Православный Саров

Подписаться на RSS-поток

Становление отношений Российского федерального ядерного центра ВНИИЭФ и Русской православной церкви

Возродить этику служения

Город №. 1996. 21 ноября.

Е. Власова

12 ноября в Свято-Даниловом монастыре проходили слушания ВРНС на тему «Ядерные вооружения и национальная безопасность России». В них принимали участие сотрудники ВНИИЭФ, в том числе и. о. директора Р. И. Илькаев.

Наших читателей, безусловно, интересует, чем Слушания могут помочь институту и городу, почему они привлекли внимание наших специалистов.

С корреспондентом Е. Власовой беседуют участники Слушаний физик Игорь Жидов и журналист Дмитрий Сладков.

Еще в начале 70-х годов стало ясно, что марксистско-ленинская идеология потеряла действенность, изжила себя. В обществе воцарилась обстановка идейного цинизма. Такие образования, как наш город, держались до последнего. Но развал 1985-1991 годов затронул и организации, которые являлись опорами государства. Теперь, когда момент может быть образно - но без преувеличения - охарактеризован как оборона последнего окопа, естественно стремление к их объединению. Почему это именно ученые, армия и церковь? Потому что их деятельность держится на глаголе «служить». Служить тому, что выше тебя, выше личного профита. Контакты Федерального ядерного центра и церкви лежат именно здесь, в области реконструкции «этики служения».

- Давайте попробуем более детально разобрать механизм этой реконструкции.

Прежде всего: чему служить? Простые слепки с образцов прошлого, как бы привлекательны они ни казались, невозможны. То есть сейчас стоит задача выдвижения таких идей, которые объединят общество, потерявшее все ориентиры истинного служения.

Второе. В стране еще остались элитные (в лучшем смысле этого слова) профессиональные группы. Раньше их деятельность координировалась на уровне отделов ЦК, а сейчас имеющиеся государственные механизмы нужного согласования не обеспечивают. Итог: целого нет, есть разрозненные части. На какой «площадке» должно произойти их объединение? Безусловно, на той, которую расчистят и приготовят здоровые общественные силы.

И третье - преемственность традиций, без чего развитие невозможно. В истории страны не бывает «черных дыр». Все, что было, привнесло нечто важное в копилку социального опыта. Нужно просто правильно связать разные исторические отрезки без потери общности идей, которые объединяли наших предков и призваны объединить нас. Решение трех указанных задач и позволит заложить основу этого объединения.

Корр. Почему поиски идей - не денег, не заказчиков, не инвесторов, а именно идей, которые выглядят глубоко гуманитарными - важны сейчас для нашего сугубо технического научного центра?

- Город всегда был мощным элементом опорного каркаса Державы. Он был так создан, так рос и развивался. И теперь жить в нем «вообще», как в райцентре типа Урюпинска, не сможет никто. Причем наша деградация, как раз в силу специфики, будет очень тяжелой. Почему-то эта простая истина не осознается горожанами в достаточной мере. Более того: если мы не примем самого непосредственного участия в новом строительстве, то поступим как неразумные члены семьи, позволяющие чужим решать их проблемы. Нет, наши проблемы должны формулировать мы сами, и сами находить пути их решения.

Корр. В чем еще наша сегодняшняя особенность?

- Нам нужно обосновать и сохранить свой приоритет в новом обществе, где очень многие ориентиры основаны на непосредственной, прямой выгоде: товар - деньги. А наша основная продукция - принципиально не рыночная и не должна быть таковой. Ядерные технологии не должны быть предметом рыночных торгов. Но наше прошлое невнимание к технологиям социальным в итоге крайне ослабило все защитные механизмы в городе. И мы должны овладеть этими социальными технологиями.

Корр. В таком случае не узок ли круг участников Соборных слушаний?

- Мы пытаемся достучаться во все двери, где могут что-то услышать, включаться в самые разные собрания, активно общаться с центральной прессой. Но, понятно, не везде находим отклик.

Корр. Почему же Православная церковь стала нашим союзником?

- Внутри церкви тоже идет обновление, через дискуссии, разнообразные контакты, осознание происходящего. Чтобы говорить с людьми, живущими

в сегодняшнем мире, надо знать этот мир и выразить отношение к его реалиям. Очень жесткие, они требуют адекватной оценки, которая может быть получена с помощью специалистов.

Корр. В эту оценку, несомненно, должно входить понятие о безопасности России?

- Митрополит Кирилл хорошо сказал в своем выступлении на слушаниях: если то и дело повторяют «безопасность, безопасность», значит, действительно близка погибель.

Корр. А кто еще выступал?

- Депутаты Госдумы, например, В. Лукин, С. Сулакшин, ученые, общественные деятели, журналисты.

Корр. Как освещалась работа Слушаний и что нам предстоит еще узнать о них?

- На открытии присутствовало более 50 корреспондентов центральных газет, радио и ТВ. Соответствующие сюжеты прошли в «Вестях», по ОРТ и в передаче «Русский Дом», хотя, надо сказать, только в дневное время. Газеты «Правда», «Советская Россия», «Российские вести» поместили материалы на тему Слушаний. О них в ближайших номерах должны будут рассказать «Независимая газета», «Труд», «Красная звезда» и «Русь Державная» (это серьезное околоцерковное издание).

А полностью материалы выступлений и дискуссий нам поможет выпустить (надеемся, к февралю) клуб «Реалисты», объединяющий влиятельных людей, болеющих за Россию не на словах, а на деле.

Корр. Они помогали и при проведении Слушаний?

- Да. Вообще многих интересует, на чьи деньги они проходили. Можно ответить: ни на чьи. Ничего не стоили зал, регистрация прибывающих, оформление визиток... Поскольку работали один день, не было расходов по размещению. А ехали «за свои». Так что в целом Слушания можно назвать доброхотным деянием.

Корр. Было что-нибудь неудачным?

- Как ни странно, отсутствие сколько-нибудь серьезных слов со стороны оппонентов или просто неудачных выступлений. Ведь именно полемика, дискуссия, ответы на критические замечания помогают выработать свою позицию.

Корр. Каковы перспективы вашей работы?

В феврале состоится IV Всемирный русский народный собор. Его тема изменена в сравнении с первоначальными планами и звучит теперь так: «Национально-государственная идея России». Как бы она в итоге ни была сформулирована, главное - чтобы в обществе сложился такой интеллектуальный и моральный климат, в котором было бы не смешно думать об Отечестве. А сейчас это смешно в представлении очень многих.

И сегодня нужно собирать тех, кто будет возрождать Россию. По нашему глубокому убеждению, основной силой этого тяжелого процесса станут те, кто занимается своим делом не по приказу и не за деньги. Это советский средний класс - высококвалифицированные рабочие и научно-техническая интеллигенция. Именно им близка идея бескорыстной работы на благо Отчизны. Но до объединения этих сил еще далеко, пока что каждый в отдельности бережет уровень своего индивидуального комфорта. На самом деле страна действительно в последнем окопе. Вся. Однако есть такое правило: враг силен, когда мы слабы.

| Оглавление |