Наша общая задача - выявить духовные и иные факторы, приведшие к национальной катастрофе, вернуть светскому обществу утраченные им знания, восстановить насильственно оборванную связь времен и дать новый импульс созидательной работе, основанной на верности традициям и на устремленности в будущее.
В результате перемен, происходящих в государстве, нарастает расслоение общества, и почти каждая социальная группа выдвигает свои права на владение национальным наследием. Традиционные исторические ценности, научное и культурное достояние иногда употребляются далеко не на пользу России.
С этим связан и еще один вопрос: во имя чего, как и кем будет использоваться наше наследие?
Научно-техническое и культурное наследие России было и остается соборным достоянием. Оно должно принадлежать и служить всему народу и требует государственного охранения, общественной заботы и церковного попечения.
В сегодняшней критической ситуации, когда многие ресурсы выживания народа и государства близки к исчерпанию, спасительным резервом России следует признать духовный и интеллектуальный потенциал всего нашего общества.
Наука давно стала мощным инструментом, преобразующим окружающий мир, но она же таит в себе опасность для человека. Особенно актуальным является вопрос о необходимости введения определенного моратория на практическое применение открытий теоретической науки, представляющих реальную угрозу существованию человечества и всепланетарной жизни. Представляется целесообразным провести международные слушания по теме «Нравственные основы научного служения». Принцип «не навреди» должен стать категорическим императивом каждого ученого, сознающего свою ответственность перед Богом
и людьми.
Такое самоограничение деятелей науки не может быть результатом внешнего принуждения. Оно должно быть добровольным, проистекающим из определенных нравственных установок. Но от того, как будет решаться этот вопрос, в значительной мере зависит само существование человечества. Таким образом, никогда еще
на всем протяжении человеческой истории с такой силой и наглядностью не вставал вопрос об определяющем влиянии духовного фактора на жизнь человека и общества.
Поэтому столь важно духовное окормление православных ученых, в особенности сотрудников крупных научных центров, которые работают над проблемами, потенциально опасными для человечества. Речь идет, в первую очередь, о генной инженерии, информационных технологиях, психотехнике, ядерных исследованиях и технологиях и многом другом.
Пастыри, окормляющие ученых, должны быть знакомы с нравственными проблемами, связанными с их профессиональной деятельностью, проявлять неподдельный интерес к работе своих прихожан, к делу их жизни. Необходимо специально готовить священнослужителей к подобной работе. Ученые готовы к сотрудничеству в этом с ведущими духовными центрами России. Сегодня такое сотрудничество, осуществляемое трудами многих пастырей и ученых, уже приносит зримые плоды. Представляется целесообразным расширение форм взаимодействия между учеными и священнослужителями, учащимися духовных школ и студентами технических вузов и университетов. Для определения конкретных направлений и видов такого взаимодействия необходимо учредить при Соборе постоянно действующую комиссию, которая совместно с Президиумом определит план практической работы на основе предложений участников настоящих слушаний.
Ясно понимая, что единство веры и знания должно утверждаться в народе через образование и воспитание юношества с самого раннего возраста, участники слушаний поддерживают повсеместное введение в средних общеобразовательных школах уроков православия, проводимых на добровольной основе в рамках сетки учебных часов.
Как воцерковленные, так и идущие к вере ученые, все чада церкви и России, призываются всеми своими силами, человеческими и профессиональными возможностями служить восстановлению традиций православной культуры, строя общественные и личные взаимоотношения на принципах любви, терпимости, милосердия и взаимного уважения, стремясь к христианскому разрешению конфликтов. В этом делании они могут вдохновляться примерами великих сынов России - православных ученых Ломоносова, Менделеева, Павлова, Сеченова, Бехтерева, архиепископа Луки (Воино-Ясенецкого), многих других.
Участники слушаний убеждены, что в качестве соборной общности русский народ, как и любой другой, равно как и каждый отдельный человек, имеет свое индивидуальное божественное предначертание, должен внести свой неповторимый духовный вклад в симфонию мира. Стержнем духовного и государственного становления русского народа явилось православие - вера, изначально бывшая основой домостроительных принципов и жизненных установок наших предков.
Преодолевая последствия периода государственного богоотступничества и богоборчества, деятели науки, священнослужители и богословы призваны сообща, всеми силами способствовать восстановлению поколебленного духовного смысла человеческого бытия и жизни Отечества, воспрепятствовать размыванию основ христианства и попранию богообразной природы человека.
Собор, объединяющий священнослужителей и мирян, отмечает необходимость восстановления в полном объеме домостроительной миссии церкви в обществе, изначально присущей ей на Руси.
Мы, представители веры и знания, встретились здесь как братья и сестры в предчувствии совместной радостной работы на благо России и всего христианского мира.